Публикации Особенности психолого-педагогической адаптации учеников 1-го класса в общеобразовательной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности психолого-педагогической адаптации учеников 1-го класса в общеобразовательной школе
Автор: Горохова Евгения Анатольевна

Особенности психолого-педагогической адаптации учеников 1-го класса в общеобразовательной школеАннотация: в статье рассматривается проблема адаптации учащихся к обучению на первой ступени в общеобразовательном учреждении. Автором дается определение понятия «адаптация к школе», а также описываются условия, которые влияют на успешность данного процесса. Особое внимание уделяется психологической готовности ребенка к обучению, проведении целенаправленной работы с младшими школьниками и их законными представителями, а также преемственности дошкольного и начального образования. Представленная информация дополняется статистическими данными и анализом специфики адаптации к образовательным учреждениям младших школьников.Ключевые слова: адаптация, школа, первоклассник, успешность, эффективность, образование, готовность, семья.Resume: The article examines the problem of adaptation of students to learning at the first stage in a general education institution. The author gives a definition of the concept of "adaptation to school", and also describes the conditions that affect the success of this process. Particular attention is paid to the child's psychological readiness for learning, conducting targeted work with younger students and their legal representatives, as well as the continuity of preschool and primary education. The presented information is supplemented with statistical data and analysis of the specifics of adaptation to educational institutions of primary school students in some countries of the post-Soviet space.Key words: adaptation, school, first grader, success, efficiency, education, readiness, family.Система общего образования является обязательной учебной ступенью в Российской Федерации. Однако начало обучения может быть сопряжено с трудностями, которые часто возникают в ходе адаптации к образовательному учреждению.На сегодняшний день проблемы адаптации широко исследуются отечественными учеными, в частности, в таких областях как биология, психология, педагогика, социология и другие.Рассматривая адаптацию с точки зрения педагогической науки, следует выделить ее сложность и многоплановость, в связи с чем ее структура, виды и формы описываются разными исследователями по-разному.Уделяя внимания терминологии, стоит отметить, что в общем смысле под адаптацией понимается приспособление организма к чему-либо, либо к определенным условиям. Поэтому, говоря о школьной адаптации, мы подразумеваем приспособление младшего школьника к ситуации обучения в образовательном учреждении.Период младшего школьного возраста определяется важнейшим обстоятельством в жизни — поступлением в школу. Для вышеуказанного возраста характерны определенные закономерности психологического и физического развития. Так, у детей происходит совершенствование познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия; формирование высших психических функций (счета, речи, чтения, письма). Это может позволить ребенку производить сложные мыслительные операции [5].В младшем школьном возрасте происходит подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают, и это объясняет особенности младших школьников: непоседливость и эмоциональную возбудимость.В этот период у ребенка появляются серьезные противоречия: мотив «хочу» - желания и мотив долженствования - «надо». Если желания исходят от ребенка, то мотив «надо» обычно инициируется взрослыми. Если какие-то переживания остаются осознанными плохо - они могут превратиться в комплексы, которые после наблюдаются и у взрослых людей [8]. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышечной системы, увеличение ее объема и силы, но это происходит только при условии достаточных физических нагрузок [3]. Так как мозг только формируется, вместе с лобными долями, восприятие внешней среды и саморегуляция у младших школьников является несовершенными. Мышление так же характеризуется несформированностью, из-за чего причинно-следственные связи могут формироваться по искаженному типу, с выделением случайных признаков как определяющих, что определяет и особенности внимания. Внимание характеризуется непроизвольностью и сложность его удерживать на определенном объекте, особенно на объекте обучения, ребенок отвлекается на любое внешнее воздействие и может на долго непроизвольно концентрироваться на нем, например, на птицах за окном. Если же внимание эксплуатировать и заставлять ребенка его удерживать длительное время, могут проявится тенденции к истощаемости, утомлению, астенизации, агрессивности [4]. Наглядно-образный тип памяти предполагает лучшее запоминание зрительных модальностей, при недоразвитости структурного анализа, возможно успешное заучивание текста без понимания его смысла. Уровень мышления не позволяет формировать целостные образы со всей многозначностью логических связей изучаемых явлений, поэтому запоминание механистично, основано на зазубривании или эмоциональном компоненте. Из-за этого, воспроизведение заученного материала характеризуется неточностями, ошибками, путаницей без возможности исправления, хранится в памяти он недолго [6]. Мозговое вещество анатомически полностью созревает к 8-9 годам, но функционально оно развивается гораздо дольше. Этот возраст в функциональном развитии характеризуется началом созревания лобных отделов, благодаря которым обеспечивается контроль, регуляция и программирование деятельности, которое заканчивается к среднему школьному возрасту. По мнению некоторых ученых именно лобные отделы обеспечивают психологические особенности человека, определяют особенности функционирования всей нервной системы, тип темпераменты, интеллектуальные, эмоциональные и личностные характеристики [3]. Эмоциональная жизнь младших школьников характеризуется непосредственностью, яркостью проявлений в мимике, в движениях, в вербальном компоненте, вместо регуляции своих эмоций в зависимости от обстоятельств, дети им подчиняются, ведут себя в зависимости от их интенсивности, которая часто меняется, вместе с их характером [4]. Но при отсутствии должного воспитания подобное поведение может стать устойчивой чертой характера, акцентуацией или предпосылкой к формированию психопатологии, самоконтроль и осознание собственных эмоций необходимо формировать именно в этом возрасте и это задача взрослых, научить этому. Дети, не способные к планированию и прогнозированию не имеют настойчивости в достижении результатов, цели у них часто сменяют друг друга. У детей необходимо воспитывать целеустремленность, программирование деятельности, поддерживать инициативность, самостоятельность, собственные решения [8]. Характер ребенка младшего школьного возраста находится на стадии формирования, его черты опосредуются возрастными кризисами и часто изменяются. В критические периоды ребенок может проявлять эгоизм, непослушание, капризность, негативизм, грубость, агрессию. Часть исследователей связывают данные проявления с неправильным воспитанием, хотя это не является верным, так как все подобные симптомы являются нормальными и предвещают коренные изменения в личности ребенка и его вступление на новый этап развития [4].Поступивший в школу может стать крайне зависимым от оценок, мнений окружающих его людей. В школе происходит стандартизация условий жизни, в результате этого поведенческие и эмоциональные отклонения становятся особенно заметными. Это плохой самоконтроль, сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, непонимание правил и норм взрослых. Растет зависимость школьника от мнения взрослых и от мнения сверстников [3].Стоит отметить, что существуют несколько направлений, по которым происходит школьная адаптация (рис.1).Рис.1 – Направления школьной адаптацииПсихологическая готовность к обучению в школе является понятием многокомпонентным. Можно выделить ряд параметров психического развития ребенка, которые наиболее значительно влияют на успешное обучение в школе (рис.2).Рис.2 – Компоненты, влияющие на успешность адаптации младшего школьника к обучению в образовательном учрежденииИнтеллектуальная готовность также участвует в определении успешности обучения школьника. Формирование готовности ребенка к школе предполагает принятия им новой «социальной позиции» (Л.И. Божович) – положение школьника, приобретает комплекс прав и обязанностей, поэтому занимает другое положение в обществе сравнительно с дошкольниками [3].Степень заинтересованности в учебе самим учеником определяет личностную готовность к школе. Важной составляющей личностной готовности к школе является внутренняя позиция школьника, так как он приобретает новую систему потребностей, предполагающую связь со стремлением ребенка быть школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность. Желание учиться появляется со временем, в первое время детей привлекают внешние атрибуты обучения, так как портфели, яркие ручки, новая обстановка, получение оценок. Волевая готовность имеет тесную связь с уровнем развития способности, позволяющей осуществлять контроль над поступками с помощью усилия воли. Основные элементы волевого действия заканчивают формироваться к шести годам. На сегодняшний день в Российской Федерации в 2020/2021 учебном году начали свое обучение более двух миллионов первоклассников [11]. Рассматривая статистические данные относительно учащихся первых классов, которые испытывают трудности в адаптации к образовательному учреждению, мы можем выявить следующую закономерность (табл.1).Таблица 1. – Данные об уровне адаптации первоклассников в 2020/2021 учебном годуВозвращаясь к проблеме адаптации к образовательному учреждению, стоит отметить пути минимизации негативных проявлений данного процесса. Для этого обратимся к наиболее эффективным способам работы с учащимися, которые испытывают трудности в адаптации к обучению в образовательном учреждении.Психолого-педагогическая работа с детьми, которые испытывают сложности в адаптации к школе, должна включать в себя ряд следующих взаимосвязанных и при этом взаимно дополняющих друг друга таких видов деятельности [13]: − организация педагогической поддержки; − психологическое сопровождение индивидуального развития; − оказание социальной помощи; − обучение младших школьников значимым для развития социальной компетентности навыкам, таким как умение общаться, решать конфликты, совладать со стрессом, преодолевать возникающие препятствия, работать в команде;− взаимодействие с семьей первоклассника (его законными представителями).Современная школа и педагог должен организовать такое взаимодействие школы и семьи, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Если учитель начальных классов с самого начала привьет родителям желание участвовать во всех сферах школьной жизни своего ребенка, то такое взаимодействие продлится до конца обучения в образовательном учреждении. Особенно важно такое взаимодействие на этапе первоначальной адаптации ребенка к школе.В практике современных образовательных учреждений, согласно ФГОС НОО, можно выделить приоритетные направления взаимодействия школы и семьи[2]: - четкая система работы по изучению семей; - расширенное психолого-педагогическое просвещение родителей; - создание системы массовых мероприятий, в которых родители могут принимать активное участие; - выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; - использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;- существование в рамках школы объединений родителей, для реализации более продуктивного взаимодействия школы и семьи.Таким образом, ФГОС НОО отмечает важность взаимодействия школы и семьи на всех этапах воспитательного образовательного процесса, ведь в полноценном воспитании необходимо использовать все имеющиеся методы, а семья в данном случае занимает особое место. Список литературы
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) //СПС Консультант Плюс [электронная версия].
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) //СПС Консультант Плюс [электронная версия].
  • Благинин А. А., Мамайчук И. В., Истомина И. П., Черевкова Т. Н. Психолого-педагогические характеристики личности учащихся с различным уровнем школьной адаптации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - № 4. – 2011. – с. 52 – 62.
  • Борисова О. В., Зябирова Л. И. Проблема адаптации первоклассников к школе // Международный отдел экспериментального образования. - № 6. – 2014. – с. 84.
  • Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 474-477.
  • Воропаева Е. Э. Методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - № 101. – 2014. – с. 11 – 13.
  • Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Международной науч. конференции. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С.253-255.
  • Кочеренко О. А. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 370-372.
  • Министерство образования Республики Беларусь. – Электронный ресурс. – Режим доступа:
  • Министерство образования Украины. – Электронный ресурс. – Режим доступа:
  • Министерство просвещения Российской Федерации. – Электронный ресурс. – Режим доступа:
  • Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан. – Электронный ресурс. – Режим доступа:
  • Тихоненко Л.В. Проектная деятельность как способ взаимодействия семьи и школы. // Начальная школа. – 2015. – №9. – С.46-47.
  • Худайкулов Х. Д., Усмонова Х. М. Осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения и воспитание детей // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 647-648.