Публикации
Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Шрайнер Александра Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Шрайнер Александра Ивановна
Шрайнер Александра Ивановна,Воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик»Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возрастаАннотация: В статье говорится об особенностях формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность.Одним из первых математических представлений, которые ребенок усваивает, является представление о количестве. Уже в раннем возрасте дети начинают узнавать числа и учатся считать. Развитие этого навыка можно содействовать с помощью разнообразных материалов, таких как кубики, счетные палочки, картинки с изображением предметов и т.д.Другим важным элементарным представлением является представление о форме и размере. Ребенок начинает узнавать различные геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Для развития этого представления можно использовать игры с геометрическими фигурами, конструкторы, пазлы.Развитие представления о времени также важно для детей младшего дошкольного возраста. Ребенок должен понимать понятия "сейчас", "позже", "раньше" и т.д. для этого можно использовать различные игры, предлагая ребенку выполнить определенное действие через определенное время.Знакомство с понятиями величины и измерения также является неотъемлемой частью формирования элементарных математических представлений. Ребенок должен уметь сравнивать объекты по их размеру, массе или длине. Для этого можно использовать игрушечные весы, линейки, мерные стаканчики и т.д.Особую роль при формировании элементарных математических представле-ний у детей младшего дошкольного возраста имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся занятия с использованием различных головоломок, лабиринтов.Много дидактических игр для закрепления знания цветов и форм можно изготовить самостоятельно.Но их отбор следует осуществлять с учетом следующих принципов:- принципа наглядности. Учитывая возрастные особенности восприятия, внимания, памяти и мышления детей младшего дошкольного возраста, важно использовать в играх различные виды наглядности: картинки, игрушки, муляжи, макеты и пр. - принципа доступности. Игровой материал, содержания и действие должны соответствовать возможностям восприятия и понимания младшими дошкольниками;- принципа активности. Младшие дошкольники прочнее и правильнее осваивают математические представления в дидактических играх, которые требуют проявления их познавательной активности, определенных практических и мыслительных действий;- принципа постепенного усложнения. В дидактических играх должны постепенно и последовательно усложняться игровые задачи и действия. Это позволяет совершенствовать математические представления младших дошкольников.В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображенияЗначение простого, но занимательного математического материала, определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания. Учет индивидуальных особенностей детей при проведении образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений позволяет не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, а также обеспечить активное участие всех детей в общей работе. Это способствует развитию внимания и умственных способностей дошкольников, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков и применения их в других видах деятельности.Обучающая функция дидактических игр станет гораздо эффективнее, при условии, что игры будут применяться в вариативной системе, предполагаю-щей постепенное усложнение по содержанию, по структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений. Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме, может помочь ребѐнку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.Также поддерживать интерес к математическим понятиям помогают стихотворения, сказки с математическим содержанием, пальчиковые и жестовые игры. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада).Таким образом, математическое развитие детей младшего школьного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития. Список литературы: 1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г.2. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение. - 1992. – 80с.3. Попова Г.П., В.И. Усачёва. Занимательная математика: Материалы для занятий и уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В.: Изд. «Учитель», 2007.4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль. – 1996. – 260с.5. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - С. 23-29.