Публикации Конспект урока по русскому языку на тему: "Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (2 класс)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку на тему: "Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (2 класс)
Автор: Ольга Геннадьевна Землянко

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»Учитель: Землянко О.Г. Класс: 2 «Б».Цели урока:Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.Задачи урока:Образовательные:         
  • познакомить учащихся с творчеством А.К.Саврасова, с историей создания  «Грачи прилетели»;
  • формировать умения понимать авторский замысел картины;
  • формировать умение подбирать подходящие речевые средства для описания картины; учить выражать в слове свои впечатления, представления.
  • учить понимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.
  • Развивающие:
  • развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;
  •  развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать,  развитие  творческого воображения;
  • развитие умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.
  • Воспитательные:
  • воспитание любви к  природе, бережного к ней отношения.
  • Тип урока: ознакомление с новым материалом.Форма урока: урок развития речи.Ход урока:Орг. момент:Прозвенел звонок веселый.Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждать,И друг другу помогать.Самоопределение к деятельности.- Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся).Бушует полая вода,Шумит и глухо и протяжно.Грачей пролётные стадаКричат и весело и важно.Дымятся чёрные бугры,И утром в воздухе нагретомГустые белые парыНапоены теплом и светом.А в полдень лужи под окномТак разливаются и блещут,Что ярким солнечным пятномПо залу «зайчики» трепещут...- О каких приметах весны говориться в стихотворении Бунина?-Как вы думаете, о каком времени года будем более подробно сегодня говорить?Сообщение темы, цели урока.- Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои произведения. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине.Биография художника.( Слайд )Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. (купец – это человек, занятый в сфере торговли, купли-продажи). Подростком писал пейзажные картинки на продажу. (Пейзаж – это рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении). В 1844 поступил в Московское училище живописи. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были Константин Алексеевич Коровин и Исаак Ильич Левитан. Алексей Кондратьевич Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи. Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей.Знакомство с картиной.Рассмотрите  в учебнике на с.81.— Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?(И радостное, и грустное, слегка печальное настроение).— На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж.)— Это лирический русский пейзаж. В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа. Пейзажи художники почти никогда не пишут сразу, с натуры. Сначала они изучают природу, а потом уже работают над картиной в мастерской, используя материалы изучения. Немало дорог приходится исходить пейзажисту, прежде чем он найдет в природе то, что отвечает его замыслу.— На своей картине Саврасов мастерски передал состояние природы. Это словно рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, — это лирический пейзаж, несколько грустный, трогательный, волнующий зрителя.- Первоначальные наброски к картине «Грачи прилетели» Алексей Саврасов писал в селе Молвитино. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над набросками с натуры, так, что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда.Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно, сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Анализ содержания картины.- Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину. (Учащиеся молча рассматривают репродукции картины, которые есть у них на партах).- Почему картина называется «Грачи прилетели»?— Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами (задворки – место за дворами, позади изб), старая церквушка.)— Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть. Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством).— Как художник показывает нам наступление весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)— Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)— Что на картине притягивает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)- Совершим путешествие в картину. Закройте на минуту глаза, представьте, что вы очутились около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? (Крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд).- Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (Березы с грачиными гнездами, грачи).- Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.-Чем они заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (Грачи, которые летают над гнездами).- Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.- Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (Снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени).- Что изображено позади берез, на заднем плане? (Деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля).- И деревня, и поля изображены не очень подробно. Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)- Как художник изобразил небо? (Небо ещё блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте).— Давайте определим особенности композиции картины, то, как расположены на ней различные элементы, как продуманы передний, средний и задний планы. Действительно, главное на картине грачи на деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все остальное как бы на фоне их, «позади». Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник дает нам возможность ярче почувствовать прилет грачей, их появление в родных местах. Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или у открытого окна.)— Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)— Что на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)— Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.- Как Вы думаете, что еще хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?(Красоту русской природы).Физминутка «Гнездо».Словарно-орфографическая работа.У каждого на парте есть лист-помощник. Он нам пригодится для написания сочинения. Здесь есть план написания сочинения, опорные слова и фразы, а некоторые мы запишем сами.- Подберите и запишите на своих листах синонимы к словам (синонимы – это…)художник картина изобразил известныймастер кисти полотно нарисовал знаменитыйпейзажист репродукция показал прославленныйавтор картины шедевр создал (На доске слова).(Репродукция – это копия).— Попробуйте описать грачей, какие они?Я буду называть слово, а вы подберите антоним и запишите его, эти слова нам пригодятся для описания грачей.Враждебные - мирные, печальные - радостные, тихиешумные, молчаливые - крикливые, ленивыетрудолюбивые.- Вам предстоит описать картину. Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?Художник, картина, изобразил, известный:(записи в карточке).Пейзаж: скромный, простой, задушевный.Время года: весна, можно услышать журчание ручьев, шум ветерка, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.Небо: весеннее, блеклое, светло-голубое, местами грязно-синее, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака.Грачи – вестники весны, неугомонные, весёлые, суетливые, трудолюбивые, горделивые, шумные, крикливые; кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину; мы как будто слышим их радостные беспокойные крики; трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.Берёзы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей, кривые, с чёрными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки.Снег: талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез, грязный, серый, местами еще белый.Пруд: оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.Домики, домишки: деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.Церквушка: старая, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная.Поля: дальние, невспаханные, расстилаются просторы, ширь полей, бурая почва, бескрайние.Слова: горизонт, вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные).План:1.Художник и его картина.2.Описание картины:- Какое время года изобразил художник? Что изображено на переднем плане.- Какое небо?- Какой снег?-Какие деревья изображены на переднем плане?-Какие вестники весны прилетели?- Что птицы делают?-Что собирает трудолюбивый грач под деревом?-Что находится справа от берез?Что изображено на заднем плане. -Что изображено на заднем плане за березками?-Какая церковь находится за домами?-Что раскинулось до самого леса за церковью?3.Мое отношение к картине.Понравилась ли вам картина? Чем? (Мне понравилась картина, потому что...Мне радостно смотреть...Картина вызывает у меня... )Составление рассказов по данному плану карточкам-помощницам.Написание сочинений.Редактирование.Окончательный вариант написания.Образец сочинения.Алексей Кондратьевич Саврасов – замечательный русский художник. В своих произведениях всегда передавал красоту русской природы. Одна из его картин – «Грачи прилетели». Пришла весна. На переднем плане картине мы видим блёклое небо. Оно ещё не стало чистым, но сквозь рыхлые кучевые облака уже видны проблески ласкового солнышка. Весеннее небо местами светло-голубое, местами грязно-синее.На земле всё ещё лежит талый, рыхлый, посеревший снег с робкими тенями от берёз. Он усеян веточками и следами птичьих лапок.В центре картины кривые берёзки с тонким кружевом ветвей. На них много чёрных прошлогодних гнёзд.Прилетели вестники весны – шумные грачи. Грачи суетятся, кричат, шумят. У них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно от того, что вернулись на родину. Мы как будто слышим их радостные беспокойные крики.Мы видим, как под деревом на снегу трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку. Птицам сейчас нужен каждый прутик для строительства гнезда.На втором плане, за забором, расстилаются бескрайние невспаханные поля. Среди деревянных состарившихся домов возвышаются каменная ветхая церковь и колокольня с облупившейся штукатуркой стен.Смотрю на картину и ощущаю запах весны, слышу её звуки. Мастер кисти показал красоту ранней весны. Он вложил в неё всю душу.