Публикации "Нравственный ориентир в жизни дошкольника - это русская народная сказка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Нравственный ориентир в жизни дошкольника - это русская народная сказка"
Автор: Незборецкая Христина Анатольевна


НРАВСТВЕННЫЙ ОРИЕНТИР
В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА - ЭТО
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
Х.А. Незборецкая, Ю.А. Федоркина
(Лесозаводск/Приморский край)
Проблема нравственного воспитания дошкольника - одна из важных проблем сегодняшнего дня. Маленький человек входит во взрослый мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, обманом, корыстью. Поэтому так важно научить ребенка отличать хорошее от плохого.
Именно со сказки начинается знакомство ребенка с прекрасным миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказка в данном случае является кладезем знаний нравственного воспитания дошкольников. Ведь сказка – это борьба добра и зла, это фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, это динамика событий и особые причинно-следственные связи и явления. Всё это делает сказку интересной и волнующей. Именно поэтому сказка является незаменимым инструментом в развитии нравственно здоровой личности ребенка.
Сказочное повествование не имеет временных границ: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, а это значит - сказка вечна. Она поднимает важные темы: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Русские народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
А рольнравственного воспитания в детском саду велика, потому что позволяет формировать духовный мир инравственные качества ребенка, что в дальнейшем поможет ему стать социально адаптированным человеком. Процесснравственного воспитанияраскрывает и творческий потенциал ребенка, воспитывает прилежание трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда как общечеловеческой ценности. Язык русских народных сказок насыщен афоризмами, повторами, эпитетами, фразеологизмами. Он очень поэтичен, он утончает и возвышает душу. Таким образом, сказка передаёт ребёнку свою частицу жизненного опыта, через сказку старшее поколение учит младшее строить жизнь по законам добра и красоты.
Формирование у дошкольников нравственныхпредставлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагогдошкольного образования.
Педагогическое воздействие надошкольникав каждом конкретном случае должно быть целенаправленным, поэтапным, не случайным, а конкретным.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное самосознание, дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя приемниками славы русских богатырей. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше других; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее.
Поэтому сказка, услышанная детьми или увиденная на театральных подмостках детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом для детского творчества. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки на детей, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки.
Знакомство детей с русской народной сказкой– чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций, анализ сказки – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Данный прием помогает развитию фантазии, воображению дошкольника. Можно предложить группе детей рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, о Колобке, о Лисе, о Бабе-Яге или Василисе Премудрой.
Эмоциональное восприятие сказки детьми– пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, постановка сказки, подвижные игры с персонажами сказок с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли основную мысль сказки.
Сказки от клякс очень нравятся дошкольникам. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Дети, глядя на них, видят образы, предметы или их отдельные детали.На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? Эти вопросы также развивают мышление и воображение. После этого можно перейти к следующему этапу – дорисовать кляксы. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от живых капель помогают сочинять детям новые сказки.
Художественная деятельность– отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании, переписывание сказки, сочинение сказки позволяют детям выразить свое отношение и воплотить свои переживания в различных видах деятельности.
Попробуйте придумать с ребятами сюжет новой сказки, в которой Баба - Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть много, важно не забыть о главных героях - и получится Коллаж из сказок. Всё это развивает творческие навыки и эмоциональное восприятие.
Сказка готовит ребят и к самостоятельной деятельности– разыгрыванию сказочных сюжетов, театрализованным играм, что способствует развитию понимания нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Следует сказать и о сказкотерапии - системы развития эмоционального интеллекта (самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способности управлять своими отношениями). Работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой путешествие в сказочный мир, включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
Воспитателю в этом случае важно всегда помнить, что для ребенка сказки – это его жизнь. Именно они помогают посеять в душах маленьких читателей духовность, милосердие, гуманность. И начинать нужно как можно раньше. Сказка должна быть всегда рассказана и прочитана вовремя, ведь именно эти небольшие произведения устного народного творчества обращают детские сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. А это является главным в нравственном воспитании дошкольника. В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности русской культуры, не должна утратить свое высокое предназначение.
Литература
Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы", издание 6-е дополненное, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой, Мозаика-Синтез, 2020 г.
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: vospitanie-nravstvenyh-kachestv-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа:
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: bitstream/uspu/7775/2/10Zaharova.pdf
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: