Публикации Игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Наталья Егоровна Чебодаева

Игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Игра – это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в детстве?Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра, повторим, имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка.Вполне возможно, что развивающие игры окажутся увлекательными для всех дошкольников, не зависимо от возраста. Как мы уже сказали, выбор игры определяется не календарным возрастом, а этапом их психологического развития. Игры бывают нескольких видов:подвижные (двигательные), развиваются двигательные способности, ловкость, воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций.сюжетные-ролевые. Сначала, в 1-2 года это ознакомительная и отобразительная игра, предметно-манипуляционная. Используются игрушки, предметы, обращается внимание на их целевое назначение.К третьему года жизни формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, «ездят» на машине). После 3-х лет появляется собственная ролевая игра. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле)• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей и их социальные роли (школа, магазин, транспорт: поезд, самолет, космические полеты).• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов). Очень важно, какие мультфильмы смотрит ваш ребенок. При первом просмотре родитель должен вместе с ребенком посмотреть мультфильм.«Высший пилотаж», свойственный для 5-7 летних детей – игры-драматизации, театрализованные игры.
  • Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры с огромным компонентом развития мелкой моторики.
  • -дидактические игрыДидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения. В этом их развивающая роль.Дидактическая игра содействует развитию у детей общительности, умению играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Это собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.Игра  – самая продуктивная форма детской познавательной активности. Применение игр позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает представления об окружающем мире новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Речевые игры – они красной нитью проходят через все виды игр, перечисленных мною.