Публикации
Конспект образовательной деятельности "Экскурсия в мини музей «Укек»"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект образовательной деятельности "Экскурсия в мини музей «Укек»"
Автор: Коваль Мария Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект образовательной деятельности "Экскурсия в мини музей «Укек»"
Автор: Коваль Мария Валерьевна
Цель: Формировать у детей ценностное отношения к истории и культуре Саратовской области посредством краеведческой направленности. Задачи: -Познакомить детей с новыми цифровыми технологиями современного мира(QR-код); -Расширить представления детей о малой Родине, о достопримечательностях, культуре родного края; -Совершенствовать представления детей о многообразии окружающего мира, путём рассматривания фотопейзажа с родным краем; -Расширить представления о сферах человеческой деятельности: о быте людей прошлого времени, об архитектурных сооружениях, о профессиях того времени, развивать наблюдательность, логическое мышление, умение замечать изменения; -Развивать связную речь, умения детей поддерживать беседу; -Обогащать и активизировать словарь детей новыми словами; - Совершенствовать умения работать в коллективной работе, развивать художественный вкус, творческие способности; -Воспитывать интерес к русской народной культуре, дружеское отношение друг к другу и окружающим.Активизация словаря: хан, ювелир, зодчий, оружейник, лекарь, медник, кожевник, коралл, лазурит, археолог. Предварительная работа: рассматривание герба и карты Саратовской области, беседы о достопримечательностях, рассматривания иллюстраций о городе, дидактическая игра «Узнай и назови профессию». Оборудование: сказочный персонаж -домовёнок Кузя, мольберты с фотопейзажами репродукции А.Ю.Тихомирова с QR-кодом: «Укек», «Дворец хана», «Посёлок ремесленников»; колонка, кисти, щётки, лопатки, песочница, кувшин (иллюстрация) разделённый на 9 частей, образец с кувшином, карточки с разными профессиями; сюрпризный момент-заготовки кувшина. ОД. I.Организационный момент. Воспитатели вместе с детьми: Мы построим ровный круг, Справа друг и слева друг,Дружно за руки возьмитесь,Все друг другу улыбнитесь.Улыбнитесь и гостям,А гости улыбнутся вам!Воспитатель1:-Ребята, сегодня мы хотим пригласить вас в мини-музей и оказаться в атмосфере далёкой старины. Сегодня вы узнаете, что было раньше на нашей Саратовской земле и узнаете как жили наши предки. Мы с вами будем посетителями музея и поэтому должны помнить правила поведения в общественном месте. А встречает нас в этом музее наш любимый герой-это домовёнок Кузя.И он предлагает сначала провести небольшую разминку и вспомнить, что мы знаем о нашем Саратовском крае. Сейчас мы поиграем вместе с Кузей в игру, которая называется «Знатоки», кто быстрее дойдёт до финиша тот и победит! Игра «Знатоки»(дети выбирают 3 командиров команд, они встают на стартовую полосу и за правильный ответ передвигаются по цветным фигурам, остальные дети при затруднении помогают отвечать на вопросы) Вопросы:1.Как называется город в котором ты живёшь?2.Как называют людей, живущих в нашем городе?3.На какой реке стоит наш город?4.Назовите на какой улице находится наш детский сад?5.Какие достопримечательности нашего города вы знаете?6.Что изображено на гербе Саратовской области? 7.Назовите какие вы знаете национальности?8.Назовите главный город Саратовской области? Воспитатель:-Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданиями и Кузя этому очень рад! И он предлагает нам пройти к главным экспонатам музея. II.Основная часть. (дети садятся на стульчики, перед ними фотопейзаж, они слушают рассказ по QR-коду) – Воспитатель 2:- Вы же хотите узнать кто и как жил раньше на нашей Саратовской земле и как она возникла? -Хорошо! Ребята, мы с вами оказались в необычном музее. Ведь мы живём с вами в 21 веке и сейчас очень быстро развиваются разные цифровые технологии. И сегодня мы с вами с помощью обычного телефона узнаем много информации и узнаем историю и культуру Саратовской области. Для этого посмотрите на этот фотопейзаж, который называется «Укек».Мы с вами берём телефон, наводим камеру на QR-код и мы сейчас услышим нужную нам информацию. Картина 1:-Ребята, на территории нашей области, практически во всех районах, открыто много следов исторической эпохи. Одним из крупных городов был большой и красивый город Укек, он находился в районе южной окраины города Саратова. Вам наверное приходилось быть в этом городе вместе с вашими родителями. -Как же появился город Укек и куда он исчез? -В те далёкие времена не было ни одного моста через Волгу, и на другой берег можно было добраться с помощью лодки. Место это приметное -высокая гора, здесь и появилась переправа, из которой вырос целый город под названием Укек. Своё название город получил, благодаря этой горе Укек, что в переводе означает «Высокая гора с крышкой». В древние времена город Укек был третий по величине город могущественного в ту пору государства Золотая Орда. И он являлся центром ремесла, торговли и сельского хозяйства. Укек был построен в форме треугольника пленными из разных стран. Воспитатель сопровождает рассказ показом: На картине мы видим, что по реке плывут корабли, в которых везут товар из дальних стран.В центре города стоит базарная площадь: видны люди, прилавки. Сюда приезжали торговцы из разных стран, чтобы продать свой товар. На переднем плане картины стоит храм, на куполе храма находится полумесяц. Приходили сюда молиться монголы и татары. Дальше мы видим ещё один храм-это православная церковь с колокольней. Слева на картине скачут оружейники, которые следят за порядком. -Посмотрите какое оружие вы видите в руках у оружейников, это оружие сделали кузнецы! Перед оружейниками стоят два человека которые опустили голову. -Подумайте, что могло случиться на базарной площади и за что их схватили оружейники? (ответы детей и интересующие вопросы)Вопросы:-Как называется старинный город?-В честь чего люди так назвали город? -Какое оружие вы увидели у оружейников?-Как по вашему мнению за что оружейники схватили этих людей? Молодцы ребята! Давайте посмотрим следующую картину «Дворец Хана» Картина 2: В центральном районе Укека находились дворцы вельмож, мечети, бани и другие здания. Во дворце жил хан-главный правитель, его дворец стоял на горе, чтобы быть видным издалека. Обратите внимание на красоту крыш богатых домов, которые отличались пышностью и роскошью отделки. Купол дворца украшает голубая плитка. Во дворец можно было попасть, пройдя через большие ворота, по бокам разводился огонь. Люди верили в великую силу огня и считалось, что, если гость прошёл через огни, то его дурные мысли и желания сгорят и не смогут причинить зло хану. (показ воспитателя на картине) -А теперь я предлагаю вам поиграть с Кузей. Физминутка с КузейРаз, два, три, четыре, пять. (дети шагают по кругу) По Укеку идем гулять. Пришли на площадь базарную (широко разводят руки) Широкую, прекрасную. А на площади на той – (повернуться лицом в круг) Храм высокий и большой. (поднимают руки над головой) Ах, какая высота! (поочерёдно поднимают вверх Ах, какая красота! левую и правую руку) Раз, два, три, четыре, пять. (шагают по кругу) Дальше мы идем гулять. (поворачиваются лицом в круг) Дворцы, дома, (руки вверх, руки вниз) Кузнецы и пекари, ювелиры, плотники На горе мы побывали, И в дворец зайти мы не забыли Стало солнышко садиться, (руки на поясе, приседания) Нам пора и возвратиться. Воспитатель:- А теперь давайте послушаем и посмотрим следующий фотопейзаж, который называется «Посёлок ремесленников». Картина 3:-Жили в этом славном городе и простые ремесленники. Вдоль реки Волги тянулся ремесленно-торговый район. В этом районе строились небольшие, тесно стоящие друг к другу дома с очагами. Здесь мы видим дома, в котором жили ремесленники. Дома построены из кирпича, обмазаны глиной. Очень интересная крыша, словно колючий ёжик. Жерди использовали как лестницу, чтобы поднявшись наверх, обмазать глиной крышу. За столом на улице можно было работать. Здесь были базары, сараи, мастерские, где трудились люди разных профессий: кузнецы-ковали посуду; гончары- создавали различные изделия из глины, это кирпич, керамическую плитку, вазы, горшки, тарелки; ткачи-изготавливали ткани, шили одежду; ювелиры-изготавливали из драгоценных металлов украшения и украшали оружие камнями; оружейники-создавали оружие, это мечи, щиты, копья, шлемы, так-же следили за порядком; кожевники-занимались выделкой и продажей кожи; лекарь-лечил людей; зодчий-строил дома.Таких мастеров, владеющих каким-либо делом, называли ремесленниками. В городе даже был свой монетный двор и там медники чеканили медные монеты. Вот так жил красивый и богатый город Укек.К сожалению город просуществовал недолго и до наших дней не сохранился. Воспитатель:-Давайте ребята сейчас поиграем, узнаем и назовём профессии того времени. А домовёнок Кузя посмотрит правильно ли мы всё усвоили. Игра «Узнай и назови профессии» (дети встают вокруг мольберта, рассматривают карточки, называют профессии) Воспитатель:-А теперь давайте ребята рассмотрим иллюстрации с разными профессиями и попробуем назвать кто есть кто. (дети выполняют задание) Молодцы дети, вы справились и все профессии назвали правильно! Воспитатель:-Ребята, как вы думаете откуда люди знают, что здесь был этот город?(ответы детей) - Давайте посмотрим следующую иллюстрацию.Картина 4:-Есть такие учёные, их называют «археологи», они находят нужное место и выезжают туда для проведения раскопок. За сотни лет остатки городов спрятались под толстым слоем земли и песка. Чтобы найти древние города и предметы, надо очень много поработать. -С помощью чего-же можно вести раскопки предметов? -С помощью техники нельзя, потому что можно повредить предметы, можно осторожно применить лопату, а потом осторожно с помощью кисточки и щётки очистить найденный предмет от земли и пыли. Также землю просеивают сквозь сито, где археологи находят глиняные сосуды для воды и зерна, обломки каменных сосудов, серебряные и медные монетки, фарфоровые изделия, женские украшения с драгоценными камнями -кораллами и лазуритами. Древние предметы изучают, а потом передают в музей. И поэтому сейчас вы многое узнали! Воспитатель:-Сейчас мы предлагаем вам самим стать археологами и найти предметы старины и собрать все части в одно целое. Игра «Археологи» (дети проходят в игровую зону к песочнице и с помощью лопаточек и кисточек проводят раскопки, а потом на столе собирают из кусочков глиняный кувшин) Воспитатель:-Предлагаю вам собрать все частички предмета и посмотреть что же это за предмет. -Скажите ребята, что у вас получилось? (ответы детей-кувшин) -Молодцы, ребята! III. Рефлексия. Воспитатель:-Ребята на этом наша мини-экскурсия закончилась и нам пора прощаться с домовёнком Кузей. Давайте сначала вспомним, что мы сегодня узнали нового и интересного. -О каком старинном городе вы сегодня узнали? - Скажите кому, что понравилось? -Какие профессии вы запомнили? -Хотели ли вы оказаться в том времени и почему? Сюрпризный момент. Домовёнок Кузя хочет вам подарить вот такой кувшин, чтобы вы его раскрасили в группе. (детям дарят заготовки кувшинов из сундука) Ещё много тайн и загадок хранит древнее поселение. Каждый год 9сентября на южной окраине города Саратова, в современном посёлке Увек проходит Фестиваль археологии и реконструкции Укека.А также есть развлекательная площадка, где проходит конное шоу, показательные пешие поединки, подвижные игры, можно увидеть сражения средневековых воинов, есть площадка мастеров рукоделия. И вы если захотите сможете побывать там вместе с вашими родителями на восточном базаре и на память отчеканить себе монетку. Вот такое интересное место есть в Саратове, надеюсь вам понравилась наша мини-экскурсия. А наше путешествие в прошлое подошло к концу!