Публикации Авторская статья: «Педагогические условия формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская статья: «Педагогические условия формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Ерматова Лидия Петровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» г.п. Пионерский»Авторская статья: «Педагогические условия формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста»Автор: Ерматова Лидия ПетровнаДолжность: воспитательПионерский, 2023 г.Аннотация. В статье уточнено понятие «исследовательская компетентность» детей старшего дошкольного возраста, даны характеристики ее составляющих. Описаны педагогические условия формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Данная тема мало разработана в научной литературе и педагогической практике.В настоящее время сложные проблемы, которые приходится решать многим людям в высокотехнологичном информационном обществе, требуют от них владения исследовательской компетентностью. Ее основные составляющие надо формировать уже в дошкольном детстве. В целом же исследовательская компетентность способствует развитию личности, ее познавательных и созидательных возможностей.В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. отмечено, что одна из задач образования – формирование у обучающихся исследовательских умений, владение которыми обеспечивает успешную адаптацию и социализацию» [13]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования перед педагогами поставлена задача использовать познавательно-исследовательскую деятельность для достижения целей образования» [12]. Согласно ФГОС ДО, овладение умениями исследовательской деятельности – один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Под этой деятельностью понимается «исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними» [12]. Для решения этих задач, поставленных на государственном уровне, необходимо создать педагогические условия, которые обеспечат формирование основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя умения обнаруживать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их, проводить опыты и эксперименты, наблюдать за их протеканием и результатом, формулировать выводы и т.д.. Проблема создания педагогических условий для формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. В исследованиях Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, О.В. Дыбиной, З.А. Михайловой и др. фиксируется недостаточный уровень сформированности исследовательской компетентности у детей дошкольного возраста, т.е. таких исследовательских умений, как умения обнаруживать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их, формулировать выводы и т.д.. Это происходит из-за недостаточного внимания и формального отношения к указанной проблеме в практике дошкольного образования. В современных психолого-педагогических исследованиях данная проблема не получила должного развития и самостоятельного изучения. Цель работы заключается в создании и практической реализации педагогических условий формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи работы:1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме педагогических условий формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста.2. Определить критерии и показатели для оценки уровня сформированности исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста и подобрать соответствующий диагностический инструментарий для этой оценки.3. Провести педагогическую работу по созданию педагогических условий для формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста и опытно-поисковым путем проверить ее эффективность.Ключевое понятие нашего исследования – «исследовательская компетентность» – связано с компетентностным подходом в образовании. Этот подход О.Е. Лебедев определяет как «метод научно обоснованного моделирования результатов обучения, отражающих необходимый уровень и качество современного образования» [4, с. 6]. О.В. Дыбиной компетентность рассматривается как «результат образования, выражающийся в овладении детьми определенным набором социально востребованных способов деятельности» [3, с. 4]. А.И. Савенков определяет исследовательскую компетентность как «способность ребенка к исследовательской деятельности, проявляющаяся в исследовательских умениях» [10, с. 15]. В состав исследовательской компетентности детей старшего дошкольного возраста входят умения видеть проблему и самостоятельно предлагать разные варианты ее решения, формулировать вопросы разного характера, наблюдать, анализировать, сопоставлять различные факты, рассуждать и делать выводы, получать результат, адекватный поставленной цели. Основы исследовательской компетентности у детей необходимо формировать, так как для этого в развитии детей этого возраста имеются все предпосылки. У ребенка старшего дошкольного возраста «восприятие отдельных предметов отличается осознанностью и целостностью, ребенок умеет выделять существенные и несущественные признаки предметов, правильно представляет себе их форму, величину, цвет, пространственное расположение» [14, с. 17]. По наблюдениям Г.А. Урунтаевой, «у детей 5-6 лет сформированы умения сравнивать предметы, обобщать их по общим признакам, оформлять свои мысли словесно и делать выводы» [11, с. 133]. Л.А. Венгер указывает, что «там, где ребенок поставлен перед понятной ему задачей, он может опираться на наблюдение доступных ему фактов и делать выводы, логически правильно рассуждать» [1, с. 51]. По мнению О.В. Дыбиной, в ряде случаев «деятельность старшего дошкольника носит исследовательский характер, поскольку он опосредованным путем устанавливает некоторые отношения между предметами, основываясь на обобщении своего прежнего опыта» [2, с. 52]. Все это – признаки основ исследовательской компетентности.Исследовательская компетентность у детей старшего дошкольного возраста проявляется в исследовательской деятельности, которая тесным образом связана с экспериментированием. Так О.В. Дыбина считает, что исследовательская деятельность дошкольника – это «экспериментально-поисковые действия ребенка» [3, с. 12]. Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что эта «истинно детская деятельность является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения» [7, с. 44]. Исследовательская компетентность детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании проявляется в том, что дети сами могут изменять условия, наблюдать за происходящими с объектами и предметами изменениями, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. О.В. Дыбина отмечает, что в старшей группе у детей «формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить» [3, с. 23]. Например, перед началом эксперимента с водой дети рассуждают и выдвигают такую гипотезу: если долго нагревать воду, то ее становится меньше (объем уменьшается, следовательно, вода исчезает). После окончания экспериментов дети способны сделать выводы, например, «вода имеет вес», «некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые нет», «воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх» и т.д.Однако не все старшие дошкольники владеют умениями исследовательской компетентности. Затруднения дети испытывают в формулировании проблемы, познавательных вопросов, им трудно дать описание и объяснение изменениям, которые происходят во время эксперимента, трудно правильно рассуждать и делать выводы. Анализ литературы и обобщение опыта работы педагогов показал, что для формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста должны быть созданы следующие условия:разработан и внедрен комплекс образовательной деятельности с заданиями, играми и экспериментами для работы с детьми;– предметно-пространственная среда группы детского сада должна быть усовершенствована с целью повышения ее эффективности для формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста;– взаимодействие с родителями.Эти условия реализуются взаимосвязано, в комплексе.Разработанный нами комплекс образовательной деятельности, предназначенный для детей 6-7 лет, направлен на решение следующих задач:1. Повысить у детей интерес и положительное отношение к исследовательской деятельности с помощью заданий, игр и экспериментов.2. Сформировать у детей умение вариативности исследовательского поиска.3. Повысить уровень самостоятельности, инициативности и активности исследовательского поиска.4. Сформировать стремление к разрешению исследовательских проблем.5. Повысить результативность исследовательской деятельности детей, ее адекватности поставленной цели.Реализованный нами комплекс включает 4 тематических блока и 15 образовательных деятельностей с элементами исследовательской деятельности. В каждом тематическом блоке воспитатели использовали разные задания, упражнения, игры для формирования основ исследовательской компетентности у детей.Блок 1. Тема «В чем проблема? Определи и сформулируй». В основе образовательной деятельности по этому блоку лежит метод наблюдения за объектами природы (живыми и неживыми), за поведением животных, людей. Воспитатели использовали задания для формирования у детей умений видеть проблемы, формулировать их с помощью речевых выражений и предлагать разные варианты решения выделенных проблем. Это задания типа «Назовите как можно больше признаков предмета». Воспитатель называла любой предмет, а задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. Например: лес – зимний (летний, осенний, весенний), зеленый, красивый, волшебный и т.д.; заяц – белый (серый), быстрый, прыгающий, трусливый и т.д. Очень увлекло детей задание «Чем похожи эти предметы». Воспитатель просила детей назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.). Задание «Давайте подумаем вместе и определим проблему» было более сложным по сравнению с предыдущими. Воспитатель задавала проблемные вопросы, а дети пытались на них ответить и потом сформулировать проблему. Вопрос: «Почему зимой у зайца шубка белая, а летом – серая: проблема: «Почему звери линяют»; вопрос: «Почему цветы вянут?», проблема: «Как надо ухаживать за цветами» и т.п.Блок 2. Тема «Учимся задавать вопросы». Проведенные образовательные деятельности по этому блоку включали задание и игры, в которых у детей формировались умения задавать разные типы вопросов. Задание «Найди загаданное слово». Воспитатель задумывает слово (имя существительное, обозначающее предмет) и сообщает его детям. Дети задают разнее вопросы об этом предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем», «для чего». Игра «Угадай по первой букве». Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?», «Этот предмет оранжевого цвета?», «Используется ли этот предмет при проведении эксперимента?» и т.д.. Ребенок, загадавший слово, отвечает односложно «да» или «нет». Побеждает тот ребенок, который первым угадает загаданное слово.Игра «Угадай, о чем спросили». Воспитатель вызывает одного ребенка и только ему (шепотом на ушко) задает вопрос, так чтобы остальные дети его не слышали. Ребенок отвечает на этот вопрос полным ответом, используя слова, которые были в вопросе. Остальные дети должны догадаться, каким был вопрос. Например, воспитатель спрашивает «Ты любишь проводить эксперименты?». Ребенок отвечает: «Я люблю проводить эксперименты». Или другой пример: задан вопрос: «Какая бывает вода?». Ребенок отвечает: «Вода бывает прозрачной, грязной, теплой, холодной, горячей».Блок 3. Тема «Наши наблюдения – опиши, расскажи, объясни» включал задания и игры, которые были направлены на формирование исследовательских умений наблюдать, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные свойства предметов, рассуждать, аргументировать и делать выводы. Дети выполняли задание «Опиши словами и сравни» (по теме «Перелетные птицы») и эксперименты «Изучим перья птиц», «Почему перья птиц не намокают», которые помогли детям узнать, что у птичьих перьев есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья, чтобы они не намокали, иначе птица не сможет летать.Блок 4 по теме «Маленькие исследователи» включал проведение экспериментов с водой, песком и глиной. В ходе реализации этого блока воспитатели использовали:– игры: «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем», «Вода – не вода», «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»; практические задания: «Знакомство с лупой», «Знакомство с микроскопом»;– экспериментирование: с капелькой («Может ли вода подниматься вверх?», «Вода в почве», «Вода в растениях»), по изучению напора воды («Водяная мельница», «Пульверизатор», «Умывальников начальник»), «Есть ли воздух вокруг нас?», «Очистка воды фильтром из бумажной салфетки», «Фильтрация воды», с песком и глиной, «Как сделать глину такой, чтобы из нее можно было лепить?».Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада проводилось воспитателями во взаимодействии с родителями и при посильной помощи детей. Была проведена следующая работа: Создана детская лаборатория, в котором размещены материалы и оборудование для проведения экспериментов с предметами неживой природы (водой, воздухом, песком, камнями, бумагой и т.д.), приборы-помощники (увеличительные стекла, линзы, микроскопы, весы, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и др.). Пополнена картотека экспериментов с детьми 6-7 лет, сделан фотоальбом детской экспериментаторской деятельности «Волшебный мир природы». На экологической тропинке создан сектор для проведения наблюдений, опытов, экологических экспериментальных игр.Взаимодействие с родителями, построенное на доверительных и партнерских отношениях, помогло формированию основ исследовательской компетентности у детей. Для родителей был проведен семинар-практикум на тему по теме «Как организовать исследовательскую деятельность ребенка в домашних условиях». В родительском уголке организована постоянно действующая рубрика «Проведем исследование!», в которой помещен информационный материал на тему «Маленькими шагами в удивительный мир экспериментов». Создана картотека экспериментов, которые можно провести в домашних условиях. Разработаны буклеты и памятки для родителей: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к исследовательской деятельности», «Советы и рекомендации для родителей по проведению экспериментов дома», «Занимательные опыты на кухне, в ванной, саду».В результате создания педагогических условий дети стали активными участниками исследовательской деятельности в совместной деятельности со взрослыми. Их интерес к этой деятельности стал более устойчивым, осознанным и активным. Предметно-пространственная среда группы детского сада была обогащена, что способствовало повышению ее эффективности. Воспитатели детского сада и родители воспитанников в совместной работе пополнили свои знания и умения по формированию основ исследовательской компетентности у детей. Это привело к положительному отношению взрослых к этой проблеме и их тесному сплочению для ее решения.Выявить уровень сформированности исследовательской компетентности у старших дошкольников можно с помощью комплекса методик: «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой (критерий «интерес и отношение к исследовательской деятельности»), «Детские вопросы» К.М. Рамоновой (критерий «самостоятельность, инициативность и активность исследовательского поиска»), «Сахар» Л.Н. Прохоровой (критерий «стремление к разрешению проблемы»), диагностическое задание «Сколько значений у предмета» Дж. Гилфорда, модифицированное А.И. Савенковым (критерий «вариативность исследовательского поиска»), проблемная ситуация из методики З.А. Михайловой, Т.И. Бабаевой и О.В. Киреевой «Путешествие в пустыне» (критерий «Результативность исследовательской деятельности»).Для определния эффективности условий, которые были нами созданы для формирования основ исследовательской компетентности у детей старшей группы, было проведено сравнение исходных и итоговых результатов диагностики детей. Оно показало положительную динамику: после создания педагогических условий появилось 6 детей (30%) с высоким уровнем, на 6 детей (30%) возросло количество детей со средним уровнем, не осталось детей с низким уровнем исследовательской компетентности. Эта положительная динамика стала возможной благодаря целенаправленному воздействию созданных нами педагогических условий на формирование основ исследовательской компетентности у детей. В результате у детей сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности, положительное к ней отношение, дети научились самостоятельно предлагать разные варианты решения проблемы, придумывать нетрадиционные способы использования предметов, достигать результата, адекватного цели исследовательской деятельности. Половина детей стали проявлять самостоятельность, инициативу и активность в исследовательском поиске, они научились задавать вопросы разных типов. Большая часть детей умеют самостоятельно наблюдать, анализировать, предлагать способы проверки.Проведенное исследование и опыт работы воспитателя по формированию основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы.1. Исследовательская компетентность ребенка дошкольного возраста – это готовность к исследовательской деятельности и способность к ее осуществлению, которые проявляются в интересе и положительном отношении к этому виду деятельности, вариативности, самостоятельности, инициативности и активности исследовательского поиска, стремлении разрешить проблему и достичь результата. 2. В состав исследовательской компетентности детей старшего дошкольного возраста входят умения самостоятельно предлагать разные варианты решения проблемы, формулировать вопросы разного характера, наблюдать, сопоставлять различные факты, рассуждать, достигать результата, адекватного поставленной цели, делать выводы.3. Исследовательская компетентность у детей старшего дошкольного возраста проявляется в том, что дети овладевают умениями исследовательской деятельности по проведению экспериментирования. При этом они испытывают трудности в формулировании проблемы, познавательных вопросов, им трудно дать описание и объяснение изменений, которые происходят во время эксперимента, большинство детей не умеют рассуждать и делать выводы. 4. Педагогическими условиями формирования основ исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста являются: использование комплекса образовательной деятельности с заданиями, играми и экспериментам, обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада и взаимодействие с родителями.Список литературы
  • Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] : колл. монография / Л.А. Венгер [и др.]. – 3-е изд., стер. – М.: Детство-пресс, 2013. – 228 с.
  • Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина[и др.]. – М. : Сфера, 2013. – 145 с.
  • Дыбина, О.В. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / О.В. Дыбина [и др.]. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 114 с.
  • Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5. – С.3-12.
  • Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] : учеб. пособие / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, К.М. Кларина. – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 260 с.
  • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] ; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 304 с.
  • Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – М. : ООО «ПЕР СЭ-Пресс», 2006. – 324 с.
  • Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] : метод. рекомендации / Л.Н. Прохорова. – М. : АРКТИ, 2007. – 127 с.
  • Рамонова, К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / К М. Рамонова. – СПб. : Речь, 2007. – 187 с.
  • Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. – М. : Дом Федорова, 2010. – 136 с.
  • Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : .
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М. : ЭКСМО, 2018. – 144 с.
  • Хабарова, Т.В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Т.В. Хабарова. – СПб. : Детство-пресс, 2017. – 96 с.