Публикации
Воспитание лидерских качеств у детей младшего школьного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание лидерских качеств у детей младшего школьного возраста
Автор: Горохова Евгения Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание лидерских качеств у детей младшего школьного возраста
Автор: Горохова Евгения Анатольевна
Воспитание лидерских качеств у детей младшего школьного возрастаВ настоящее время воспитание лидерских качеств является актуальной проблемой отечественного образования. Для успешного политического и экономического развития государства в будущем потребуются молодые лидеры, воспитание которых необходимо проводить уже сейчас, начиная с младшего школьного возраста.Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности человека. Актуальность темы исследования очевидна, так как вопросами межличностных отношений занимаются ученые на стыке разных научных дисциплин. - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики. Проблема развития лидерских качеств важна для детей и подростков. Для них необходимо уметь устанавливать конструктивные и дружественные отношения в малой группе, формировать чувство уверенности в себе.Актуальность проблемы формирования лидерских качеств в процессе воспитания младших школьников для педагогической теории и практики мы видим в том, что в младшем школьном возрасте детям уже свойственно стремление реализовать свои лидерские способности.Младший школьный возраст - период жизни, в котором проблема внутригруппового общения уже стоит достаточно остро, так как в данном возрасте общение со сверстниками - одна из ведущих потребностей. Трудности самораскрытия, недоверие к людям, высокая тревожность, конфликтность, неумение управлять своими эмоциями - вот далеко не полный перечень негативных проявлений со стороны эмоционально-личностной сферы младших школьников, возникающих под влиянием трудностей в общении и оказывающих негативное влияние на их психику. Как известно, дети всегда проявляют интерес и ищут сравнения друг с другом. Каждому ребенку хотя бы иногда хочется примерить на себя роль лидера. Система образования должна предоставлять такую возможность для самораскрытия и развития взаимоотношений со сверстниками. «Лидерские качества» - это набор личностных характеристик, при наличии которых человек может успешно осуществлять функции лидера в коллективе. Вот некоторые из лидерских качеств, которыми должен обладать лидер, чтобы быть названным хорошим лидером и уметь выполнять задачу лидерства с максимальной самоотдачей и эффективностью: честность, способность к эффективной коммуникации, уверенность в себе, вдохновение, позитивность, целеустремленность.Дети в младшем школьном возрасте начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении ребенка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать и лидировать в группе. Главные цели младшего школьника: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании.Младший школьный возраст - это период проб себя в разных проектах. Становясь организаторами различных событий, дети получают возможность примерить на себя разные социальные роли от исполнителя до руководителя проекта. На этом этапе взрослый перепоручает часть ответственности ребенку. Начинается воспитание лидеров. Главная задача взрослого на этом этапе – показать ребенку все возможности для самореализации. Очень частой ошибкой современной системы образования, а точнее отдельных участников педагогического процесса, является практика «делать за ребенка». Возможно, это обусловлено недостатком времени на объяснения или неуверенностью в качестве работы, выполненной детьми. Необходимо исключить такую практику. Ребенку необходимо учиться действовать самостоятельно. Таким образом, педагог становится лишь помощником, в то время, как ребенок – активным участником. Роль родителей на этом этапе заключается в проявлении интереса к деятельности ребенка и помощи в том случае, если она ребенку необходима. Отношения, складывающиеся в коллективе младших школьников, не бывают устоявшимися. Они постоянно в динамике, непрерывно меняются. Часто изменения идут всем на пользу, но иногда, наоборот, эффективность деятельности падает. Во избежание отрицательных моментов в отношениях между младшими школьниками классный руководитель должен постоянно контролировать динамику этих отношений и направлять их в нужное для группы русло. Улавливая повышение конфликтности, психологической напряженности, педагог должен принимать необходимые меры.В этом возрасте все функции мозга также быстро развиваются, поэтому период очень хорош для учебы и приобретения практических навыков. Но школа перестает быть единственным местом получения знаний. Как было сказано, в этом возрасте на первое место выходит общение с друзьями, и подросток начинает интересоваться многими другими вещами, помимо учебы, увеличивается объем информации, получаемой из других источников. Именно поэтому занятия должны быть очень интересными и мотивирующими. Только при этом условии обучение и успеваемость в школе будут очень успешными. Скучные уроки являются причиной проблем с дисциплиной, пропущенных занятий и потери интереса и мотивации.При планировании воспитательной и учебной работы с прицелом на выявление будущих лидеров должна быть учтена следующая специфика: – создание сплоченного детского коллектива и оптимального климата в нем;– формирование у детей мотивации достижений;– применение воспитывающих воздействий для формирования личности;– формирование у каждого ребенка уверенности в реализации его возможностей;– обучение приемам самоконтроля и саморегуляции;– управление своим поведением в процессе обучения с помощью конкретных воспитательных внешних и внутренних воздействий;– определение наиболее вероятных источников напряжения в коллективе;– освоение средств и методов воспитания и самовоспитания.На протяжении общения с детьми педагог формирует у них коллективизм, патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм), выявляет потенциальных лидеров и помогает развиться лидерским качествам.Список источниковВоспитательная работа в школе. [Текст]: Пособия для директоров ОУ. - М., 2002г. Гузеев, В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. [Текст] / В.В.Гузеев, - М., 2003. 278 с. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой. [Текст]/ Ю.А.Конаржевский - Челябинск. 1978г. Спиркин, А. Г. Основы психологии. [Текст]/ А.Г. Спиркин – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 214 с. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. [Текст] / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c.