Публикации Сценарий урока математики. "Свойства предметов". 1 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий урока математики. "Свойства предметов". 1 класс.
Автор: Бурова Светлана Григорьевна

Тема: «Свойства предметов»Предметные: 1) Сформировать умение изменять цвет и форму геометрических фигур и фиксировать изменение свойства фигуры; 2) Тренировать способность к сравнению геометрических фигур по цвету и форме, к описанию свойств фигур. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ; способность к выражению сходства и различия объектов, к моделированию.3) Сформировать положительное самоопределение к учебной деятельности.Личностные: Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».Метапредметные: 1) Приобретать первичный опыт анализа и сравнения предметов, выявления и выражения в речи признаков сходства и различия; 2) Тренировать умение описывать свойства простейших фигур на основе применения эталонов, выражать в речи результаты этих операций.1. Введение в игровую ситуацию. Ребята, мы продолжаем путешествовать с вами по стране Математике. Кто помнит, какие этапы вы должны выполнить, чтобы путешествие было интересным? (Мы должны выполнить два этапа учебной деятельности: понять, что мы еще не знаем, самим найти способ.) Ещё раз напомните, кто должен выполнить эти шаги? (Каждый ученик, каждый из нас.) Расскажите, пожалуйста, о чём вы узнали на прошлых уроках? (Мы узнали о свойствах предметов, об их формах…) Сегодня вы продолжите исследовать свойства предметов. Итак, в путь!2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.На доске появляется эталон свойств предмета из урока 1 Посмотрите на эталон и вспомните, о каких свойствах предметов мы говорили на предыдущих уроках? (О количестве, цвете, положении, форме, размере, назначении.) Откройте, ребята, учебник и посмотрите на Петрушек. У них в руках ниточка с бусинами. Какую форму они имеют? (Форму шара.) Назовите цвет бусинок у Петрушки в зеленом колпачке. (Первая бусинка – красная, вторая – жёлтая, третья – синяя, четвёртая – зелёная.) Почему могут получится разные ответы? (Начали называть с разных концов нитки.) Давайте договоримся начинать счёт от узелка. Обведите узелки простым карандашом и назовите поочередно цвет бусинок у других Петрушек. Расскажите, чем похожи и чем отличаются бусы. (Похожи – количеством бусинок и одинаковыми цветами, а отличие – расположением цветов бусинок.) Ребята, какие свойства предметов вы сейчас вспомнили? (Цвет, форму, расположение предметов на нитке.) Цвет является математическим свойством? (Нет.) А форма предмета? (Да.) Найдите в рабочей тетради фигуры. Как называются фигуры, которые вы видите на рисунке? Что общего у фигур сверху и снизу? Соедините объемную фигуру с плоской фигурой, которая по форме напоминает её тень. Проверьте свою работу. Хотите посмотреть еще один фокус? (Да.) Как называется эта фигура? (Круг.) Какое свойство фигуры изменилось? (Форма.) Видите, конус один и тот же, а тени от него различные. Понравился вам фокус? (Да.) Что вы повторили? (Изученные свойства: цвет, форма, расположение, объемные и плоские геометрические фигуры.) Какой первый этап вы должны сделать в нашем путешествии? (Первый этап – понять чего мы не знаем.) Вы прошли этот этап? Свой ответ обоснуйте. (Нет, мы первый этап не выполнили. Все задания были на повторение.) Когда вы можете выполнить этот этап? (Мы должны попробовать выполнить задание, в котором есть что-то новое.) Ой, у меня на столе зазвонил телефон. Я Вас слушаю! Добрый день, бабушка. Чем мы можем быть Вам полезны? Конечно, расскажем! Бабушка просит рассказать, что мы увидели на уроке, и у что у нас не получается. Давайте расскажем о чудесном превращении тени!Дети, изображая телефон, прикладывают ладошку к уху и проговаривают друг другу в парах, что они увидели. Одного ученика (желательно слабого) учитель приглашает к большому телефону, предварительно попросив его проговорить. Дети с места могут дополнять его ответ. Был треугольник. Изменилась форма. Стал круг. Попробуйте проговорить, что вы не можете сделать? (Я не могу описать превращение треугольника в круг.) Почему же вы не смогли написать? Что вы пока еще не знаете? (Я пока не знаю, как записать на бумаге о превращении фигур.) Что вы должны сделать сегодня на уроке? (Узнать способ записи превращения фигур.) Значит, наш урок так и будет называться: «Изменение свойств фигур».3. Открытие детьми нового способа действия. Смогли вы сформулировать затруднение? (Да.) Какой следующий шаг вы должны сделать? (Самим открыть способ.) Итак, писать вы еще не умеете, а рисовать вы умеете? (Да.) Напишем письмо в рабочей тетради .
  • Какое предложение мы должны зарисовать? (Был треугольник, изменилась форма, стал круг.)
  • Какими свойствами обладала тень первоначально? (Форма — треугольник.) Нарисуйте треугольник. После изменения, какой формы стала тень? (Круг.) Что произошло? (Изменилась форма.) Как показать эти превращения на листе? С помощью какого знака показано изменение фигур? (Стрелки Удалось вам справиться с затруднением? Вы получили в результате эталон, на котором изображено превращение одной фигуры в другую.4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. Можно ли завершить урок? (Нет.) Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.) Какие изменения могут происходить с фигурами? (…) Проверим наши предположения. А поможет в этом нам учебник . Объясни, какие изменения фигур произошли. Чем все фигуры слева отличаются от всех фигур справа? Пока мы с вами писали письмо, к нам на урок забежали Пудель, Котёнок и Зайчик. Их попросили изменить цвет синего круга. Посмотрите внимательно, кто из них наиболее точно выполнил задание, кто допустил ошибку и в чем? Выполните задание во второй рамочке вместе с соседом по парте, договорившись об одинаковом результате. (2 минуты) Кто успел справиться с заданием? (…). Кто не успел справиться с заданием? Почему? (Не поняли задание, не смогли договориться…) Расскажите, как вы выполнили это задание? Попробуйте выполнить задание в третьей рамочке самостоятельно. Сравните выполнение своего задания с образцом и обведите фигуры, которые неверно нарисованы. Кто верно выполнил все задания? (...) Поставьте возле третьей рамочки знак «+», который будет обозначать верно выполненное задание.5. Итог занятия. Подходит к концу наше занятие. Что было интересного на уроке? Что нового узнали? (Видели волшебные превращения тени, узнали, что одна форма предмета превращается в другую, научились изображать изменения свойства с помощью стрелки.) Удалось ли вам пройти два этапа учебной деятельности? Докажите. Все ли у вас получилось? Кому вам хотелось бы сказать спасибо за помощь на уроке?