Публикации
КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Автор: Кривченко Ольга Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОММУНИКАТИВНЫЕ ФОРМЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Автор: Кривченко Ольга Васильевна
Кривченко Ольга Васильевна,преподаватель РКИ Белгородского государственного аграрного университета им.В.Я.ГоринаРАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФОРМ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии общения и поведения. Из этого следует, что студенческая молодёжь также имеет свою систему ценностей и критерии поведения.Студенчество – это общественная группа молодежи, которая содержит в себе потенциал непосредственного влияния на будущее общества. Повседневное общение студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно использовать коммуникативные навыки в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. Студе́нт (от лат. studens – усердно работающий, занимающийся) –это учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России – это все учащиеся учреждений профессионального образования.Студенты очного отделения обычно посещают высшие учебные заведения, где слушают лекции, участвуют в семинарах, после чего сдают зачёты и экзамены, выполняют курсовые работы и участвуют в практике по специальности, а по окончании соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее посильное самопознание и самоопределение в личной и общественной жизни, в том числе через участие в самодеятельности, подработках, общественно-политической жизни. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Это специфическая группа учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями. К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, социальный престиж. Стремясь получить образование, большинство студентов осознает, что образовательной учреждение является одним из средств социального продвижения молодежи. Именно в студенческие годы происходит первичное формирование коммуникативных навыков будущих специалистов.В поведении студента проявляются особенности его характера, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и прочее. Общение в студенческой среде предполагает наличие разных обстоятельств и многообразия коммуникативных форм. Например, общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку, что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Общение данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников. Различные личностные качества студентов также вступают в резкие противоречия между собой. Например, такие качества, как сохранение достоинства и честность отходят на второй план перед дружбой и милосердием. Так студентам во время экзамена важнее поделиться шпаргалкой или дать списать одногруппнику нежели быть честным по отношению к преподавателю. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но, несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции. В данной ситуации большинство личностных качеств выражено в равной степени. Построение общения зависит лишь от интересов и целей отдельно взятого студента. Например: стремление к получению качественного образования, дружба, уважение к себе и окружающим… Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п. На перемене время выделено студенту для небольшого отдыха и совершения необходимых дел. Большинство студентов на перемене осуществляют звонки по телефону, посещают буфет и т.д. Перечень личностных качеств, проявляемых в общении, для данного промежутка времени практически аналогичен перечню для времени занятий, но такой пункт, как стремление к получению качественного образования уступает первые позиции. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения. В свободное время студент общается с близкими и приятными ему людьми, это могут быть друзья, члены семьи, вторая половинка. Такое межличностное общение характеризуется отсутствием конфиденциальности, малой социальной дистанцией. Студенты в такой обстановке могут позволять себе вольности (как маленькие, так и большие), так как нормы поведения существенно сглаживаются. В свободное время особенно важны такие качества, как умение любить и быть любимым, умение дружить, театрализация, острое чувство юмора, оптимизм и т. д. Подводя итоги, можно сказать, что студенчество – это наиболее динамичная и прогрессивная часть современного общества, активно использующая коммуникативные навыки, с последующим их применением в профессиональной деятельности. Проблема освоения коммуникативных навыков и использования их в будущей профессиональной деятельности является одной из самых актуальных в наши дни. Общение – процесс взаимодействия людей в ходе их совместной деятельности, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров. Общение играет важную роль в формировании, развитии психики человека, а так же становления культурного поведения. Соблюдение норм общения позволяет не только продемонстрировать уровень культуры собеседников, но прежде всего, понять друг друга. Употребление некорректных речевых форм, ненормативной лексики затрудняет четкое восприятие информации, повышает риск возникновения конфликтных ситуаций. Такое построение отношений затрудняет общение, ведет к снижению результатов профессиональной деятельности. Современному специалисту приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению и сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. Общаясь, мы стремимся понять друг друга и, чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом часто остаёмся непонятыми. Человек, как элемент коммуникации – сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию. Соблюдение правил культуры общения, освоение коммуникативных навыков и применение их как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности – это серьезный показатель уровня зрелости будущих специалистов.