Публикации Современные подходы к организации работы с родителями детей раннего возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные подходы к организации работы с родителями детей раннего возраста
Автор: Дороганова Любовь Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 с. БехтеевкаКорочанского района Белгородской области»Доклад Современные подходы к организации работы с родителями детей раннего возрастаПодготовил воспитатель: Дороганова Л.А.  с. БехтеевкаСегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.Работа с родителями должна иметь:• дифференцированный подход• учитывать социальный статус и микроклимат семьи• родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО• повышать культуру педагогической грамотности семьи.Новые задачи диктуют современные подходы и различные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников с самого начала поступления ребенка в детский сад.Переход к новым формам отношений родителей и педагогов делает педагогический процесс более свободным и гибким. Использование нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников раннего возраста детского сада способствует более эффективному взаимодействию педагогов с родителями, их профессиональному сближению. Для установления единства необходимо, чтобы родители представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня. Поэтому вся образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна быть открыта для семей и строиться совместно с детьми, родителямии с учетом их интересов.Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении осуществляется на принципах: • Открытости детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.• Сотрудничества педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.• Организации работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.• Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.• Постоянного анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.В настоящее время в дошкольном учреждении сложились устойчивые формы работы детского сада с семьями воспитанников, которые можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные формы.Традиционные формы взаимодействия:• коллективные – общие и групповые родительские собрания, конференции, консультации, беседы, семинары, дни открытых дверей с проведением экскурсий по детскому саду с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ и показательных мероприятий, совместные праздники и развлечения, совместное благоустройство ДОУ и территории, конкурсы совместного творчества детей и взрослых, вечер вопросов и ответов.• индивидуальные – посещение семьи, беседы, консультации, индивидуальное собеседование для выявления проблем родителей в воспитании детей, изучения мотивов и потребностей, анкетирование, переписка с родителями, индивидуальные памятки.• наглядно - информационные – уголки для родителей, информационные стенды, тематические выставки, папки-передвижки, памятки, буклеты, рекомендации и др.Таким образом, эти формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Традиционные формы работы с семьей показывают, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам, они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т. к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.Если нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними, вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.Злоупотреблять ими не стоит, так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.Брошюры. Помогают родителям узнать о детском саде, могут описать его концепцию и дать общую информацию.Бюллетень. Можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.Еженедельные записки. Сообщают родителям о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.Личные блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о происходящем дома и в детском саду.Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких как дни рождения, новая работа, поездки, гости.Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о мероприятиях на день и др.Ящик для предложений (почтовый ящик) - коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателями.Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.Благодарности, грамоты, дипломы. Признательность родителям, принимающим активное и непосредственное участие в жизни детского сада.Через новые формы взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства, диалога. А их разнообразие позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повыситьпедагогическую культуру родителей, расширить представления детей в различных образовательных областях, организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, интересно и разнообразно.• положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;• учет индивидуальности ребенка;• родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка;• укрепление внутрисемейных связей;• возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, учета типа семьи и стиля семейных отношений;• при реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.Результат работы - положительное отношение родителей к ДОУ, и хорошая оценка его деятельности.Современные подходы и нетрадиционные формы организации работы с родителями детей раннего возраста в ДОУ.Каждое дошкольная учреждение, вступившее на путь развития и модернизации, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, запросы, потребности самих детей и их родителей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и взаимодействия с родителями воспитанников.На современном этапе предлагаются современные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей раннего возраста:• адаптационные клубы: «В детский сад без слез», «Здравствуй, малыш!», «Растишка» и др.,• семейные клубы: «Играем вместе», «Маленькие почемучки», «Семь - Я», «Родительский университет» и др.,• адаптационные группы и группы кратковременного пребывания: «Умный малыш», «Веселые друзья» и др.,• проекты: «Идем в детский сад», «На пороге детского сада», «Здравствуй, детский сад» и др.,• творческие мастерские: «Умелые ручки», «Юный художник», и др.;• тематические выставки, конкурсы и семейные вернисажи: «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни», «Семья и традиции», «Копилки идей», «Новогодняя фантазия» и др.;• тренинги, семинары, круглые столы, дискуссии: «Адаптация детей к ДОУ», «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики»; «Что такое гиперактивность?», «Презентация опыта семейного воспитания» и др.;• Размещение информации для родителей на официальном сайте ДОО, создание разделов «Педагогическая гостиная», «Наши группы» - размещение материалов в разделах «Для Вас, родители!», «Лента новостей» и др.Современные подходы взаимодействия с родителями посредством сети Интернет. Одним из современных подходов по взаимодействию с родителями воспитанников является общение посредством соцсетей Вконтакте. В нашем дошкольном учреждении создано в Вконтакте сообщество для общения педагогов с родителями воспитанников. В сообществе размещается много фотоматериалов о совместной деятельности детей и педагогов (фото с занятий, развлечений и праздников, режимных моментов, прогулок, творческой и игровой деятельности и др.). Размещаются и публикуются педагогами консультационные материалы, статьи, папки - передвижки, памятки, рекомендации о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, мастер - классы по творческой деятельности с детьми (рисование в традиционной нетрадиционной форме, аппликация, лепка, пластилинография, изготовление поделок из различных материалов и др.), познавательные мультфильмы и видеоматериалы, аудиосказки, аудиозаписи звуков природы и многое другое.Педагоги публикуют поздравления с праздниками и значимыми событиями, днями рождениями. С помощью группы Вконтакте родители своевременно знакомятся с новостями и объявлениями, проводимыми конкурсами, фестивалями по детскому саду.Осуществляется работа по дистанционному обучению воспитанников, взаимодействию и консультированию родителей.Официальный сайт МБДОУ «Детский сад №3 «Яблонька» с. Бехтеевка Корочанского района» также является одним из современных и востребованных средств взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.У сайта есть определенная структура, разделы, в которых родители всегда могут найти материалы и ознакомиться с нужной информацией. Сайт является современным и удобным средством общения и взаимодействия родителей с администрацией, педагогами и специалистами детского сада.Таким образом, профессиональное и творческое использование педагогами ДОУ современных традиционных и нетрадиционных форм работы и взаимодействия с родителями позволяет успешно и эффективно осуществлять сотрудничество с родителями воспитанников как с участниками образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО.Умелое и качественное сочетание всех форм работы педагогического коллектива с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания детей, правильно организовывать разностороннюю деятельность детей в домашних условиях, а также способствует повышению статуса дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.