Публикации
Использование метода проектов в работе с дошкольниками в процессе формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метода проектов в работе с дошкольниками в процессе формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Носкова Людмила Владиславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метода проектов в работе с дошкольниками в процессе формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Носкова Людмила Владиславовна
Использование метода проектов в работе с дошкольниками в процессе формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возрастаИнтерес к проектной деятельности объясняется введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть, проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает разнообразное использование активных методов и приёмов работы с дошкольниками по их обучению. В соответствии с тем, в поисках эффективного средства обучения, многие педагоги обращаются к методу проект. Раскрывая понятие «Проект» стоит отметить, что это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под методом проекта также понимается педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Говоря об особенностях метода проекта в рамках ДОУ, стоит отметить, что проектная деятельность детей дошкольного возраста определяется воплощением ее в действие в процессе образования детей в детском саду. Иными словами, воспитателю необходимо моделировать ситуации, вызывающие у ребенка вопросы, активизирующие его познавательный интерес и пытливость, желание не только задавать вопросы, но и самостоятельно искать на них ответы, разрешать возникающие проблемы, осуществляя требуемую деятельность на практике. Кроме того, главное предназначение проектной деятельности в работе с детьми состоит в наличии благоприятно образовательной среды, побуждающей каждого ребенка к решению поставленных целей. Следует также подчеркнуть, что данная технология соединяет в себе комплекс исследовательских, поисковых, проблемных методов, являющихся творчески используемыми изначально. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Для того, чтобы управлять организацией проектной деятельности от педагога требуется готовность к интенсивному взаимодействию со всеми участвующими в проекте, способность увлечь, побудить их на совместную деятельность, ясно представлять этапы проекта, выполнять необходимые указания к осуществлению данного метода в образовательном процессе. Значение метода проект в развитие представлений о величине детей старшего дошкольного возраста невозможно переоценить. Ведь, математика сложна для восприятия детей. В соответствии с тем, представления о величине должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. В проекте заложены огромные возможности для развития мышления детей. С этой целью необходимо суметь организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности, так и в ходе режимных моментов. А также самостоятельной деятельности детей с применением разнообразных игровых средств. Все это, несомненно, может включать в себя метод проект, направленный на выход какой-либо проблемной ситуации в рамках раздела «Величина». Использование метода проектов позволит овладевать элементарными математическими представлениями привлекательно, ненавязчиво, и радостно для детей. Метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень математического развития, представлений о величине старших дошкольников, позволяя: рационализировать формы преподнесения информации; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к математической информации; активизировать познавательную математическую деятельность детей; Применение метода проектов позволяет развивать познавательные способности и познавательный интерес, что является одним из важнейших вопросов развития детей старшего дошкольного возраста по развитию представлений о величине. Кроме всего прочего, участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий. Стоит также отметить, что проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов. ✓ По доминирующему методу: Исследовательские. По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты все больше интересуют специалистов ДОУ. Примерами данного вида проекта могут служить следующие темы «Как измерить вес предмета?», «Магия деления предмета на равные части». Информационные. Целью данного типа является сбор информации о какомто объекте, явлении, а потом знакомство с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Применительно к теме «Величина» для детей старшего дошкольного возраста, примером темы может быть «Способы измерения предметов», «Узнаем, что такое величина». Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. Творческие. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера,). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта. Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. Примером темы может быть «Мебель для игрового уголка», «В гостях у величины», «В мире величин». Игровые. Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Примером такого проекта может стать «Три поросенка выбирают мебель для дома», «Мы играем-измеряем». Практико-ориентированные. Данный проект направлен на социальные интересы участников и их четкие ожидаемые результаты. Практикоориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта). Примером темы такого вида проекта может послужить «Веселые друзья: длинна, высота, ширина» ✓ По содержанию: Монопроекты (включение одной образовательной области). Например, возможно такая тема как, «Все измерить мы хотим». Интегративные (включение двух и более образовательных областей). «Путешествие в страну измерительных приборов». ✓ По характеру контактов: Осуществляется внутри одной возрастной группы В контакте с другой возрастной группой, Внутри ДОУ В контакте с семьей и учреждениями культуры. Общественными организациями (открытый проект) ✓ По составу участников: Индивидуальный ( проект 1 человека) Парный (проект 2 людей) Групповой ( проект группы людей) Фронтальный ( коллективный) ✓ По срокам реализации: Краткосрочный (1-3 недели), Средней продолжительности (до месяца) Долгосрочный (от месяца до несколько месяцев ) По продолжительности в старших группах также возможно использование долгосрочных проектов. Работа над проектом в старшей группе предполагает использование воспитателем активных методов, создание условий для самостоятельной подгрупповой деятельности детей. Разрабатывая проект, необходимо взять во внимание, что проект характеризуется формулой 5 «П». 1.Проблема. Это любая проблема окружающей жизни, которую предстоит решать в ходе проекта. Постановка проблемы: объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, Например, в рамках измерительной деятельности, детям необходимо подобрать скатерть для стола. Для того чтобы это сделать, необходимо научиться измерять. То есть, зачем нужен этот проект детям, воспитателям, детскому саду. Главный вопрос здесь: почему? Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуальна, важна и интересна детям. 2.Проектирование (планирование). При планировании работы составляется паспорт проекта и дорожная карта. В паспорте проекта отражается тема проекта в соответствии с проблемой. Таким образом, название проекта может быть «Праздничная скатерть», «Все измерить мы хотим» и многое другое. Необходимо определить вид проекта. Формирование измерительных умений предполагает образовательный проект. Актуальностью проекта является описание проблемной ситуации, в ходе которой возникла необходимость создания проекта. Например, в ходе подготовки к празднику «Проводы масленицы», дети решили украсить группу к празднику. Поняв, что на стол необходима скатерть, столкнулись с трудностью, выяснилось, что они не знают, как подобрать подходящий размер скатерти для стола. Далее необходимо определить цель проекта – зачем мы это делаем, и какой результат хотим получить. Говоря об измерительной деятельности, целью будет служить формирование измерительных умений протяженностей у детей 6-7 лет. Необходимо определить задачи – шаги для достижения цели, то есть что мы делаем для достижения цели. Задачи делятся на задачи для родителей, воспитателя и родителей. Для воспитателя задачи также делятся на образовательные, развивающие и воспитательные. Проблема. В проблеме фиксируется, почему необходимо реализовать данный проект в образовательных целях. Проблемный вопрос исходит из проблемной ситуации. Например, «Как узнать, сколько компота в банке?» Практическая значимость. То есть, для кого будут интересны результаты проекта. Сроки выполнения – когда мы это делаем. Также мы намечаем продукт проекта. В каком виде будет презентоваться результат труда, который должен быть связан с измерительной деятельностью. Например, дети с помощью измерения, подбирали рамку для картины. В данном случае продуктом будет рамка для картины «Здравствуй, весна!» Говоря о дорожной карте, необходимо определить дату ( в течение определенного срока проекта) ,место в режиме дня ( утро, день, 2 половина дня, в домашних условиях), непосредственно само мероприятие( беседа «В каких профессиях нужно уметь измерять?», занятие «Учимся измерять» и так далее), участников( дети, родители, воспитатель или другие участники воспитательнообразовательного процесса) и запланированный результат мероприятия. Например, «Дети пришли к выводу о том, что результат измерения длины предмета зависит от величины условной меры». 3.Поиск информации. Этот этап работы называется этапом реализации проекта (практическая часть). Педагог – изготавливает пособия, подбирает литературу, работает по созданию развивающей среды группы, совместно с родителями. Обязательно, с детьми проводятся запланированные мероприятия в дорожной карте: занятия по обучению измерения, игры на закрепления измерительных умений, чтение художественной литературы. 4. Продукт (рисунок, плакат, знаки и. т.д.). Продуктом труда является запланированный результат, исходящий из проблемы. Детям необходимо было подобрать подставку для подделок, они не знали, как это сделать и пришли к выводу, что необходимо научиться измерять. Для этого они учились измерять. Продуктом будет, является подставку для подделок. 5.Презентация. Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему – это и есть презентация. Например, размещение продукта в группе. Методика работы с детьми по составлению и реализации проекта заключается в определенной последовательности. Таким образом, работа начинается с выбора темы, которая будет исходить из сложившейся проблемной ситуации. Необходимо сделать подставку для автогородка, подходящую под размер стола. Для этого, детям необходимо научится измерять протяженности. Тема будет звучать «Автогородок». Один из способов введения в тему детей связан с использованием модели “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?». Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Работа на данном этапе состоит из следующих действий: Педагог ставит перед собой цель - научить детей измерять протяженности, исходя из потребностей и интересов ребёнка. Далее вовлекает дошкольников в решение проблемы. Затем намечает план движения к цели, разрабатывая паспорт проекта и дорожную карту, поддерживая интерес детей и родителей. Обсуждает план с семьями на родительском собрании. В заключении собирает информацию, разрабатывает конспекты и материал для реализации проекта. Далее происходит непосредственно реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Например, дидактические игры или упражнения «Помоги Незнайке измерить стол», чтение художественной литературы Г.Б Остера «38 попугаев», и многое другое. Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Это может быть также пополнение предметно-развивающей среды предметами необходимыми для измерения. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов. Работа на данном этапе состоит из следующих действий: Педагог проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), Может дать домашние задания родителям и детям. Например: изучить памятку «Знакомство со способами измерения длины», попрактиковаться в измерении с детьми и другое. После реализуется презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. Данная работа реализуется следующим образом: Педагог организует презентацию проекта. Например, создание с детьми альбома «Как научиться измерять». Затем педагог подводит итоги, выступая на педсовете, родительском собрании, обобщая опыт работы. Спецификой использования метода проектов в процессе формирования измерительных умений протяженностей является необходимость взрослого «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, проблема должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Таким образом, использование метода проекта в процессе формирования измерительных умений в дошкольном образовании, дает возможность приобрести детям необходимые измерительные навыки и умения. Кроме того, метод проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.