Публикации
«Деловой русский язык» дополнительная образовательная программа
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Деловой русский язык» дополнительная образовательная программа
Автор: Людмила Григорьевна Николенко
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Деловой русский язык» дополнительная образовательная программа
Автор: Людмила Григорьевна Николенко
Краснодарский край, Кущёвский район, станица КущевскаяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6 имени С.Т.Куцева УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2017 года протокол № 1 председатель педсовета _____________ В.В.Триус «Деловой русский язык»дополнительная образовательная программасреднее общее образование10 -11 классы68 часов Учитель Николенко Л.Г.Пояснительная записка Мы живём в период культурных, экономических, социальных и общественных преобразований. И это ко многому обязывает. Обычные граждане учатся строить взаимоотношения друг с другом и c государством на правовом уровне. Именно поэтому в настоящее время все больше внимания уделяется коммуникативно-речевой компетенции человека, его умению общаться в различных жизненных ситуациях. Новое время предъявляет и новые требования к оформлению и составлению деловой документации. И сегодня школа призвана формировать и развивать эти умения и навыки у учащихся. В современной школе формированию подобных умений и навыков способствуют уроки развития речи, но, как известно, на уроки развития речи в действующих программах по русскому языку отводится лишь пятая часть учебного времени, выделенного на предмет «Русский язык». Вероятно, поэтому уровень речевой компетенции выпускников наших школ не всегда соответствует требованиям современного общества.Специальных уроков на изучение стилистики, в частности, официально-делового стиля, отводится немного в школьной программе, но они просто необходимы для будущей успешной практической работы выпускников. На сегодняшний день согласно программе средней общеобразовательной школы мы имеем следующую систему изучения официально – делового стиля в школе: Как видно из таблицы, учащиеся получают основные базовые знания об этом стиле речи. Но в жизненной практике их не всегда бывает достаточно. Программой с VI по VIII класс предусмотрено изучение и системное закрепление характерных черт официально – деловой речи, а из всего жанрового многообразия деловой стилистики рассматриваются только автобиография, заявление, телеграмма и объявление. Данные сведения не носят системного характера и явно недостаточны. Очевидно, что в контексте существующих сегодня проблем социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен необходим курс, который, дополняя немногочисленные уроки развития речи в старших классах, являлся бы самостоятельным и знакомил учащихся с особенностями общения, связанного с ориентацией на будущую деятельность, выбор специальности.Предлагаемый курс посвящён официально-деловому стилю речи, удовлетворяющему потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни. Естественно, что современный человек должен в совершенстве владеть огромным разнообразием жанров делового письма: автобиография, анкета, объяснительная записка, объявление, характеристика, доверенность, акт, справка, протокол, отчет, резюме и т.д. Курс «Деловой русский язык» и призван познакомить учащихся с новыми для них жанрами официально-делового стиля, которые не изучаются в школе на уроках развития речи, но имеют широкое практическое применение в повседневной жизни и в деловом общении. Это докладная (пояснительная) записка, доверенность, справка, характеристика, деловое письмо, резюме, портфолио. Кроме того, практически все служебные дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми (обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, подведение итогов и т.д.). Современный работник любой сферы должен грамотно строить и свое устное деловое высказывание. Следовательно, выпускники школы должны быть готовы к устному и письменному деловому общению.Осваивая данный курс, учащиеся повышают уровень стилистической подготовки, учатся эффективно применять полученные знания на практике. Уже сформированные базовые умения и навыки в сочетании с новизной изучаемых тем курса помогут современным школьникам чувствовать себя конкурентноспособными и самодостаточными в жизни после получения общего среднего образования. В соответствии с этим основная цель курса «Деловой русский язык» – практическая: способствовать дальнейшему развитию коммуникативной, лингвистической культуроведческой компетентности; раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи; сформировать письменные речевые умения и навыки составления документов официально – делового стиля разных жанров, актуальных в современной жизни и в деловом общении; способствовать овладению практическими устными коммуникативными навыками и умениями официально-делового стиля. Задачи курса определены его целью и связаны как с практической деятельностью школьников, так и с повышением уровня теоретической подготовки будущих выпускников: углубить и усовершенствовать знания учащихся о сфере употребления официально-делового стиля; раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи; сформировать представление о нормах устной и письменной деловой речи; обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения; повысить общую речевую культуру; познакомить учащихся с реквизитами официально-делового стиля, правилами оформления документов, устными формами делового русского языка и техническими средствами деловой коммуникации; научить самостоятельно грамотно оформлять документы различных жанров, грамматически верно строить устное высказывание делового характера, используя специальные речевые клише; развивать навык письменного оформления документов различных типов, умение строить устное монологическое высказывание делового характера; воспитывать культуру письменной и устной деловой речи, формировать устойчивое представление о владении культурой деловой речи как о неотъемлемом качестве современного делового человека. способствовать социализации и адаптации учащихся в современной жизни. Курс «Деловой русский язык» рассчитан на 68 часов для учащихся 10-11 классов. Курс состоит из трех разделов:Раздел I – История и этикет делового общения.Раздел II – Деловая коммуникация. Официально-деловой стиль речи.Раздел III – Деловые бумаги.Раздел IV – Культура речи.Первый раздел знакомит с понятиями «Этикет», «Этика», «Служебный этикет», «Служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе. Учащиеся получают рекомендации по поведению в конфликтных ситуациях, усваивают навыки устного и письменного этикета. Назначение второго раздела – познакомить учащихся с теоретическими сведениями, а также с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.В третьем разделе учащиеся познакомятся с образцами составления таких документов, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция и др.Четвёртый раздел знакомит с типичными нарушениями норм официально-делового стиля с целью их предотвращения.Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения. При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. При отборе дидактического материала необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками.Структура курса Содержание модулей Раздел 1. История и этикет делового общения. (11 часов):Тема 1. Истоки и судьбы русской деловой письменности. (1 час)Истоки деловой письменности от пиктографии до наших дней. Первые попытки юридической практики на Руси. Жанры бытовой письменности: прошлое и настоящее. Языковые особенности бытовых документов X – XVII веков.Тема 2. Служебная этика и служебный этикет. (3часа)Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения.Тема 3. Устное и письменное деловое общение. Этикет деловой речи. Особенности делового общения. (7 часов).Риторика – часть культуры делового общения. Речевой этикет как правило речевого общения. Виды этикета. Речевой этикет. Деловая этика. Этикетная формула. Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковный (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет. Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение, извинение. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания. Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии: информационные, контрольные, подтверждающие, ознакомительные, однополюсные, встречные, альтернативные, направляющие, провокационные, вступительные, заключающие, закрытые, открытые, зеркальные. Паралингвистика. Невербальная коммуникация. Энергетика речи.Раздел 2: Деловая коммуникация. (22 часов)Тема 4. Формы и культура деловой коммуникации .(11 часов).Деловое общение как основная функция официально-делового стиля. Особенности деловой речи. Цель. Контингент участников. Регламент. Коммуникативные средства реализации намерений. Организация пространственной среды. Результат. Жанровые разновидности письменного и устного общения. Формы и культура деловой коммуникации. Деловая беседа. Структура деловой беседы: 1) начало, 2) передача информации, 3) аргументирование, 4) опровержение доводов собеседника, 5) принятие решений. Соблюдение условий и правил проведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы. Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловое совещание. Пресс-конференция. Инновационные формы делового общения: Презентация «круглый стол». Собрание акционеров, Брифинг. Выставки и ярмарки товаров. Традиционные жанры деловой коммуникации: Публичные речи. Интервью. Комментарий. Специфические жанры деловой коммуникации: Спор. Дискуссия. Групповая дискуссия. Деловой спор. Полемика. Дебаты. Прения.Тема 5. Как устроен деловой текст. (6часов)Документация — разновидность письменной деловой речи. Понятие «служебный документ». Строение делового текста: а) формуляр (начальная часть и конечная часть), реквизиты; б) текст (смысловые блоки – введение, заключение; типы текстов – линейная запись, трафарет, анкета, таблица). Основные виды управленческих документов, правила оформления и составления. Устав. Положение. Инструкция. Приказ. Постановление. Служебная записка. Докладная записка. Распорядительные документы. Акты и протоколы. Контракты.Тема 6. Официально-деловой стиль. Подстили официально-делового стиля. (5 часов)Функциональные стили русского языка. Деловой стиль письменной речи. Подстили официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой. Официально-документальный и обиходно-деловой подстили. Языковые средства официально-делового стиля. Синтаксис делового стиля.Раздел 3: Деловые бумаги. (23 часов)Тема 7. Официально-документальный подстиль. Язык дипломатии. Мир профессий “человек - человек”. (2 часа)История языка дипломатии. Система терминов. Правила дипломатической вежливости в языке. Синтаксическое построение дипломатических статей. Связь официально-документального подстиля и языка дипломатии с профессиями группы “человек - человек”, труд которых направлен на воспитание, обучение, информирование. Психологическая характеристика людей, относящихся к профессиям “человек - человек”. Составление дипломатической статьи, характеристики.Тема 8. Официально-документальный подстиль. Язык законов. Мир профессий «человек – техника». (2 часа)Язык законов – официальный язык государственной власти. Особенности языка законов: точность выражения мысли, обобщенность выражения. Терминология и синтаксис языка законов. Применение языка законов в профессиях группы “человек – техника“. Составление статьи закона.Тема 9. Обиходно-деловой подстиль. Служебная переписка. Мир профессий «человек – природа». (3 часа)Понятие служебной переписки, её отличие от произведений эпистолярного жанра. Стандартизованность – главная особенность языка служебной переписки. Содержательные аспекты делового письма. Синтаксическая модель предложения и её речевые варианты. Необходимость использования служебной переписки в профессиях группы «человек – природа». Составление служебного письма в организацию, нарушающую закон об экологии.Тема 10. Обиходно-деловой подстиль. Деловые бумаги. Мир профессий «человек - художественный образ». (16 часов)Виды деловых бумаг: докладная (пояснительная) записка, справка, расписка, доверенность, счет, заявление, удостоверение, протокол, резолюция, письменный отчет о работе, автобиография, резюме, портфолио, аппеляция. Форма деловых бумаг. Синтаксические конструкции и речевые обороты в деловых бумагах. Связь профессий группы «человек – художественный образ» и понятия «деловые бумаги». Составление названных документов в соответствии с требованиями официально-делового стиля.Раздел IV. Культура речи. (11 часов)Тема 11. Нормы делового общения или «Опасные канцеляризмы» (11 ч).Лексические нормы и грамматические особенности письменной и устной деловой речи. Паронимы. Плеоназм. Тавтология. Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно- литературных средств языка, построение устных официальных выступлений по законам письменной речи. Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. Что такое канцеляризмы. Какие слова и выражения становятся канцеляризмами. Отрицательное влияние канцеляризмов на литературный язык. Оправданное употребление канцеляризмов. Контроль реализации программы Уровни освоения модулей Требования к уровню подготовки учащихся:По окончании курса учащиеся должны знать: - отличительные признаки официального делового стиля;- порядок и необходимые реквизиты в оформлении различных документов;- специальные устойчивые речевые обороты, используемые в официально-деловом стиле;- факторы успеха в ведении деловой коммуникации.должны уметь:- самостоятельно оформлять документы различных типов;- отличать лексические и грамматические приметы официально-делового стиля от других стилей;- строить устное монологическое и диалогическое высказывание при ведении деловой коммуникации.Методическое обеспечение Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи.- М., 2004. Голуб И. Б, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М., 2001. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 2001 Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М.: Просвещение, 1989 Пустовалов П. С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М., 1987. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1988. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998. Шустрова Л. В. Практическая стилистика русского языка.- М., 1994. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1980. Календарно-тематическое планирование РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНОна заседании МО Зам. директора по УВРПротокол № 8 ____________________от 15 июня 2017 г. Т.И.ТощенкоРуководитель МО 28 августа 2017г.________________М.Г.Просучкова