Публикации Курсовая работа. Тема «Система работы над устной речью учащихся младших классов на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО »

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Курсовая работа. Тема «Система работы над устной речью учащихся младших классов на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО »
Автор: Ткаченко Эльвира Ивановна

Комитет образования и науки Волгоградской области
Государственное автономное
учреждение дополнительного профессионального образования
Волгоградская государственная академия последипломного образования.
(ГАУ ДПО "ВГАПО")
Кафедра дошкольного и начального общего образования
Курсовая работа.
Тема Система работы над устной речью учащихся младших классов на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
Выполнила: слушатель курсов № 313-6
учитель начальных классов
МОУ СШ №93 г.Волгограда
Советского р-на
Ткаченко Эльвира Ивановна
Проверил: д.п.н., профессор,
Николаева Марина Владимировна
Волгоград
2017
План.
Ⅰ. Информационно-справочные сведения об опыте.
Ⅱ. Технологические сведения об опыте.
Актуальность опыта.
Задачи, решаемые в опыте.
Технологическое описание опыта.
Ⅲ. Результативность.
Ⅳ. Приложения.
Приложение 1.
Омонимы-загадки.
Знакомство с синонимами.
Работа с антонимами.
Словарно-орфографическая работа.
Приложение 2.
Части речи.
Приложение 3.
Словарная работа на уроках русского языка на основе применения синонимов и антонимов.
Приложение 4.
Работа над художественным произведением.
Приложение 5.
Комплексные дифференцированно ориентированные упражнения.
Ⅰ. Информационно-справочные сведения об опыте.
Тема опыта
Система работы над лексическим знанием слова как средство развития речи младших школьников.
Автор опыта
Ткаченко Эльвира Ивановна, учитель первой квалификационной категории
Место функционирования опыта
400119, г.Волгоград, Советский район, ул.Тулака, д. 1, МОУ СШ № 93
Длительность функционирования опыта
Опыт наблюдается с 2010 года
Степень новизны
Проблемно-поисковый
Каким материалом представлен опыт
Текстовым описанием, приложениями:
№1 Упражнения на употребление слов в точном соответствии их значения.
№2 Обогащения словаря синонимами.
№3 Словарная работа на уроках.
№4 Работа над художественным произведением.
№5 Комплексные дифференцированные упражнения.
II. Технологические сведения об опыте.
1. Актуальность опыта.
Работа по лексике в начальной школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение.
Её изучение раскрывает слово как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, позитивно влияет на овладение орфографическими навыками учащимися, является базой обогащения словарного запаса младших школьников. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи. Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку в целом.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- в 1 класс школы приходят дети, страдающие общим недоразвитием речи;
- у младших школьников крайне низкий словарный запас,
- учащиеся 1-4 классов затрудняются в правильном толковании лексического значения слов, необходимых для активного использования в устной и письменной речи,
- младшие школьники допускают как в устной, так и в письменной речи грамматические и речевые ошибки, связанные с нарушением произносительных, морфологических, стилистических норм вследствие низкого уровня развития устной и письменной речи.
В данном опыте решаются следующие проблемы:
- привлекла интерес детей к слову, его лексическому значению;
- сформировала мотив правильного употребления в устной и письменной речи изучаемых слов;
- систематизировала работу над лексическим значением слова;
- разработала специальные приёмы, позволяющие обогатить словарный запас учащихся 1-4 класса и повысить уровень общего развития речи младшего школьника.
2. Задачи, решаемые в опыте:
- представление системы устных и письменных заданий для устранения признаков недоразвития речи и обогащения словарного запаса младших школьников;
- обеспечение условий для развития навыков работы над лексическим значением слова (с включением в этот процесс работы со словарями);
- создание системы средств, позволяющих устранить из устной и письменной речи учащихся 1-4 классов речевых и грамматических ошибок;
3. Для реализации поставленных задач мною были использованы средства:
- проведено совместное с логопедом и школьным психологом обследование уровня развития речи учащихся;
- систематизация фактического материала, направленная на повышение уровня развития речи;
- классификация дидактического материала по степени сложности и объёму для осуществления дифференцированной работы.
В процессе работы применяла задания различного характера: традиционные (упражнения, словарная работа с элементами орфографического разбора, работа с текстом); нетрадиционные (тесты, деловые игры, творческие работы, работа с иллюстрациями)4. Технологическое описание опыта
На I этапе было проведено обследование уровня развития речи учащихся. Оно осуществлялось при активном участии школьного учителя - логопеда и психолога.
Цель: на основе анализа результатов речевой деятельности школьников получить данные об уровне сформированности их речи в устной и письменной форме и об уровне интеллектуального и речевого развития.
С этой целью учащимся, поступившим в 1 класс МОУ СОШ № 93, были предложены задания, позволяющие выявить следующее:
1. Понимание грамматической конструкции.
Проверяющий произносит предложение: Петя пошёл в кино после того, как дочитал книгу. Предложение произносится медленно и четко, повторяется 2 раза. Затем задаётся вопрос: Что делал Петя раньше: смотрел кино или читал книгу ?
2. Умение изменять существительные по числам.
Ребёнку даётся следующая инструкция: Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить карандаши. Далее называется 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребёнок. Ребёнок образует форму множественного числа.
3. Умение составить рассказ по сюжетным картинкам.
Перед ребёнком в беспорядке располагаются четыре картинки, на которых изображена определённая, хорошо известная ему бытовая ситуация. Ребёнку предлагается разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе. По сюжетным картинкам ребёнок составляет рассказ.
4. Умение объединить слова в группу по существенным признакам.
Ребёнку зачитывается пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.
Я прочитаю тебе пять слов, ты должен найти одно лишнее слово, а остальные объединить в группу и дать ей название.
а) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
б) река, озеро, море, мост, болото;
в) кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата;
г) тополь, берёза, орешник, липа, осина;
5. Умение подбирать к группе слов обобщающее слово.
Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье - одежда. Придумай к каждой паре название:
а) метла, лопата...
б) окунь, карась...
в) лето, зима...
г) огурец, помидор...
На II этапе был систематизирован фактический материал, направленный на повышение уровня развития речи.
Данная работа направлена на:
- употребление слов в точном соответствии с их значением;
- обогащение словаря синонимами;
- осознание младшими школьниками лексического значения слова, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ;
- формирование и развитие умений точного использования слов в предложении, тексте.
На III этапе дидактический материал был классифицирован по степени сложности и объёму. Он включал следующие виды заданий. Они увеличивались и усложнялись в зависимости от года обучения.
1 класс
1. Восстановление деформированного текста (19 слов).
2. Составление предложения из данных слов с добавлением любых других слов (3 слова).
3. Составление новогодней поздравительной открытки.
4. Упражнения на употребление слов в точном соответствии с их значением.
2 класс
1. Восстановление деформированного текста (29 слов).
2. Составление предложения из данных слов с добавлением любых других слов.
3. Составление поздравительной телеграммы.
4. Составление объявления о пропаже собаки.
5. Сочинение на тему Сказка весеннего леса.
6. Составление плана научно-популярной статьи.
7. Составление аннотации художественного произведения.
3 класс
1. Восстановление деформированного текста (41 слово).
2. Составление предложения из данных слов с добавлением любых других слов.
3. Составление рецепта приготовления блюда.
4. Составление конспекта научно-популярной статьи.
5. Составление статьи для толкового словаря.
4 класс
1. Восстановление деформированного текста (56 слов).
2. Составление предложения из данных слов с добавлением любых других слов.
3. Составление инструкции по выполнению поделки.
4. Сочинение на тему Мир вокруг меня.
III. Результативность.
Результаты данного опыта отражены в следующих таблицах.
1 класс
Урок
Деформированный текст
Составление предложения
Составление
открытки
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
53,8%
19,2%
15,3%
11,5%
69,2%
38%
19,2%
7,6%
73,0%
11,5%
15,3%
––
Из данной таблицы видно, что из 26 учащихся, в 1 класс, 16,6% детей имеют общее недоразвитие речи, 22,9% имеют низкий словарный запас, 66,3% затрудняются в толковании лексического значения слов, 42,1% допускают в устной и письменной речи грамматические и речевые ошибки.
2 класс
Урок
Деформированный текст
Составление предложений
Составление открытки
Сочинение
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
46,1%
15,3%
11,5%
23,0%
50,0%
3,8%
23,0%
23,0%
34,6%
7,6%
38,4%
19,2%
80%
19,2%
––
3 класс
Урок
Деформированный текст
Составление предложений
Составление открытки
Сочинение
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
7,69%
11,5%
3,8%
76,9%
26,9%
30,7%
42,3%
42,3%
57,6%
15,3% 38,4% 46,1%
4 класс
Урок
Деформированный текст
Составление предложений
Составление открытки
Сочинение
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
15,3%
84,6%
42,3%
57,6%
42,3%
57,6%
26,9% 73,0%
Наша задача заключается в том, чтобы, обучая учащихся, не снизить внимание к богатству русского языка. Из данных таблиц видно, что проведенная работа позволила выйти на более высокий уровень. Дети с интересом стали посещать уроки литературного чтения, русского языка, помогать организовывать внеклассные мероприятия по русскому языку.
Приложение1.
Задание 1. Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением, знакомство с омонимами в игре.
1.Омонимы-загадки
1. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос)
2. В тетради я бываю косая и прямая. В другом своем значении я планка для черчения. И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (Линейка.)
3. Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу и могу, если хочу, телеграмму передать и загадку разгадать. (Ключ.)
Задание 2. Цель: уточнение значения слов, формирование элементарных понятий и усвоение соответствующих им словесных обозначений, знакомство с антонимами.
Загадки в стихах
1. Я антоним к слову зной,
я в реке, в тени густой
и в бутылках лимонада,
а зовут меня прохлада.
2. Я антоним к слову лето,
в шубу снежную одета,
хоть люблю мороз сама,
потому что я зима.
2. Знакомство с синонимами.
Работа по странице Букваря
C.11. Гласный звук (а(. Буквы А, а. Уход за растениями. Стихотворение к иллюстрации:
Я без дела не сижу,
я цветочки все полью.
Расцветут они красиво
всем на радость и на диво.
Задания:
1.Уяснение значения слова цветок (часть растения, на которой образуется плод).
2.Знакомство со значением слова букет, научить правильно употреблять это слово в речи (цветы, сложенные вместе).
3.Подбор близких по значению слов к словам из стихотворения : дело (труд, занятие, работа), красиво (прекрасно, прелестно), диво (изумление), радость (веселье).
4.Самостоятельное рисование любого цветка.
5 .Узнавание цветка по описанию.
У полевой дорожки,
у самого села,
стоит на хрупкой ножке
она, как снег, бела. (Ромашка.)
6. Нахождение в стихах слов, близких по значению (дорожки, тропинки).
Затерянный и одинокий,
вблизи тропинки полевой,
скрывался он во ржи высокой-
осколок неба голубой. (Василек.)
С.5. Предложение состоит из слов. Лето.
Цель: уточнение смысла слова, раскрытие всех оттенков его значений. Сравнение наблюдений учащихся и наблюдений автора, как идет дождь (даны стихотворения).
Задание: подбери близкие по значению слова к выделенным словам.
Не играй ты, дождик.
в прятки,- прискачи
к нам на лошадке.
Шустрый дождь на
длинной ножке
пробежался по дорожке.
По крутой жестяной крыше звонкой дробью постучав, он проходит еле слышно по шуршащей щетке трав.
С.4.Предложение состоит из слов.
Задание: назови одним словом лопата, ведерко, совок (игрушки). Подбери близкое по значению слово к слову ребята (дети).
Вы любите, ребята, пересыпать песок ?
В руках у вас лопата, ведерко и совок.
С.35.Согласные звуки (с(, (с(. Буквы С, с. В лесу.
Стихотворение к иллюстрации:
В глуши зеленой и лесной,
всегда тенистой и сырой,
бьет из камней родник студеный
в крутом овраге под горой.
Задание: к выделенным словам подбери близкие по значению слова (родник - ключ, источник, студеный - холодный).
-Чем отличается родник от ручья? Для ответа используй строки из стихотворения.
Бежит ручей, спешит, звенит.
Волной своей играет.
А снизу бурные ключи
в бока его толкают.
С.39. Согласные звуки (л(, (л(. Буквы Л, л. Игры детей. Стихотворение к иллюстрации:
Мы поссорились с подругой
и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга !
Помириться нужно нам.
Задание: найди слова, противоположные по смыслу.
С.66. Согласные звуки (6(, (б( . Буквы Б, б, В зоопарке.
Выставлены картинки с изображением животных, которых дети видели в зоопарке.
Задание: найди те названия животных, к которым можно подобрать близкие по значению слова.
Лиса, волк, лось, медведь, бегемот.
Рыжая, серый, сохатый, косолапый. Топтыгин, гиппопотам.
Работа с антонимами.
Основным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить Школьный словарь антонимов русского языка М.Р.Львова.
В Словаре учитель найдет богатый материал для работы: антонимические пары, цитаты из произведений русской художественной литературы, пословицы, поговорки.
Пословицы и поговорки обладают большой выразительной силой. Работа с ними приобретает глубокий характер, если учащиеся размышляют, почему в данных пословицах использованы антонимы. Приведу некоторые упражнения.
1. Прочитай пословицы, найди слова, противоположные по смыслу. Объясни смысл пословицы.
Ученье - свет, а неученье - тьма. Корень учения горек, да плод его сладок. Знай больше, а говори меньше. Не бойся врагйумного, бойся друга глупого.
На основе материала Словарь можно создать серию разнообразных грамматических упражнений, которые формируют навыки правописания. Вот, например, упражнение на усвоение норм управления в словосочетании.
1 .В ставь подходящие по смыслу слова с противоположным значением.
Забежать в лес - выбежать из лесу, приехать домой -уехать из дому, слезать с крыши - влезать на крышу.
2.Подчеркни корень в однокоренных словах. Какими членами предложения являются данные слова ?
грязь чистота
грязный чистый
грязнуля чистюля
грязнить чистить
З.Составь словосочетания , подбери к словам, обозначающим признаки предмета антонимы.
старый (кузнец, дом)
мелкий (дождь, пруд)
черствый (хлеб, человек)
4.Сравни по вкусу - лимон и мед, по прочности -веревку и нитку, по ширине - ручей и речку, по высоте -дерево и куст.
Составь предложения, антонимы подчеркни.
Образец: дерево высокое, а куст низкий.
5.Допиши предложения словами с противоположным значением.
Грач черный, а лебедь... .Малина сладкая, а редька... .
6.К данным словам припиши слова, противоположные по смыслу.
Укажи, какими частями речи они являются.
друг - ... молодость - ...
дружеский - ... молодой - ...
дружить - ... молодеть - ...
7.Спиши словосочетания со словами, противоположными по смыслу. Какая часть в словах меняется?
близкий друг дальний родственник
близкая подруга дальняя деревня
легкий труд трудный день
легкая повозка трудная работа
легкое пальто трудное задание
8.Закончи предложение.
Погода испортилась: ясные, жаркие дни сменились...
(пасмурными, холодными) днями.
9 .Что общего и что различного в данных словах?
Грубый, грубость, грубить, грубиян.
К выделенным словам подбери слово с противоположным значением (вежливый).
10.Выдели часть слова, которая вносит противоположное значение.
прибыль убыток
грамотный безграмотный
друг недруг
большой небольшой
прибывать отбывать
11.Спиши. Укажи слова, противоположные по значению. Как образовались слова, противоположные по значению?
Счастье и радость так перемешаны с несчастьем и горем. (В.Г.Короленко)
12.Сопоставь два явления в сочинении Наш парк весной и осенью.
Словарно-орфографическая работа
В процессе данной работы учащиеся усваивают слова с непроверенными написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.
Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, были разделены по тематическим группам : Животные, Растения, Школа, Люди и т.д. Слова печатались крупным шрифтом на карточках, безударные гласные выделялись красным цветом. На слова, которые включались в творческие работы, заводились особые листы-справочники, в них содержался языковой материал для использования на уроках (см. образец).
Образец
Береза
Толкование
Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Однокоренные слова
береза русская, кудрявая,
березонька белоствольная
березовый сок, веник
березняк редкий
подберезовик гладенький, красивый
Поговорки
Березоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Песни
Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
Загадки
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
Стихи
Чуть пригрело солнце откосы и стало в лесу потеплей, березка зеленые косы развесила с тонких ветвей. Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей, и сколько задумчивых песен поется в народе о ней.
Подберезовик.
Он родился в день дождливый под березкой молодой, круглый, гладенький, красивый, с тонкой ножкой и прямой.
Березовый веник.
За то, что завял он зеленый в чулане, зимой отхлестал он хозяина в бане.
Рассказы
Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сел, деревень названо в честь веселой березки: река Березина, село Березово, Березники. Любит наш народ свою веселую красавицу и за ее красоту и за пользу, которую она приносит. (Б.Александров.)
Материал помогают собирать ребята. Он используется на уроках грамматики и правописания, развития речи с целью включения в разнообразные виды упражнений, закрепления навыка грамотного написания трудных слов.
Приложение 2.
Цель: обогащение словаря синонимами - разными частями речи.
С.6. Лукошко, корзина.
Хочешь посмотреть на лето?
В лес пускают без билета.
Там грибов, плодов и ягод
Наберешь в лукошко на год.
С.29. Ребёнок, дитя, забавы, развлечения, хотеть, желать.
Мы летим к другим планетам,
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полёт.
Даже плюшевый медведь
Хочешь к звёздам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
С.43.Задание: подбери слова, противоположные по смыслу.
Чистый - грязный, чистюля - грязнуля, чистота - грязь, чистить - грязнить.
Коля с Настей на посту
Проверяют чистоту.
- Руки чистые у вас?
Если нет - не пустим в класс !
С .50. Дрожать (трястись, трепетать), листья золотые (багряные, желтые).
Облетели листья с клёна,
Клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковёр лежит.
Итак, данная работа шла по этапам, проводилась в следующей последовательности:
1 ) подбор близких (противоположных) по значению слов,
2) выяснение понимания детьми слов,
3) составление предложения со словами,
4) использование слов и предложений в устной речи при составлении рассказа по картинке.
Такая работа способствовала обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыка чтения и развитию речи и создавала прочную основу для последующей языковой практики. По итогам работы был составлен словарь-минимум антонимов и синонимов, который был распечатан и выдан каждому ученику для дальнейшего использования на уроках чтения и русского языка.
Приложение 3.
Словарная работа на уроках русского языка на основе применения синонимов и антонимов.
Данная работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ.
Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частями речи. Упражнения для введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны. Приведу некоторые из них.
1.Подбери слова, близкие по значению. Используй данные слова при составлении предложений.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
груз-багаж
гнев-ярость
враг-противник
застенчивый –робкий
страшный –жуткий
подвижный -гибкий
работать –трудиться
мыслить –думать
грустить -горевать
2. Выпиши слова, отвечающие на вопрос что делать? Подбери близкие по значению слова.
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
3. Допиши имя прилагательное.
Подул ветер... (холодный, студёный).
Полетели листья...(жёлтые, золотые).
4. Подбери слова, близкие по значению.
Кудрявый (курчавый) мальчик, липкие (клейкие) листочки, просторный (свободный) класс.
5. Выбери одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в ... Я помог товарищу в этом трудном... Хорошо тому, кто любит свою...
Слова: работа, дело, труд.
6. Найди слова, которые обозначают признаки предмета.
Наступило (знойное, тёплое, горячее, жаркое) лето. Лес ожил. Над вершинами его деревьев голубое (лазурное) небо. Скоро здесь наступит радостная (весёлая) пора.
7. Поставь вопрос к пропущенному слову.
Доброго чтут, а ... (злого, недоброго, сердитого) не жалуют.
Ленивый к работе, а... (трудолюбивый, ретивый, прилежный, старательный) к обеду.
8. Замени повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова: пугливые, трусливые, робкие.
9. Составь словосочетания:
Весёлый (смех, танец), радостное (событие, настроение), печальная (мелодия, история).
Хочется отметить и другую важную сторону словарной работы - грамматическую. Упражнения со словом формируют навыки правописания, особенно безударных гласных. Приведу примеры таких упражнений.
1.Подчеркни корень в словах, вставь пропущенные буквы. Подбери синонимы.
поб... дить (сл... мить)
пр... щать (изв... нять)
т... нуть (т... щить)
см... треть (гл... деть)
2. Измени слово так, чтобы ударные гласные стали безударными. Подбери синонимы.
дождь - дожди (ливень)
глаз - глаза (очи)
3. Подбери родственное слово, которое отвечало бы на вопросы Кто? Что? Подбери близкие по значению слова.
война - воин (боец)
гневить - гнев (ярость)
горестный - горе (грусть, тоска)
4 .Выпиши родственные слова. Подбери близкие по значению слова.
Родник - родит речку, а речка течёт через всю Родину, кормит народ.
5. Спиши, добавляя близкие по значению слова.
Проверь безударную гласную в слове.
Ребёнок - м...лыш, утёс - ск...ла, молчание - т...шина, горе - б...да.
Приложение 4.
Работа над художественным произведением
Следующий этап развития речи - это работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение.
Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.
При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой прием для объяснения значения слова будет использован. Необходимо также выделить слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас.
В процессе работы с произведением составляется тематический словарик (как рабочий материал ), включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст. Приведу пример тематического словарика по теме Что такое хорошо и что такое плохо.Синонимы
Антонимы
бранить, ругать, журить
вежливо, учтиво, любезно
весело, радостно, оживленно
горевать, грустить, печалиться, тужить
жестокий, безжалостный
добросовестный, честный
бледнеть - краснеть
радость - печаль
щедрый - скупой
честный - подлый
легкий - трудный
хороший - плохой
Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи.
Учащиеся обращаются к данным словарикам, когда готовят пересказ текста, выделяют главную мысль прочитанного, дают характеристику героям.
Наиболее рациональными приемами словарной работы на уроках являются:
1) замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом,
2) включение слова в словосочетание, предложение,
3) словообразовательный анализ,
4) использование толкового словаря.
Если в I и II классах дети обучались приемам словарной работы, то в III классе словарная работа частично выполнялась учащимися самостоятельно на отдельных листках с указанием приема.
Приведу пример.
I класс. Н.Носов Заплатка
Для словарной работы выделены слова: защитный цвет, от досады, оправдываться.
Прием: показ предмета защитного цвета.
Прием: подбор синонима - огорчение.
Прием: выделение корня правд - (признать себя правым, невиновным).
Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенки отчетливо выделяются в контексте.
Особенность словарной работы состоит еще и в том, что учитель управляет этим процессом, делает его эффективнее, обеспечивает правильность и полноту усвоения ее детьми.
Все приведенные приемы словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.
Главное, чтобы это была продуманная система работы, направленная на всестороннее развитие детей. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для развития мышления. Психолог Н.И.Жикин писал: Речь - это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Приложение 5.
Комплексные дифференцированно-ориентированные
упражнения.
1 класс
1. Восстановление деформированного текста.
Цель: выявить умение устанавливать логико-смысловые связи между предложениями.
Организация работы: предложения записываются на доске печатными буквами, каждое с новой строки.
А собаки бегут им вдогонку.
Все улицы завалил снег.
Наступил декабрь.
Смех, лай - всё перемешалось!
Дети катаются на санках.
Инструкция: Дети, из данных предложений составьте рассказ. Запишите его письменными буквами.
Оценка составления текста:
4 уровень - все логико-смысловые связи установлены правильно;
3 уровень - большинство связей установлено правильно;
2 уровень - большинство связей установлено неправильно;
1 уровень - хаотический набор предложений.
2. Составление предложения из данных слов с добавлением любых других слов.
Цель: выявить уровень усвоения учениками понятий предложение, слово; способность ребёнка к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности), словарный запас, определить возможности в самоконтроле.
Организация работы: На доске написаны слова: мальчик, кот, играть.
Инструкция: Из данных слов составьте как можно больше предложений. Форму слов можно изменять, можно добавлять любые другие слова.
Оценка составления предложений
(оцениваются: количество, распространенность придуманных предложений, их грамматическая правильность; орфографическая правильность не оценивается):
4 уровень - придумано предложений по крайней мере на одно больше, чем задано слов; хотя бы в одном из них на 2 слова больше, чем задано, не считая служебные слова; все предложения составлены правильно;
3 уровень - количество придуманных предложений равно количеству заданных слов; количество слов хотя бы в одном предложении на 1 больше заданных, не считая служебные слова; все предложения составлены правильно;
2 уровень - количество придуманных предложений меньше, чем было задано слов; использованы только заданные слова или не все заданные слова; большая часть предложений составлена правильно;
1 уровень - результат хуже, чем описан в 2-ом уровне выполнения.
3. Составление поздравительной открытки.
Цель: выявить возможности ребёнка в письменном выражении своих мыслей в соответствии с темой и жанром высказывания.
Организация работы и инструкция: детям раздаются листочки, по величине равные открытке. На доске, которая ещё закрыта, ранее написано задание: Напиши новогоднюю поздравительную открытку кому хочешь: родственнику или другу, или марсианину, или артисту, или герою книги, или...
Оценка составленного текста:
4 уровень - форма и содержания текста соответствуют заданной теме и жанру (при краткости изложения в открытке есть обращение, причина для поздравления, пожелания, соответствующие поводу и адресату, слова прощания, подпись);
3 уровень - упущен один из необходимых компонентов текста;
2 уровень - упущены два-три компонента;
1 уровень - текст не соответствует заданному жанру.
4. Упражнения на употребление слов в точном соответствии с их значением. (см. Приложение №1).
2 класс
1. Восстановление деформированного текста.
Ребята осторожно взяли птичку и принесли её домой.
Зимой дети гуляли во дворе.
Воробышек стал жить в клетке.
Весной дети выпустили его на волю.
На снегу они увидели воробья.
2. Составление предложения из данных слов с добавлением других слов.
Снегурочка сочинение писать
3. Составление поздравительной телеграммы.
Организация работы: Детям раздаются обычного формата листы из тетради.
Инструкция: Представьте, что у каждого из вас есть бабушка, которая живёт отдельно от вашей семьи - в другом городе или селе. У неё завтра день рождения. Напишите поздравительную телеграмму бабушке.
Оценка составленного текста:
4 уровень - форма и содержание соответствуют теме и жанру, а также представлены формальные признаки почтового отправления (адрес, фамилия, инициалы отправителя и получателя);
3 уровень - упущен один из необходимых компонентов текста;
2 уровень - упущены 2-3 компонента;
1 уровень - текст не соответствует жанру.
4. Составление объявления о пропаже собаки.
Организация работы и инструкция: работа выполняется на листочке из тетради. Задание: Представьте, что у каждого из вас есть горячо любимая собака. И вдруг она потерялась. Что вы сделаете, чтобы её найти? В ходе беседы дети обязательно выйдут на вариант объявления. Вот и напишите объявление о пропаже вашей собаки.
Оценка текста:
4 уровень - форма и содержание текста соответствуют заданной теме и жанру (при кратком изложении сути объявления дано описание собаки, адрес, телефон, имя хозяина);
3 уровень - упущен один компонент текста;
2 уровень - упущены 2-3 компонента;
1 уровень - другие варианты.
5. Сочинение на тему Сказка весеннего леса.
Назначение задания: выявить сформированность умений, необходимых для создания письменного связного текста на заданную тему; кругозор ученика, его интересы, отношения; владение правописанием. (Последнее сравнивается с результатами диктанта. Постепенно различие между грамотностью сочинения и диктанта с разной мерой, но будет сокращаться.)
Оценка сочинения:
4 уровень - в норме 5 показателей:
1) тема раскрыта достаточно полно,
2) логично,
3) высказываются обобщающие суждения,
4) стиль изложения соответствует звучанию темы;
3 уровень - а) реализованы любые четыре показателя,
б) по большинству позиций есть отдельные несущественные недостатки;
2 уровень - реализованы 2-3 показателя;
1 уровень - а) тема раскрыта в виде перечня факторов;
б) тема не раскрыта.
Схема анализа сочинений.
Фамилия, имя ученика
Кол-во слов в сочинении
Кол-во ошибок на правила: изученные (неизученные)
Полнота раскрытия темы
Логика изложения
Наличие обобщенных суждений
Авторская оценка, комментарии
Соответствие стиля теме сочинения
Уровень
1 .Иванов
2/5
+
+
--
+
+
3
2.Смирнова
3/3
--
--
--
--
--
1
Значками +-- -- -- удобно отмечать степень раскрытия в работе того или иного показателя.
6. Составление плана научно-популярной статьи.
Назначение задания: выявить умение самостоятельно анализировать незнакомый текст (выделять смысловые части текста, четко формулировать главную мысль, заключённую в каждой части).
Организация работы: для составления плана отбирается следующий по содержанию, после изученного, новый научный текст из любого школьного учебника.
Инструкция: 1. Самостоятельно ознакомьтесь с текстом. 2. Составьте его план.
Оценка выполнения плана:
4 уровень - в норме 3 показателя (представлены все смысловые части текста, отражающие его тему, в правильной последовательности, пункты плана четко сформулированы);
3 уровень - в норме 2 любых показателя;
2 уровень - в норме 1 показатель;
1 уровень - работа не выполнена.
7. Составление аннотации художественного произведения.
Назначение задания: выявить умение самостоятельно работать со знакомым текстом (кратко, связано изложить самые важные моменты в тексте с выражением его оценки).
Организация работы: для составления аннотации отбирается знакомый ученикам текст.
Инструкция: 1. Если надо, перечитайте текст. 2. Составьте аннотацию. Напишите так, чтобы захотелось прочитать этот текст.
Оценка аннотации:
4 уровень - в норме 3 показателя (представлены самые ключевые (интересные) вопросы содержания; изложено достаточно кратко; присутствует эмоционально-оценочный аспект);
3 уровень - в норме 2 показателя;
2 уровень - в норме 1 показатель;
1 уровень - работа не выполнена.
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема. О словах разнообразных, одинаковых, но разных.
Цели. 1. Познакомить детей со словами с одинаковым знанием и написанием, но разными по значению (омонимы).
2. Учить распознавать и правильно употреблять в речи.
3. Учить выразительному чтению.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Внимание: проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Азбука? Пенал? Тетрадь?
2. Инсценирование стихотворения
( Наш сегодняшний урок начнем с инсценирования стихотворения Л.Фадеевой Перемена.
(дети инсценируют стихотворение)
( Очень хорошо нам показали и рассказали дети о перемене, всем стало ясно, что перемена - …(дети дополняют)
( Мы хорошо отдохнули на перемене, а теперь можно и поработать. Открываем Азбуку на странице 74. В левом углу задание, прочитайте его. (Текст: перемена букв дает новые слова)
( Ой, ребята, опять перемена! Отдыхаем?
( А почему? Ведь в Азбуке написано: перемена.
( Ребята, а что же нам нужно делать? Что, разве это слово говорит о чем-то другом?
( Ребята, а что же нам нужно сделать в это задании?
( А зачем нам с вами это нужно?
Нет, не отдыхаем.
Да, оно употребляется в другом значении.
- поменять местами буквы.
- чтобы получились новые слова.
3. Самостоятельная работа.
( Хорошо. Поработаем самостоятельно. А потом посмотрим, что у вас получилось.
4. Проверка. Открытие нового.
( Какие же слова нам дала замена букв?
ТОТ, ТОРГ, КРОТ, РАК, КРОТ, КАРТА, РОК И Т.Д.
( А кто из вас угадал какое слово рассыпалось?
( Что можете сказать? Из чего оно состоит? Охарактеризуйте эти звуки.
( Ребята, а что произойдет, если поменяется ударный гласный звук. Что нам это даст?
( Давайте прочитаем слова над картинками.
Стрелки-стрелки
Гвоздики-гвоздики.
На доске:
Пугало пугало сорок сорок.
( Прочитайте шепотом. Что заметили?
( Что же нужно сделать для правильного прочтения?
( Кто из вас знает такие слова, которые одинаково звучат, но означают разные явления, предметы? Назовите.
ТРАКТОР
(звуко-буквенный анализ)
новое слово
Слова одинаковые, а произнести можно по-разному.
Поставить в словах ударения и найти смысл.
Язык, замок, мешал
5.Закрепление.
( Однажды кот подкрался к попугаю. Сейчас тебя я, братец, попугаю.
( Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
( Что можете сказать?
6. Игра (в парах).
( Вы веселы и радостны. Покажите это.
( Вдруг вас обидели, настроение ваше меняется. Какое лицо даст вам перемена настроения?
( Посмотрите на с.75. Что можете сказать об этих детях?
( А кто из вас обратил внимание, какое слово опять прозвучало в задании?
7. Работа с учебником.
с.74 ребусы.
( Что заметили?
Удочка-уточка, ослик-орлик, шубы-зубы.
( Что делает эти слова разными?
8. Итог.
( Что удивило вас на уроке?
( Что вам особенно понравилось?
( Кто, по-вашему, был очень активен на этом уроке?
Перемена ударного слога даст новую мысль.
перемена
Список литературы.
Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова И учеба и игра: русский язык.
С.И. Лакаева Русский язык. Тетради на печатной основе. 1-3 классы.
И. Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений.
Г.Т. Дьячкова. Рабочая тетрадь по русскому языку (в помощь подготовке к олимпиадам).