Публикации Экологическая сказка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическая сказка
Автор: Афонина Наталья Владимировна

 Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возрастаТема: «Экологическая сказка»Афонина Наталья ВладимировнаИнструктор по физической культуреМАДОУ детский сад №18 г.Балаково Саратовская область   Цель: формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Задачи:1. Образовательная:
  • Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.
  • 2. Коррекционная:
  • Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
  • Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • 3. Воспитательная:
  • Воспитывать бережное отношение к животным и растениям _
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; музыкальная игрушка-птичка; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей. Структура занятия:
  • Получение письма от волшебника
  • Сочинение продолжения сказки
  • Игра «Сравни и назови».
  • Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».
  • Игра «Хорошо – плохо».
  • Пальчиковая гимнастика с прищепками
  • Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам
  • Словесная игра «За что я люблю весну»
  • Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».
  •  Предполагаемый результат: выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.Ход занятия: ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью «Детям группы «Золотая рыбка». Наверное, оно пришло то волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).Дети с воспитателем садятся на ковер и  читают письмо.Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце». Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?» ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.   Солнце желтое, как… (одуванчик).   Солнце круглое, как… (мячик).   Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).   Солнце румяное, как… (блинчик).Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?»Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.Ответы детей:Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.   Начал таять снег. Потекли ручьи. Зазвенела капель.Воспитатель: «А что же было дальше?»Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.Ответы детей:Вода напоила землю.На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили». Дети садятся по кругу друг за другом  и на спине впереди сидящего «рисуют»: капель, солнышко, цветы и т. д.Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?Ответы детей:Гусеницы.ЖукиМуравьиМухиВоспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».Ответы детей: «Птицы».Звучит аудиозапись «Голоса птиц».Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?» («Птичье пение»).Проводиться игра «Хорошо – плохо».Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»Ответы детей: Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.Воспитатель: «А что хорошего, в том, что птицы улетают от нас?Ответы детей: Мы не видим птиц, не слышим их пения.Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»Ответы детей:  Скворец.Жаворонок. Грач.  Соловей.Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку-птичку. Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки.Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?Ответы детей:Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий.Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.Воспитатель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.Ответы детей: Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬВоспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.