Публикации Развитие зрительно-пространственной координации у детей в речевых играх

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие зрительно-пространственной координации у детей в речевых играх
Автор: Абраменко Ирина Эльмаровна

Абраменко Ирина Эльмаровна,Воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик»Развитие зрительно-пространственной координации у детей в речевых играхЗрительно-пространственное восприятие – это совокупность сложных процессов построения зрительного образа окружающего мира. Это процесс работы глаз и головного мозга, куда посылаются импульсы, полученные рецепторами глаз. Формирование зрительно-пространственной координации начинается раннем детстве, ее развитие продолжается в течение всей жизни человека.0-3 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движениями рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.6-12 мес. Развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.1-2 года. Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, круг - в круглую. Повторяет изображения нескольких вертикальных, горизонтальных и округлых линий. Ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивает страницы книги.2-3 года. Выполняет вращательные движения пальцами, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. ребенок открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы.3-4 года. Может держать карандаш пальцами. Обводит по контурам, копирует крест, копировать формы несколькими цветами. Хватает катящийся к нему мяч, собирает и строит постройки из девяти кубиков.4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы, квадрат, звезду. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека. Дорисовывает три части в недорисованную картинку. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики.5-6 лет. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дорисовывает недостающие части к картине. Воспроизводит геометрические фигуры самостоятельно и по образцу.К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.Зрительно-пространственная координация является частью зрительно-моторной интеграции (ЗМИ), которая представляет собой сложную комбинацию навыков и позволяет человеку выполнять сложные задачи, используя глаза, руки и мозг вместе. Причинами нарушения ЗПК являются отставание в развитии, обусловленное условиями жизни и организацией обучения, индивидуальными особенностями развития или здоровья; заболевания нервной системы (черепно-мозговые травмы, нарушение мозгового кровообращения, интоксикации); и, особенно, снижение/нарушение зрительных функций. У современных детей есть проблемы с зрительно-пространственной координацией не потому, что у них есть статус ОВЗ, а потому, что они ведут малоподвижный образ жизни и много времени проводят за гаджетами. Такой образ жизни не только не способствует развитию зрительно-пространственной координации, но и нарушает её формирование. Исследования показывают, что почти у 50% детей, идущих в первый класс, не полностью сформирована зрительно-пространственная координация. А ведь ещё 20-25 лет назад таких детей было не более 10%. Таким образом, для полноценного формирования у дошкольников ЗПК необходима целенаправленная систематическая работа. Основная задача состоит в том, чтобы своевременно выявить и скорректировать недостатки зрительно-пространственных и зрительно-моторных функций, которые являются причиной появления оптической дисграфии, дислексии не допустить перехода этих недостатков на последующие этапы обучения, что в последующем осложняет учебно-познавательную деятельность детей.В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями. Безусловно, все эти уровни в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени.Первый уровень.Пространственные представления о собственном теле. - что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т.п. - какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т.п.- какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п.- что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п.Ребенка просят выполнить задания:- подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п.- дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т.п.- хлопни руками над головой. Второй уровень.Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). (впереди меня - стол, позади - шкаф, справа - дверь, а слева - окно, вверху - потолок, а внизу - пол). Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития - закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Представления о правом и левом складываться у ребенка между тремя и четырьмя годами. Под руководством взрослого ребенок выделяет и правильно называет свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия. Различение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через правую руку. Используя длительные ощущения своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.- какая игрушка находится ближе всех к тебе? дальше всех от тебя?;- какие игрушки находятся дальше, чем зайчик? ближе, чем собачка?;- какая игрушка перед мишкой, какая после?Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей, животных (НАД, ПОД). Дети затрудняются в дифференциации предлогов (НА, В, У, С, К ДОМУ, У ДЕРЕВА, В СТОЛЕ, НА СТУЛЕ), испытывают трудности в использовании прилагательных (ВЫСОКИЙ, НИЗКИЙ, ТОНКИЙ ТОЛСТЫЙ), они заменяют обозначениями (БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ) многое другое. Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Формируется непосредственно как речевая деятельность. Понимание пространственно-временных и причинно-следственных связей является важной составляющей психического развития ребенка.Практика показывает, что при систематической и целенаправленной работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственной координации можно значительно уменьшить и чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше! Поэтому в ежедневную работу с детьми необходимо включать следующие формы работы:Традиционные:- Самомассаж кистей и пальцев рук с речевым сопровождением;- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождения; - Графические упражнения: «Штриховка» - вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки. Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу. - Лабиринты с речевым сопровождением - Дорисовывание изображений предметов, картинки. - Графические диктанты. - Копирование изображений по клеткам в тетради. - Игры: Конструирование по заданному образцу (из счетных палочек, мозаики, пазлы) Нетрадиционные:- Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок» с речевым сопровождением. - Упражнения с грецкими орехами, желудями, каштанами, шишками, карандашами и т.п.;- Игры с крупой, макаронами (Выкладывание из круп по образцу) с речевым сопровождением.Развитие зрительно-пространственной координации в речевых играх.Зрительно-пространственной координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям их можно разнообразить. Задачи: · Обогащение словаря. · Развитие речи. · Конкретизация понятий. · Развитие зрительно-пространственной координации. · Развитие памяти, внимания. · Развитие логического мышления. · Развитие мелкой моторики.Я знаю три…пять…. (десять…) Материал: бусины различной формы, цвета, размера, шнурок. Ход игры:Ребенок слушает инструкцию нанизывает бусины на шнурок (леску) : «Я знаю пять деревьев…,я знаю двенадцать месяцев, я знаю семь дней недели…, я знаю детенышей диких животных…, я знаю перелетных птиц» и т.д. Игры с прищепками Материал: веревка, прищепки, карточки на нужную тему, поле с картинками. Ход игры: Взрослый развешивает на веревку картинки с изображением. Ребенок слушает инструкцию и снимает нужные картинки озвучивая свой выбор. «Найди только одежду…, головные уборы, … обувь» и т.д. Ребенок прикрепляет картинки прищепками на веревку. «Красными прищепками прикрепи животных севера», «Зелеными прищепками прикрепи животных юга» и т.д. Ребенок слушает инструкцию, прикрепляет прищепки на поле, озвучивая свой выбор. «Найди весну, прикрепи зеленые прищепки», «Найди зиму, прикрепи синие прищепки», «К осени прикрепи красные прищепки», «К лету желтые прищепки» и т.д. 2726 01Пройди по дорожкеМатериал: лабиринты, крышки, проволока.Ход игры:Ребенок слушает инструкцию, прослеживает путь, выкладывая его проволокой и озвучивает. Игры: «Дикие животные ….», «Домашние птицы…», «Дикие птицы…», Ребенок слушает инструкцию, прослеживает путь по дорожке. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную карточку озвучивая свой выбор. Игры: «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Чей детеныш?» «Чье это?» и т.д. Ребенок слушает инструкцию, выкладывает путь по лабиринту крышками одного цвета, чем больше крышек тем лучше. Игры: «Я знаю диких животных», «Я знаю домашних животных», «Я знаю посуду», «Я знаю месяцы» и т.д.Волшебные часы.Материал: часы со стрелкой, карточки. Ход игры: Ребенок слушает инструкцию, двигает стрелку часов озвучивая свой выбор. «Найди все красное, желтое, зеленое, синее…», «Найди диких животных домашних животных, домашних птиц, диких птиц» и т. д. по нужной теме. Ребенок слушает инструкцию, двигает стрелку часов озвучивая свой выбор. «Что растет на дереве…, что растет в земле…?», «Что съедобное, что не съедобное?», «Что сделано человеком?», «Что живое, что не живое?», «Кто может летать, ползать?» и т.д. по нужной теме.Веселые фишки Материал: поле с картинками, фишки разного цвета. Ход игры: Ребенок слушает инструкцию выкладывает фишки на поле: «Найди игрушки…, фрукты…, цветы…, птиц…, ягоды.., животных…и т.д.»Ребенок слушает инструкцию выкладывает фишки на поле: «Кто умеет летать.., скакать?», «Что съедобное?», «Во что можно играть?», «Что растет?», «Что едет?», «Кто кукует..., ржет?», «У кого есть крылья…, копыта?» и т.д.Крышечки Материал: поле с картинками, крышки разного цвета. Ход игры:Ребенок слушает инструкцию выкладывает крышки на поле и озвучивает свой ответ: «Кто слева..., справа, сверху, снизу от кошки?».Ребенок слушает инструкцию выкладывает крышки на поле и озвучивает свой ответ: «Найди диких животных..., домашних…, животных зоопарка».Ребенок слушает инструкцию выкладывает крышки на поле и озвучивает свой ответ: «У кого есть хобот..,. грива..., копыта…, короткий хвост…, длинная шея…, рога…, сумка для детеныша..?».Ребенок слушает инструкцию выкладывает крышки на поле и озвучивает свой ответ: «Кто живет в воде.., норе.., хатке?», «Кто хищник?», «Кто травоядный?», «Кто ржет..., квакает..., мяукает...?», «У кого детеныш котенок…, бельчонок..., медвежонок…?». Назови не ошибисьМатериал: поле с картинками, крышки разного цвета. Ход игры:Ребенок слушает инструкцию выкладывает крышки на поле и озвучивает свой ответ: «Найди все мягкое…, твердое…, вкусное…, сочное…, шерстяное, деревянное…, железное…, ароматное…».Ребенок слушает инструкцию выкладывает крышки на поле и озвучивает свой ответ: «Что можно съесть..., надеть..., кого можно поймать..., во что можно играть»Ребенок слушает инструкцию выкладывает крышки на поле и озвучивает свой ответ (антонимы): «тяжелый-(ребенок ищет антоним и закрывает крышечкой) легкий шар, парашют и т.д, твердый - …, маленький - …,холодный - … и т.д». Найди парочку Материал: поле с картинками, фишки разного цвета. Ход игры: Ребенок слушает инструкцию выкладывает фишки на поле и озвучивает свой ответ: «Малыш-коляска, погремушка, фартучек…; Обед-нож, тарелка, торт, табурет…; Магазин-торт, морковь, мандарин, помидор и т.д. чем больше картинок по смыслу закрыто тем лучше».Ребенок слушает инструкцию выкладывает фишки на поле и придумывает рассказ: «Продолжи рассказ закрывая предметную картинку. У Оли сегодня день рождения и она…; У Маши новая кукла она…, Петя собрался в лес…, Бабушка решила…, Мама готовила… и т.д.».Речевые игры для развития зрительно-пространственной координации направлены не только на понимание предлогов, наречий и выполнение двух-трехступенчатой инструкции, но и на развитие слухового внимания, слуховой памяти, мелкой моторики, Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-пространственной координация, которая будет хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе. -Список литературы: 1. Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе. М. Просвещение. 1993 г. 2. Голубь Т.В. Подготовка к письму, развитие памяти, тренировка мышц рук. М. ТЦ Сфера. 2006 г. 3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М. Айрис-пресс. 2021 г. 4. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи. Санкт-Петербург. Речь. 2006 г.5. Выткалова Л.А. Краюшкина П.В. Развитие пространственных представлений к младших школьников. Волгоград. Учитель. 2009 г.