Публикации
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Автор: Елена Петровна Анисимова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Автор: Елена Петровна Анисимова
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Анисимова Елена Петровна
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия №40 г. Казань, р. Татарстан
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения героя выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 классов, а именно:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу Аквариум и т.д.);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др.
Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов).
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
КОНСПЕКТ УРОКА – ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
Урок 2. Что такое светская этика?
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, мораль, этика
Ход урока:
Организация деятельности учащихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:
О чем беседовал с родными и друзьями?
Что нового узнал для себя?
Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?
Рассказы учащихся об известных людях России. Обсуждение того, почему были выбраны именно эти биографии.
Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:
Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика.
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура, моральный, этический.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика?
Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
Задание на дом: Ответь на вопросы в пособии. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи.
Вариант №2
Тема урока: Этика и этикет
(фрагмент урока, демонстрирующий включение в урок работу с литературным и фольклорным текстами)
ЧИТАЕМ
ОБСУЖДАЕМ
С. Баруздин
О человеке и его делах
- Скажи, человек,
Как твои дела?
- Дела ничего у меня.
Я спал неплохо,
Да ночь мала,
И я прихватил полдня.
- Скажи, человек,
А что же успел
Сегодня ты совершить?
- Да много успел:
Хорошо поел
И чаю успел попить.
- Скажи, человек,
Ну, а как потом,
Было ли что-нибудь?
- А что потом?
Поиграл с котом
И вновь прилег отдохнуть.
- Скажи, человек,
А когда поспал,
Вышел ли ты за порог?
- Конечно, вышел,
Да очень устал,
Вернулся, не чуя ног.
- Скажи, человек,
А что за окном
Увидеть тебе довелось?
- Да что там увидишь,
Когда темно
И лютый стоит мороз.
- Скажи, человек,
А кроме кота,
Есть друзья у тебя?
- Да что ты!
С друзьями одна маета!
…. Больше не спрашивал я.
(Идет обсуждение)
РАЗМЫШЛЯЕМ
Учитель: А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
(Идет обсуждение)
Учитель: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.
Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности и этики.
Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.
Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Анисимова Елена Петровна
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия №40 г. Казань, р. Татарстан
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения героя выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 классов, а именно:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу Аквариум и т.д.);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др.
Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов).
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
КОНСПЕКТ УРОКА – ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
Урок 2. Что такое светская этика?
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, мораль, этика
Ход урока:
Организация деятельности учащихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:
О чем беседовал с родными и друзьями?
Что нового узнал для себя?
Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?
Рассказы учащихся об известных людях России. Обсуждение того, почему были выбраны именно эти биографии.
Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:
Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика.
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура, моральный, этический.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика?
Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
Задание на дом: Ответь на вопросы в пособии. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи.
Вариант №2
Тема урока: Этика и этикет
(фрагмент урока, демонстрирующий включение в урок работу с литературным и фольклорным текстами)
ЧИТАЕМ
ОБСУЖДАЕМ
С. Баруздин
О человеке и его делах
- Скажи, человек,
Как твои дела?
- Дела ничего у меня.
Я спал неплохо,
Да ночь мала,
И я прихватил полдня.
- Скажи, человек,
А что же успел
Сегодня ты совершить?
- Да много успел:
Хорошо поел
И чаю успел попить.
- Скажи, человек,
Ну, а как потом,
Было ли что-нибудь?
- А что потом?
Поиграл с котом
И вновь прилег отдохнуть.
- Скажи, человек,
А когда поспал,
Вышел ли ты за порог?
- Конечно, вышел,
Да очень устал,
Вернулся, не чуя ног.
- Скажи, человек,
А что за окном
Увидеть тебе довелось?
- Да что там увидишь,
Когда темно
И лютый стоит мороз.
- Скажи, человек,
А кроме кота,
Есть друзья у тебя?
- Да что ты!
С друзьями одна маета!
…. Больше не спрашивал я.
(Идет обсуждение)
РАЗМЫШЛЯЕМ
Учитель: А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
(Идет обсуждение)
Учитель: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.
Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности и этики.
Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.
Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.