Публикации Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края
Автор: Мухаева Ольга Николаевна

Мухаева Ольга Николаевна,воспитатель,МДОУ ДС Водник, г. Краснослободск Волгоградской области.Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного краяФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина.. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, гордость за свой народ, это ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и преумножать богатства своей страны, воспитание начал патриотизма. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».В своей работе делаю акцент на краеведческий принцип образования. Поставленная мною цель: построение качественного образовательного процесса, направленного на введение личности ребёнка-дошкольника в мир истории, культуры, духовной атмосферы родного края.Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем;- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;- Воспитание здорового образа жизни;- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых. Я разработала перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с г. Краснослободском, который включает в себя такие темы, как «От хутора Букатино до г. Краснослободска», «Символика г. Краснослободска и России», «Знакомство с памятниками, театрами, музеями» и другими достопримечательностями.Следующий этап - проведение диагностики. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю у дошкольника, необходимо проанализировать качество знаний детей о родном крае, продумать этапы работы, направленные на рациональное донесение материала. Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от атмосферы, которая царит дома. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания, было проведено анкетирование по темам: «Патриотическое воспитание дошкольников», «Знаете ли вы Краснослободск?» Мною был разработан план работы с родителями, с использованием разнообразных форм (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации («Как провести выходной день с ребенком», «Как создать родословную своей семьи»), совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т. д.). В нашей группе создана предметно-окружающая среда, которая в достаточной мере позволяет детям ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта, есть куклы в национальных костюмах, папка-передвижка о достопримечательностях г.Краснослободска, оформлены альбомы: “Улицы нашего города”, “Памятники нашего города”, Краснослободск вчера, сегодня и завтра», «Достопримечательности Краснослободска», «Они сражались за Родину», «Заповедные места Волгоградской области» и др., имеется литература как детская художественная, так и о знаменитых людях , о предприятиях, историческая литература. Кроме этого в нашем городе находится историко- краеведческий музей. Со старшими дошкольниками вместе с родителями организуем экскурсии  в музей. Работа по данному направлению проходит через все виды детской деятельности, также на занятиях и вне их. В процессе знакомства детей с историей и культурой России в целом и родного города в частности использую различные методы и приёмы: словесные - беседы, рассказывание, заучивание, чтение художественной литературы, самостоятельное рассказывание и сочинение детьми творческих и описательных рассказов; наглядные – показ и рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, показ презентаций. Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.Учитывая ведущую деятельность детей, использую различные виды игр в краеведческой работе. Это ряд дидактических игр по ознакомлению с природой края, с улицами города, профессиями («Узнай и расскажи», «Кто где живет», «Назови улицу», «Что где находится», «Угадай профессию», «Собери картинку из частей», «Назови памятники города Краснослободска», «Узнай по описанию», «Вредные – полезные советы» и др.Сюжетные - «Моя семья», настольная игра ходилка «Путешествие по городу Краснослободску». Также использую подвижные игры и игры со строительным материалом. Детям очень интересна тема «Удивительный мир вещей». Это путешествия в прошлое иголки, телефона, часов и. т.д. После занятий и бесед обычно предлагаю детям нарисовать или сделать аппликацию на темы: «Нарисуйте, какие часы вы бы хотели иметь?», «Украсьте сарафан, фартук, головной убор».Также дети слушали в аудиозаписи песни о родном крае и России, гимны Краснослободска и России.Занятия стараюсь проводить в игровой форме, с использованием средств ТСО, также использую художественное слово и фольклор. Ознакомление с литературой и фольклором позволяет лучше узнать жизнь и быт жителей родного города, его культуру, обогащает представление детей о нравственных ценностях – добре, правде, справедливости. Для лучшего понимания народного слова разучиваем потешки, поговорки, пословицы. После чтения какой-либо сказки обычно обыгрываем её.Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью использовала в работе приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт нашего народа (на чем ездили раньше и в настоящее время, как добывали огонь раньше и как сейчас, и т. д.), вопросы поискового характера, индивидуальные задания. Стараюсь учить детей анализировать, делать выводы, обобщения. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, использую наглядный материал: фотографии, иллюстрации, схемы, а также предметы старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему так называют наш город? т. д.)Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины нашего прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. В этом очень помогает оборудованная в нашем ДОУ «Изба старины».Мною были разработаны и реализованы такие проекты, как:- «Моя малая Родина - г. Краснослободск», - «Люби и знай природу», Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют мне считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.