Публикации
Подготовка к ОГЭ по математике
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ОГЭ по математике
Автор: Садкова Ирина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ОГЭ по математике
Автор: Садкова Ирина Владимировна
Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике.Государственная итоговая аттестация (ГИА) - это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит дальнейшая жизнь ученика.Подготовка к ОГЭ - ответственное мероприятие, к которому нужно отнестись со всей серьезностью, ведь на карту поставлено многое.ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.Цель, которую ставит перед собой каждый учитель, это подготовка обучающихся 9-х классов к успешному прохождению ОГЭ. Результат, полученный выпускником при прохождении ОГЭ, это результат освоения им школьной программы по математике. Обучающиеся одного и того же класса имеют разный уровень подготовки по предмету, различную учебную мотивацию, различный психологический настрой. Не секрет, что у многих обучающихся низкая предметная подготовленность, нет положительной учебной мотивации, есть чувство страха перед ОГЭ, которое может привести к низким результатам даже у обучающихся с высоким уровнем знаний по предмету. И первое, что необходимо сделать учителю, это положительно настроить всех выпускников на подготовку и прохождение ОГЭ. В таких условиях, учителю приходится выстраивать практически индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать разные методики подготовки выпускников к экзамену.Задачи по подготовке детей к ОГЭ:1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;2. Создавать учебный материал по типу ОГЭ и использовать готовые печатные и электронные пособия;3. Учить школьников ≪технике сдачи теста≫;4. Психологическая подготовка к ОГЭ;5. Через систему дополнительных занятий повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.Подготовка к ОГЭ по математике в 9 классе начинаю в начале учебного года с проведения контрольной диагностической работы, которая поможет выявить не только пробелы в знаниях обучающихся, но и позволит познакомить их со структурой и особенностями экзаменационной работы. Каждому обучающемуся открываю лист индивидуальных достижений, в котором буду отслеживать динамику результативности выполнения заданий типовых экзаменационных вариантов. Занятия по подготовке к ОГЭ должны носить системный характер, быть регулярными, четко спланированными, давать каждому обучающемуся возможность заполнить пробелы в знаниях и исключить появление новых. Во многих общеобразовательных учреждениях выделяются дополнительные часы (консультации) по подготовке к экзамену, если таких часов нет, то учителю необходимо предусмотреть время для подготовки на каждом уроке. Дополнительные занятия у меня во вторник и пятницу. Во избежание технических ошибок, на занятиях по подготовке к ОГЭ, необходимо научить обучающихся правильному заполнению бланков. Следует обратить внимание выпускников на правильность написания цифр, букв, предложенных в бланках. Репетиционное заполнение бланков необходимо проводить до полного правильного заполнения каждым выпускником. Одним из важных условий успешной сдачи ОГЭ является умение обучающихся осмысленно читать инструкцию по выполнению работы. Данное умение позволит правильно перенести ответ с черновика в бланк и сократит возможные технические ошибки, которые приводят к отрицательному результату прохождения ОГЭ.Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:- консультации для слабых учащихся (решение 1 части);- консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);- индивидуальные консультации.На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске. Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из КИМов. На протяжении первого полугодия домашнее задание задаю из сборника типовых экзаменационных вариантов (под ред. И.В. Ященко) и открытого банка заданий КИМов: 4- 5 заданий из варианта. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на доске.Подготовка к экзамену – это изучение программного материала с использованием заданий в формах, применяемых при прохождении ОГЭ. При правильной организации подготовки учащихся удается диагностировать пробелы в знаниях выпускников, помочь им овладеть общими навыками решения заданий различных типов, качественно подготовить их к сдаче ОГЭ. Педагогу необходимо научить учащегося технике сдачи государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Следует заострить внимание выпускника на следующих важных моментах:- Внимательно заполнять бланк, при заполнении использовать образцами написания цифр и букв, данных в бланке.- Внимательно читать инструкцию к работе. При выполнении заданий и записи ответов помнить об инструкции. - Следить за временем. Помнить, что время экзамена ограничено. Если не получается решить задание, не надо тратить на него время, следует перейти к решению следующего задания. После завершения всей работы в оставшееся время можно вернуться к пропущенным заданиям и постараться их решить.- Прочитать полностью всю работу, оценить её сложность. Выбрать те задания, которые являются самыми простыми, не требующими больших усилий. Выполнение работы начинать с этих заданий.- При решении заданий внимательно читать условие, анализировать, спрашивая себя: «Что нужно найти?»; «Что требуется записать в ответ?».- Выполнять задание только на черновике. Прежде чем перенести ответ в бланк, проверить своё решение. Обратиться к инструкции, к условию задания, если все в порядке, аккуратно перенеси ответ в бланк.- Не спешить.Итак, успешная сдача экзамена зависит от многих факторов, в том числе и от предварительной подготовки обучающихся, которая осуществляется учителем в рамках учебного процесса на уроках математики.Все выше перечисленные рекомендации в комплексе призваны помочь минимизировать те трудности, которые могут возникнуть у школьников во время сдачи ОГЭ. При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:1. формировать у учащихся навыки самоконтроля;2. формировать умения проверять ответ на правдоподобие;3. систематически отрабатывать вычислительные навыки;4. формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;5. учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;6. учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;7. учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.Предлагается несколько интересных приёмов:- Обязательные устные упражнения и правила быстрого счёта- Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ;-- Применение индивидуальной работы;- Работа с родителями.Как я строю свою работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ?1) провожу исследование демо-версий ОГЭ по математике последних лет, взятые на сайте ФИПИ. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.3) Ещё одной важнейшей составляющей моей работы по подготовке к экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы. Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих.Я выделяю три основные группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска».Учащиеся, имеющие средний уровень математической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки.Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации. Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену.В группе «риска», как правило, слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними примеры и задачи подобного характера, работаю индивидуально.4. Один раз в месяц провожу тестирование в форме ОГЭ и делаю анализ. Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на ОГЭ. Глобальные темы, которые нельзя запускать: 5 класс – обыкновенные дроби, 6 класс – положительные и отрицательные числа, 7 класс – формулы сокращенного умножения, 8 класс – решение квадратных уравнений, 9 класс – неравенства и прогрессии. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.Задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремлюсь организовать работу с тестовыми заданиями, а также знакомлю с имеющимися сборниками тестовых заданий. Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций. Я считаю, что начиная с 7-8 класса, следует предлагать учащимся тренировочные задания, тесты и зачеты. Работу учащихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности. В течение всего учебного года в самостоятельные работы обучающего характера включаю различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением подготовленных ребят. Можно дать домашнее задания из 2 части.Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты: обучение постоянному жёсткому контролю времени. На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание.Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий. Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым..Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 21, 24 задания, которые «сильный» и «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз.Есть и свои трудности по подготовке учеников:1) низкая мотивация учащихся к сдаче ОГЭ;2) низкий уровень вычислительных навыков у учащихся.Это ежедневные проблемы, над которыми нам ещё предстоит долго работать. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Такая система требует большого количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся. Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт результат.Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобОГЭ – завершающий этап обучения в средней школе. Сдавать обязательные предметы – математику и русский язык – предстоит всем выпускникам 9 классов без исключения.