Публикации Разработка уроков по теме "Квадратные уравнения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка уроков по теме "Квадратные уравнения"
Автор: Татьяна Гасановна Пономарева

Урок № 1 Тема: Решение типовых задач с помощью квадратных уравненийЦели:
  • Способствовать выработке у учащихся умений и навыков в решении в решении уравнений и задач, применяя теорему Виета и формулы корней квадратного уравнения.
  • Развивать логическое мышление и внимание у учащихся
  • Проверить усвоение теоретического материала по теме «Квадратные уравнения».
  • Оборудование: таблицы, медиапроектор, листочки для математического диктанта
  • Ход урока:
  • Организационный момент
  • Индивидуальная работа ученика у доски по карточке:
  • а) запишите в общем виде квадратное уравнениеб) формула дискриминантав) формулы корней квадратного уравненияг) теорема Виета 3. Устно по медиапроектору со всем классом а) назовите коэффициенты в уравнениях; ; ; ; б) найдите корни уравнения;
  • Математический диктант на листочках
  • Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 3 (-5), второй -5 (3), свободный член равен 0
  • Запишите приведенное квадратное уравнение, у которого второй коэффициент и свободный член равны -2 (-3)
  • Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен -5(-3), свободный член равен 7 (5) и решите его
  • Запишите неполное квадратно уравнение, у которого первый коэффициент равен 3 (5), второй коэффициент равен 5 (7) и решите его.
  • Работа с классом:
  • Решите уравнения
  • Решите задачи:
  • Периметр прямоугольника равен 20 см. найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 24 см
  • Решение.Пусть х см длина прямоугольника, тогда у см- ширина. Зная, что P = 20 см и S= 24 см, составляем и решаем систему уравнений : ; ; ; Ответ: 6 см и 4 см
  • В уравнении один из корней равен -9. Найдите другой корень и коэффициент .
  • Решение.; ; ; Ответ:; Рассмотрим такие задачи:1.Сопротивление f дороги движения автомобиля при скорости v записывается формулами:а). на качественном шоссе f=б).на плохой дороге в). по булыжной мостовой г). по грунтовой дороге При какой скорости сопротивление будет наименьшим?Для решения такого рода задач, необходимо выделить полный квадрат двучлена.Решениеа). б).в). г). Сопротивление будет наименьшим:а). на качественном шоссе, если v=10 км/чб). на плохом шоссе, если v=6.25км/чв). по булыжной мостовой, если v=5км/чг). по грунтовой дороге, если v=11.25км/ч2.Скорость течения в канале на разных глубинах записывается формулой:, где - глубина воды,- скорость воды в м/мин.Как изменяется с глубиной скорость движения воды?Решение:Выделим полный квадрат:Ответ: Наибольшая скорость течения в канале на глубине 0,4 мИтог урока.Домашнее задание.Решите уравнения: ; ; ; Решите задачи:
  • Периметр прямоугольника равен 30 см, а площадь 56 см. Найдите его стороны.
  • В уравнении ;. Найдите другой корень и коэффициент
  • Урок № 2Урок «оцени себя сам» по теме «Квадратные уравнения».Цели:
  • Обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся по теме «Квадратные уравнения».
  • Развивать логическое мышление и элементы творческой деятельности учащихся.
  • Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
  • Формировать дружеские отношения и умение контролировать свои действия.
  • Оборудование:
  • Телефоны (2 шт.)
  • Табло «секундная стрелка»
  • Три подсказки (50х50), звонок другу, помощь зала
  • Задания игрокам
  • Ход урока:
  • Организационный момент
  • Учащиеся разбиваются на три группы.
  • Ведущая: учитель математикиПомощники: два ученика из классаДиктор: ученик классаI отборочный тур (на 10 секунд). Расположите в порядке изучения нами тем
  • Квадратные уравнения
  • Квадратные корни
  • Рациональные дроби
  • Ответ: 3, 2, 1Победитель отборочного тура отвечает на 9 вопросов. Оценка ставится в зависимости от количества правильных ответов: «5»- за три первых вопроса; «7»- за три следующих вопроса; «10»- за три последних вопроса.Вопросы:
  • Квадратным уравнением называется уравнение вида…
  • а) в) с) д) 2. В каком из квадратных уравнений правильно указаны его коэффициенты? а) ; ; в) ; ; с) ; ; д) ; ; 3. решите уравнение: а) 2; в) -1; с) 1; д) 0 4. Какое из выражений называют дискриминантом? А) в) с) д) 5. чему равен дискриминант квадратного уравнения ? а) 0; в) 2; с) -1; д) 1 6. При каком условии дискриминанта уравнение не имеет корней? а) D>0; в) D>1; с) D<0; д) D=0 7. Какой теоремой можно пользоваться при решении приведенного квадратного уравнения? а) Пифагора в) Виета с) о сумме углов д) нет такой теоремы 8. Найдите значение корня а) 35 в) 33 с) 53 д) 43 9. Решите уравнение а) 5 и 2 в) -5 и 2 с) -5 и -2 д) 5 и -2 Итог I тура . Рекламная пауза. Соощение «Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне».II отборочный тур. В какой последовательности был нами изучен материал по теме «Квадратные уравнения».
  • Решение задач с помощью квадратных уравнений
  • Определение квадратного уравнения
  • Решение квадратного уравнения по формуле
  • Вопросы:
  • Как правильно пишется слово d ?
  • а) дискриминант; в) дескриминант с) дискреминант д) дискрименант 2. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если d=25? а) нет корней в) 1 с) 2 д) 5 3. Какой формулой пользуемся при решении квадратного уравнения? а) ; в) ; с) ; д) 4. Назовите, чему равна сумма и произведение корней квадратного уравнения а) 37 и 27 в) -37 и 27 с) -37 и -27 д) 37 и -27 5. Найдите корни уравнения а) 6; в) -6; с) +/-6; д) 6 6. Найдите подбором корни уравнения а) -5 и -4; в) 9 и 11; с) 5 и 4; д) -5 и4. 7. В уравнении один из корней равен 5. Найдите другой корень. а) -7; в) 7; с) 30; д) 35. 8. Если в уравнении левая и правая части являются рациональными выражениями, то такие уравнения называются… а) квадратными; в) неполными; с) целыми; д) рациональными 9. Вычислите 55 а) 3025; в) 2525; с) 2025; д) 110Итог II тура. Рекламная пауза. Сообщение «Как составлять и решать квадратные уравнения Диофант».III отборочный тур.При решении дробных уравнений целесообразно поступать следующим образом…
  • Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
  • решить получившееся целое уравнение
  • Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
  • Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение
  • Вопросы:
  • Выбери биквадратное уравнение: а) ; в) ; с) ; д)
  • При каком условии d уравнение имеет один корень? а)d=0; в) d<0; с) d>0; д) d=1
  • Найди корни уравнения а) решений нет; в) 4 и -4; с) 4; д) -4
  • Реши уравнение: а) -7 и -1; в) -7 и 1; с) 7 и -1; д) 7 и 1
  • Автор учебника, где рассматривается тема «Квадратные уравнения» ? а) Виленкин; в) Мерзляк; с) Пифагор; д) Макарычев
  • Реши уравнение: а) 0 и 1.5; в) 0 и -1.5; с) 0; д) 1.5
  • При каких значениях верно равенство ? а) 0; в) -1; с) 1; д) нет таких значений
  • Как устроен данный числовой «угол»? Как будет выглядеть следующая строка? 1 2 6 3 9 27 а) 4, 12, 36, 108 ; в) 4, 8, 16, 32; с) 4, 9, 13, 18; д) 4, 15, 26, 37 .
  • Вычисли: 196 + 7396 а) 10; в) 14; с) 86; д) 100
  • Итог III тура . Рекламная пауза. Сценка на уроке алгебры в 8 классе – тема «Квадратный корень» (связь с биологией тема «Корень»).Итог урока. Выставление оценок учащимся. Урок №3 Тема: Зачет по теме «Квадратные уравнения»Цели:
  • Проверить знания учащихся , полученные на уроках по заданной теме
  • Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по решению квадратных уравнений
  • Развивать логическое мышление учащихся
  • Работать над четкостью и аккуратностью записей учащихся
  • Оборудование:
  • Зачетные карточки
  • медиапроектор
  • Ход урока:
  • Организационный момент
  • Устно по медиапроектору:
  • Укажите в квадратном уравнении его коэффициенты:
  • ; ; ;
  • Решите уравнение:
  • ; ;
  • Работа учащихся у доски:
  • Решить уравнения:
  • ;
  • Записать коэффициенты и вычислить дискриминант:
  • ;
  • Решить уравнение:
  • Составить уравнение по его корням:
  • Решить уравнения выделением квадрата:
  • ;
  • Решить биквадратное уравнение:
  • Вопросы:
  • Какое уравнение называется квадратным?
  • Какое уравнение называется неполным квадратным?
  • Виды неполного квадратного уравнения и способы их решения.
  • Какое уравнение называется приведенным квадратным?
  • Способы решения приведенного квадратного уравнения.
  • Какое выражение называется дискриминантом?
  • Формулы корней квадратного уравнения.
  • Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
  • Как читается теорема Виета?
  • Дополнительно:
  • Вывести формулу корней квадратного уравнения.
  • Доказать теорему Виета и ей обратную.
  • Какое уравнение называется биквадратным? Как оно решается?
  • Практическая часть зачета (в 4 вариантах, задания аналогичные).
  • Решить уравнения:
  • ; ; ; .
  • Найдите два последовательных целых числа, сумма квадратов которых равна 221
  • Составьте квадратное уравнение, чтобы оно имело корни: 0 и 7/3; 1 и 10.
  • Итог урока.Домашнее задание: (на 2 недели)Сборник задач и заданий для тематического оценивания (А.Г. Мерзляк).«3-5» № 72(1-6) ;73(1-3); 74; 75(1-8); 90«6-9» № 76(1-4); 77(1-4) ; 79(1-5); 97; 101; «10-12» № 80(1-4); 82(1-3); 83(1-3); 89; 104; 10Урок № 4Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратные уравнения».Цели урока:
  • Контроль знаний учащихся с помощью устных ответов.
  • Решение уравнений с помощью теоремы Виета и ей обратной.
  • Решение уравнений с помощью формул квадратного уравнения.
  • Формирование познавательного интереса к предмету.
  • Оборудование и материалы: доска, раздаточные листы с кроссвордом, медиапроектор, экзаменационные сборники , учебник Мерзляк “Алгебра 9”.I. Организационный момент.Домашнее задание: Сборник стр.157 № 448; стр.158 №484; стр.161 №585; стр.102 № 73(1); Придумай сам кроссворд (для желающих)(Комментарий к домашнему заданию)II. Проверка домашнего задания: III. Устные задания. 1) Вы видите уравнения, распределенные в группы по какому-то признаку. Как вы думаете, какое из уравнений этой группы лишнее?а) 1) 2х2-х =02) х2 -16=03) 4 х2 +х-3=04) 2 х2 =0 б) 1) х2 -5х+ 1=0 2) 9 х2-6х+10=03) х2+2х-2=04) х2-3х-1=02) Как можно решить приведенное квадратное уравнение?-Сформулировать теорему Виета и ей обратную.3) Не решая, проверить правильно ли указано количество корней:а) 2 х2+5х-7=0 – 1 корень (D=25+58=81>0, значит 2 корня)б) 4 х2+4х+1=0 – 1 корень (D=16-16=0, значит 1 корень)в) х2-6х+11 =0 – 2 корня (D=36-44=-8<0, значит нет действ. корней)IV. Устно решить уравнения (фиксация ответов в тетради)(Выборочная проверка тетрадей)V. Решение уравнений. ( к доске по карточкам 3 ученика одновременно; учащиеся класса решают эти уравнения в своем темпе)
  • (х-3)(х+3)=5х-13 Ответ: х=4; х=1
  • 2х(х+2)=10х+3,5 Ответ: х=3,5; х=-0,5
  • Ответ: х=2; х=
  • (Вызванные учащиеся рассказывают краткий ход своего решения.)VI. Кроссворд (выдается раздаточный материал; проверка проецируется на доску)ПО ГОРИЗОНТАЛИ:1. D=в2- 4ас - ….2. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D>0.3. Как называется квадратное уравнение вида а х2=в.4. Ученый, чью теорему используют при решении приведенного квадратного уравнения.5. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D<0.ПО ВЕРТИКАЛИ:6. а х4 +в х2+с=0 - это …уравнение.7. х2+рх+q=0 – это … квадратное уравнение.8. х2+х+12=0. Знак корня, имеющего большую абсолютную величину.9. Наука, которую ты изучаешь.10. В уравнении а х2+вх+с=0 а - … коэффициент.11. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D=0.VII. Дальнейшее закрепление материала.(Учащиеся последовательно решают задания, учитель вызывает к доске по желанию.)
  • 3 х4 +13 х2+4 =0 Ответ: х=±2; х = ±
  • Ответ: х=2,5
  • Сборник стр.165 №623 Ответ: 8 и 12 искомые числа.
  • * Сборник стр.104 №93(1) Ответ: х=0 (для более подготовленных учащихся)
  • VII. Итоги урока:
  • Выставление оценок.
  • Следующий урок будет посвящен решению задач с помощью уравнений