Публикации Развитие познавательной сферы дошкольников с ОВЗ средствами пескотерапии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной сферы дошкольников с ОВЗ средствами пескотерапии
Автор: Рынова Юлия Васильевна

МБДОУ «ЦРР детский сад «Колокольчик» г. АбаканВоспитатель первой квалификационной категорииРынова Юлия ВасильевнаРазвитие познавательной сферы дошкольников с ОВЗ средствами пескотерапии.В настоящее время значительные изменения происходят в сфере образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), все более актуальным становится инклюзивное образование, предполагающее, что образование детей данной категории является одним из вариантов общего образования, учитывающим психофизические особенности обучающихся с ОВЗ. Создание условий для максимального развития их возможностей, а также организацию психолого-педагогического сопровождения. Нарушения психического развития у детей приводят к специфическим проявлениям во всех сферах личности и взаимоотношениях с окружающим миром и социумом. Огромное значение в процессе инклюзивного образования придается развитию познавательной сферы дошкольников с ОВЗ. Пескотерапия – одна из наиболее успешных технологий, направленных на развитие познавательной сферы, которая применяется в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками, как средство для снятия психоэмоционального напряжения, избавления от стресса, внутренних переживаний и различных психоневрологических проявлений. Данная технология обладает значительным коррекционно-развивающим потенциалом и для развития познавательной сферы детей с ОВЗ дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях инклюзивного образования. пескотерапия позволяет решать также такие задачи, как активизация познавательного интереса ребенка, развитие познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление), развитие творческого воображения; формирование представлений об окружающем мире, развитие саморегуляции и самоконтроля и др. Детей увлекает игра с песком, различные манипуляции с ним. Они рисуют песком, создают различные постройки, композиции, изображают отпечатки и следы, при этом сопровождают свои действия речью и выполняют задания педагога. Кроме задач, решаемых целенаправленно, в процессе занятий осуществлялось развитие речи дошкольников с ЗПР (увеличение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя речи), развитие мелкой моторики рук (способность согласованно действовать двумя руками, осуществлять дифференцированные движения, развивать силу мышц пальцев и кистей рук). Занятия можно проводить с детьми подгруппами и индивидуально. Продолжительность группового занятия до 30 минут, индивидуального – до 20 минут. На первом этапе организуются прикосновения и игры на поверхности сухого песка. Проводятся упражнения на снятие эмоционального напряжения. Затем можно организовать различные манипуляции и игры с песком, направленные на развитие познавательных процессов. Это могут быть прикосновения к песку различными способами, игры с песком, с дополнительными предметами в песке, рисование песком, игры с мокрым песком и др. При этом педагог не просто наблюдает за деятельностью детей в песке, а организует эту деятельность с тем, чтобы она способствовала решению коррекционноразвивающих задач. При подведении итогов занятия педагог обращает внимание на ощущения и эмоции детей во время занятия, мотивирует и побуждает их высказываться. Для развития познавательных процессов можно предлагать детям разнообразные игры: познавательные и обучающие. Познавательные игры и упражнения: «Волшебные превращения», «Узнавалки», «Художники» и другие. Обучающие игры и упражнения: «Найди и покажи фигуру», «Разрежь пирог», «Подсказка», «Вылечи букву», «Узнай цифру» и другие. Песочница дает возможность проводить работу по развитию и коррекции практически всех познавательных процессов. Вот несколько примеров. Развитие восприятия: узнать на ощупь спрятанные в песке игрушки. Развитие внимания: по отпечаткам пуговиц найти недостающую пуговицу на рубашке; рисовать на песке обеими руками, одной рукой рисовать круг, другой – квадрат. Развитие памяти: найти недостающую игрушку (ребенку предлагается запомнить 4-7 фигурок. Когда ребенок закрывает глаза, педагог прячет в песок одну из фигурок. Ребенок должен сказать, какого предмета недостает, отыскать его в песке и назвать его). Развитие мышления: найти в песке разноцветные предметы и разложить их в цветные ведерки в соответствии с цветом; найти в песке спрятанные предметы, определить какой из них лишний и указать, почему. Как правило, вначале дети бывают очень скованны или действуют импульсивно. Они не могут копать песок руками, действуют, сжимая пальчики, действуют не координированно, не согласованно. Важно, что в процессе работы с песком дети познают окружающий мир. У них формируются определенные представления и знания о качествах и свойствах песка, способах работы с ним, формируется интерес к данному виду деятельности, положительная эмоциональная реакция на занятия. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Поэтому занятия с детьми проводятся в игровой форме. Большое место в процессе занятий уделяется организации исследовательской деятельности с детьми: опытов и экспериментов. Использование игрового и дидактического материала: совочки, сита, лупы, пульверизаторы, кисточки, формочки и др. Опыты помогают уяснить свойства и признаки песка, сформировать представления об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкости, в которую он насыпается. Ребенка нужно научить различным способам познания: наблюдение, исследование (потрогать, надавать, растереть, намочить и другие). В процессе проведения индивидуальных занятий отрабатываются с детьми отдельные приемы и способы действий, вызывающие у них затруднения. Кроме того, уделяется внимание именно тем познавательным психическим процессам, которые у конкретного ребенка были нарушены больше всего. Либо на индивидуальном занятии создается основа для последующего подгруппового занятия, чтобы ребенок смог более уверенно справляться с предлагаемыми заданиями, выполнять их совместно с другими детьми. Нельзя настаивать на продолжении игры, если песок неприятен ребенку, или он чувствует себя грязным от соприкосновения с песком. Детям нужно научится соблюдать простые правила во время работы с песком (нельзя выбрасывать песок из песочницы; нельзя бросать песок в других и брать его в рот; после игры надо помочь убрать все игрушки на свои места; после игры в песке надо помыть руки). В процессе занятий могут быть использованы разнообразные методы – наглядные, словесные, практические. В частности, к словесным методам относятся: объяснение (краткое, четкое, эмоциональное); указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально); вопросы (четкие, понятные); пояснения, уточнения; к практическим – упражнения, рисование на песке, создание композиций и др. Практические методы являются ведущими и первостепенными в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста. Проведение коррекционно-развивающих занятий с применением пескотерапии с соблюдением предлагаемых нами организационно-педагогических и методических условий ее реализации способствует развитию и коррекции познавательных процессов у дошкольников с ЗПР. Использование пескотерапии также обеспечивает решение ряда задач: усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика; совершенствуется предметноигровая деятельность.