Публикации
Конспект внеклассного занятия на тему: (Секреты апельсина")
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект внеклассного занятия на тему: (Секреты апельсина")
Автор: Сеитова Капурия Бактугалиевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект внеклассного занятия на тему: (Секреты апельсина")
Автор: Сеитова Капурия Бактугалиевна
Тема: Секреты апельсинаЦель: формирование системного представления о предметах и объектах окружающего мира на основе интеграции разных видов деятельности.Ход занятияПедагог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Станем рядышком, по кругу, скажем - «Здравствуйте!», друг другу. Нам здороваться ни лень: всем - «Привет!» и «Добрый день!». Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся! Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся… Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость и много открытий! -Проходите, присаживайтесь на стульчики.- За осанкой мы следим, все красиво мы сидим.Ребята, сегодня я хотела бы начать занятие со слов великого русского клоуна и актёра Юрия Никулина «Много интересного можно сделать, если у тебя хорошее настроение» - А как вы думаете, почему надо начинать любую работу с хорошим настроением. (Тогда все получится; возникает желание что-то узнать новое). Совершено верно. Но у нас сегодня не простое занятие. Скажите, ребята, а какой сейчас месяц идёт? Январь – самый весёлый месяц в году. Он приготовил для нас много забавных и удивительных праздников.Самый необычный праздник в январе – День апельсиновых сказок.Сказки — это прекрасный и удивительный мир открытий для всех нас. Все: и взрослые, и дети, все мы любим сказки и верим в них. Они учат нас добру и справедливости, учат быть заботливыми и дружелюбными.День апельсиновых сказок отмечается по всему миру 19 января. Апельсин – дар солнца, так говорят об этом цитрусовом фрукте в народе. Он несёт в себе энергию светила, похож на маленькое солнышко.Ни для кого не секрет, что этот экзотический фрукт поднимает настроение и укрепляет иммунитет. Зимой самое время порадоваться зимней сказке и поддержать своё здоровье оранжевым чудом!Поэтому… Раздается звонок на телефоне.Учитель: - Пришло голосовое сообщение от профессора Чудакова. А вы знаете кто это? Давайте все вместе прослушаем.Говорит Профессор: - Здравствуйте. У меня выросло очень странное дерево с необычными плодами. Я хотел бы его изучить, но в данный момент занят обучением фиксиков. Может быть, вы мне поможете раскрыть все секреты этого дерева? Высылаю вам фотографию. Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарю.Учитель: - Ну что, ребята поможем профессору? Я предлагаю снять видео о том, как мы будем раскрывать секреты дерева и его плодов. Затем отправим его Чудакову. Вы согласны?Устанавливается камера. Рассматривание фотографий апельсинового дерева и беседа.Учитель: - Как вы думаете, ребята, что это за дерево? Ответы детей.Учитель: - Да, это действительно, апельсиновое дерево. Правильно, значит, как можно сказать: апельсин фрукт или овощ? В природе апельсины — это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями. Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите. На планете Земля апельсины растут очень давно, более 4 тысяч лет. Родина апельсинов — Китай. Поэтому их так и называют: апельсин — китайское яблоко. В нашей стране апельсины появились 200 лет назад. Сегодня мы с вами продолжим узнавать «секреты апельсина», но обратите внимания на то, что к нам в гости сегодня пришла Цветочная фея и она хочет проверить, что же мы уже знаем об апельсинах. Фея под каждым цветочком спрятала вопросы, на которые вам нужно постараться ответить. А что вы можете рассказать про апельсин? Становитесь в круг удобно. У меня в руках апельсин. Чтобы узнать секреты апельсина, нам нужно ответить на вопрос: апельсин какой? Вы будете передавать друг другу апельсин, и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова - АПЕЛЬСИН. (ответы детей; оранжевый, круглый, яркий, ароматный, сочный, кислый, полезный, витаминный, лечебный…)Чтение детьми стихотворений про апельсин. - У меня на столе две коробочки. Не заглядывая в них, можно догадаться, в какой из них апельсин? Как? (по запаху) Какой по запаху апельсин? (ароматный, приятный, аппетитный и пр.) (находят коробочку с апельсином) - Посмотрите на срез апельсина. Что есть внутри апельсина? (Внутри апельсина есть мякоть, семя, сверху кожура. А между кожурой и мякотью белая полоска - цедра). В цедре находится много витаминов. Обратите внимание на мольберт, какого витамина больше всего в апельсинах? (витамина С). А эти апельсины я уже почистила. (раздаю каждому по дольке апельсина, один очищенный апельсин оставляю целиком). Что вы про него можете сказать? (Апельсин состоит из долек, сверху каждую дольку покрывает тонкая плёнка, которая предохраняет от высыхания). - Что же может высохнуть у апельсина? (Сок, апельсиновый сок) - Как же можно получить из апельсина сок? (дети предлагают, говорят разные способы получения сока). А какой ещё фруктовый сок вы знаете? (сливовый, абрикосовый, персиковый и др.) Сообщаю дополнительные сведения или вспоминаем их с детьми: апельсиновый сок применяется в производстве разных видов лекарств и дорогих духов, используется в кондитерскомпроизводствеИгровая ситуация: Мы много узнали про апельсин, но это еще не все секреты о нем. Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? (Ответы детей)Педагог: Ребята, я предлагаю вам сегодня поэкспериментировать с апельсином. Возьмите его в руки и потрите. Что вы можете сказать о кожуре апельсина, какая она на ощупь? (Шероховатая, пупырчатая …). Давайте мы с вами проведём эксперимент: в ёмкость с водой опустите сначала неочищенный апельсин и попробуем его утопить, у нас получается? (Апельсин не тонет), а теперь опустим очищенный, что мы с вами видим? (Апельсин утонул). А как вы думаете, почему так происходит неочищенный не тонет, а очищенный тонет? (Ответы детей). Вывод: Дело в том, что между кожурой и апельсином есть воздух, а воздух легче воды, поэтому вода и выталкивает апельсин, то есть, кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не дает апельсину утонуть. Опыт №2. Тонет ли апельсиновая кожура. Давайте бросим в воду кожуру. "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет". Значит можно утверждать, что воздух легче воды. Какие еще фрукты не утонут? (предположения детей). Давайте проверим. Где человек применяет то, что воздух легче воды? (ответы детей). (надувные круги, лодки)ФизминуткаПедагог: А скажите, можно ли узнать сколько долек в апельсине не снимая с него кожуры. (Ответы детей). Тогда давайте проверим.- Оторвите зеленую «звездочку- хвостик», возьмите лупы и посмотрите.Что вы видите? (Ответы детей).- Под «звездочкой» вы сразу увидите малюсенькие дырочки. Сколько дырочек, столько и долек. Все просто - через эти дырочки, апельсин впитывает соки в свои дольки. Давайте посчитаем дырочки и проверим. Совпадёт ли количество дырочек с дольками.Педагог разрезает апельсин поперек и проверяют свою гипотезу.«Апельсин и яблоко» Рахиль Баумволь.Девочка сняла с апельсина кожуру, увидела, как много в нем долек, и спросила: –Апельсин, почему ты весь из долек? – А это для того, чтобы ты со всеми могла поделиться, – ответил ей апельсин. – А ты, яблоко, почему без долек? Чтобы я одна могла тебя съесть?Просмотр мульфильма «Мы делили апельсин»Педагог: Дети, а как вы думаете, что произойдёт, если соком из цедры апельсина брызнуть на воздушный шарик? (Ответы-предположения детей) Возьмите кожуру апельсина, немного согните её и брызните сок на шарик. Что произошло? Шарик лопнул, а как вы думаете, почему? (Ответы детей). Дело в том, что сок, который мы выдавили из кожуры апельсина содержит особое вещество, называется он - лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Лимонен используют при производстве косметики, духов, так как он придает лёгкий цитрусовый аромат. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши шарики. Вот так все просто.Я знаю еще один секрет! В Испании придумали апельсиновое автомобильное топливо. Что вы делаете с кожурой, когда съедите апельсин? А испанцы из кожуры делают апельсиновое топливо. Зачем? Чтобы сохранить воздух чистым.Рассказ школьной медсестры Жанны Кимрединовны о пользе и вреде апельсина:В апельсине содержатся витамины А, В1, В2, РР, но больше всего в нем витамина С, который помогает нам меньше болеть, быть бодрыми и веселыми. Еще в апельсине есть полезные микроэлементы. Апельсин помогает заживлению ран и нарывов, он полезен для пищеварения. А еще он успокаивает, улучшает аппетит и хорошо утоляет жажду. У апельсина полезно все – и мякоть, и корки.Но съедать много апельсинов сразу – вредно. Вреден он тем, что содержит много кислоты и сахара. Кислота и сахар разрушают зубную эмаль. Поэтому, после того, как вы поели апельсин, нужно прополоскать рот. На этом весь вред апельсинов и заканчивается. Апельсины – это отличный десерт, который, наверняка придется по вкусу, а также это отличное средство, повышающее иммунитет. Педагог: Ну а сейчас давайте подведём итоги, посмотрим, как вы усвоили материал, Рефлексия: Подходим к столу с колокольчиками. Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали). - Пусть колокольчик зазвонит у того, кто считает, что мы выполнили задание профессора – разгадали секреты апельсина.Пусть зазвонит колокольчик у того, кому сегодня было трудно? Те, кому было трудно, пусть не отчаиваются. Не сделать открытий без трудностей и преград. Сегодня мы сделали много опытов и узнали много секретов про апельсин. Как думаете, профессор Чудаков будет доволен? А сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте, что я вам хочу сказать. Мне было очень приятно поработать с вами в одной команде. Вы прилежно и дружно трудились, и новые секреты нам сегодня открылись! Подружитесь с апельсином, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы! Педагог А сейчас, ребята, послушайте вот такое стихотворение про апельсин… (Раздаёт дольки апельсина) Педагог - Может ли апельсин поднять настроение? Раньше думали люди, что запах растений может отгонять болезни, и носили с собой апельсины, в которые вставляли семена гвоздики. (Дети получают семена гвоздики и украшают ими апельсины. Пусть и у нас с вами всегда будет хорошее настроение и здоровье! Большое спасибо за занятие. Чтение сказки «Гордый апельсин»«Про гордый Апельсин и золотое Яблоко» Ирис Ревю.В Апельсиновой стране самый главный, конечно же, Апельсин. Он такой круглый, яркий, вкусный, ароматный! Апельсин – гордый. А чем он гордится? Своим южным происхождением, оранжевым настроением. Но вот однажды Апельсин загрустил. Представляете, его назвали яблоком. Кто же его так назвал? Сам маркиз Яблоко. Апельсин сначала расстроился, что его назвали не своим именем. Но маркиз Яблоко ему пояснил, что Апельсин по-китайски — это «китайское или золотое яблоко». Тогда Апельсин обрадовался. Оказывается, что он – почётный житель не только Апельсиновой, но и Яблочной страны. И у Апельсина есть названый брат - Яблоко. А кому ж не хочется иметь брата? Выводы: дети создают кластер (работа в группах)