Публикации Разработка урока истории 5 класс "Персидская держава "царя Царей""

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока истории 5 класс "Персидская держава "царя Царей""
Автор: Моргачева Светлана Николаевна

«Персидская держава «царя царей».Ход урока.I. Организационный момент.II. Изучение новой темы.- Сегодня на уроке мы с Вами продолжим путешествие по коридорам времени и окунемся в историю одного из самых интересных государств Древнего мира с очень красивым названием – Персия. Мы с вами поговорим об истории созданияПерсидской державы.Тема урока: Персидская держава «царя царей».Беседа о слове - держава. Что такое держава?.Учащиеся поясняют.Учитель о державах- Ассирийская держава распалась, Персидская существовала долго. Почему?- первая проблема. Как она развивалась? - вторая 1.Постановка проблемы: Государства, созданные с помощью оружия, не могут долго существовать. Персидская держава просуществовала долго. В чем противоречие? Какой возникает вопрос? Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память? Как получилось? Какие возникают предположения? Предположите. Для решения проблемы нам предстоит поработать над новой темой, вспомнить изученный материал. Ребята, к концу урока вам необходимо будет дать ответ на вопрос: Почему Персидскую державу называют державой «царя царей»?2.Изучение н/м1. Вводная мини-лекция учителя– После падения сильной ассирийской державы, обстановка в Западной Азии изменилась. Ребята, посмотрите на карту и определите, какие государстварасполагались между Черным, Каспийским, Средиземным морями и Персидским заливом?(ответы). Каждое из этих государств было по - своему знаменито.
  • ЛИДИЯ (найдите на карте на стр. 91 Лидию)Царство Лидия было расположено в центре западной Малой Азии. Климат благоприятный для земледелия и скотоводства. Кроме того, земли Лидиибыли очень богаты металлами: золотом, серебром, железом, медью, цинком, что позволило развить металлургию. Особенно успешно проводились работы по производству изделий из золота. Впервые в мире, именно в Лидиии, в 7 веке до н. э. стали чеканить монеты из серебра с золотом. См. рис на стр 90.Богатство последнего лидийского царя Крезавошло в древности в поговорку «Богат как Крез».
  • Учитель: Вопрос учащимся.Как вы думаете, что она означает?(Крез был самым богатым человеком в Западной Азии, и всех обеспеченных людей тоже так называли).(ответы)
  • ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО.
  • Вавилон также славился своими богатствами. Здесь собирались самыеогромные базары во всей Западной Азии. Да и сам город был очень красив. Здесь находилось одно из семи чудес света «Сады Семирамиды»- сады, выращенные на стенах города..3.Мидия – самое крупное государство из всех.(найдите на карте на стр. 91 Лидию) Именно в Мидии в 6 веке до нашей эры жили племена персов. Предводителем персов был Кир. Он поднял восстание против мидийцев и разгромил его, завоевал огромные территории.Что же это был за народ – персы Работа с историческими документами.Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийцаСандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов». (Геродот)1)Что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав этот текст?(Персы жили в суровых условиях полупустынных нагорий, занимаясь в основном скотоводством. Суровые природные условия не позволяли происходить сильному имущественному расслоению в народе, и все должны были упорно трудиться, чтобы обеспечить свои семьи простым жилищем и пропитанием. А также, уметь защитить плоды своего тяжелого труда, персы были хорошими воинами, стрелками.).2)Какое государство было более развитым и богатым – Лидийское или Персидское? (ответы).4. Завоевания персов:Учитель: В середине 6 века персидские племена восстали против Мидийского царя. Вот что рассказывается в легенде о первом персидском царе Кире записанном Геродотом.документ на ст92 - Именно Киру удалось поднять персов на борьбу с мидийским царем. Он обратился к персам с призывом:«О воины-персы, если вы согласитесь следовать за мною, у вас будут блага…Если откажетесь, вас ожидает лишь бесконечный тяжкий труд. Идите за мной, и вы обретете свободу…»- Как вы думаете? Почему Киру удалось поднять персов на борьбу против Мидии своими призывами? - Кир – создатель персидской державы, былбесстрашным и талантливым полководцем. остепенно вся Мидия была завоевана персами. Продолжая завоевания Кир, создает очень мощную и сильную армию, основу которой составляла конница. Наиболее боеспособную часть персидских войск составляла постоянная армия отборных пешихвоинов − «бессмертных». Название «бессмертные» происходило от того, что численность этого отряда оставалась неизменной на протяжении многих поколений. «Бессмертные» неотступно находились при персидском царе и вступали в бой лишь по его личному приказу.Утвердив свою власть в Мидии,Персии. Кир отправляется завоевывать соседние страны. Вначале его интересы были направлены на завоевание самой богатой страны. - В какую страну отправился Кир?(ответы). (Слайд Лидийские войска 12). В 547 г. до н. э. началась война между Персидским царством и Лидией − государством, расположенном на западе Малой Азии. Завоевав Лидию, Кир обратил внимание на другого соседа. Но завоевать Вавилон оказалось намного труднее. В открытом бою персы выиграли и царь Вавилона Валтасар укрылся с воинами за его крепкими стенами. В Ветхом Завете рассказывается о пире последнего вавилонского царя Валтасара, который решился на кощунство: приказал принести золотые и серебряные священные сосуды из храма Иерусалимского, чтобы пить вино из них. Когда пир был в самом разгаре, некая невидимая рука на стене зала начертала письмена: «Мене, мене, текел, упарсин» которые, как их истолковал царю пророк Даниил, предвещали скорую гибель и царству Вавилонскому, и самому царю. В ту же ночь Валтасар был убит.Чтобы захватить город персам пришлось прибегнуть к хитрости.Работа с учебником стр.92. п.2 абзац 2 прочитать. Какую военную хитрость применил Кир?(ответы).Кир разрешил всем переселенным народам вернуться на родину, вернулись и евреи.В 538 году до н. э. Кир торжественно вступил в побежденный Вавилон.5. Держава при Дарии Первом.Но Киру не удалось насладиться своими завоеваниями. В одном из походов в Среднюю Азию он погиб. В память о нем персы соорудили гробницу, которая сохранилась до нашего времени. - После смерти Кира царем стал Дарий Первый. Ему досталась огромная держава, в которой было не спокойно. При Дарии I Персия ещё больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Управлять такой страной было трудно, и Дарий I разделил страну на несколько областей – Сатрапий, во главе которых назначил правителя – сатрапа, который имел определенный кругобязанностей. Правитель области — сатрап был неограниченным повелителем её гражданского населения. Обычно сатрапами были знатные персы, однако некоторые области с разрешения царя возглавлялись их прежними правителями. В Египте, например, сохранились кое-где старые номархи, которые являлись по существу персидскими наместниками. Во всех важнейших делах они полностью подчинялись воле сатрапа, основной задачей которого было немедленное выполнение приказов царя и обеспечение исправного поступления в царскую казнуустановленных налогов.Каковы обязанности сатрапа? (ответы)Чтобы гонцы со всей страны могли быстро достигнуть столицы каждые 20 – 30 км. Стояли посты с готовыми лошадьми – это была первая в мире почта. Государственная почта учреждена для того, чтобы приказы царя быстрее доходили до провинции. А для облегчения пути построена дорога, которую называли царской. Посмотрите какие города она соединяла. (слайд 18 царская дорога).Почему Персидскую державу называют державой «царя царей»?(Ребята отвечают на вопрос, поставленный в начале урока).Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь. Недаром она именовалась «царство стран», а её властитель носил пышный титул «великий царь, царь царей». Ни одному полководцу прежде не удавалось одержать так много замечательных побед. Ни один царь до него не владел столь обширным государством, как Кир Великий. Его держава простиралась от границ Индии на востоке до Средиземного моря на западе. Сын Кира, Камбиз, продолжил завоевания и в 525 году до н. э. захватил Египет.Обсуждаем ответы учащихся.Информация о домашнем задании.Рефлексия. Для того, чтобы выяснить, как вы усвоили материал урока, вам необходимо составить цепочку ваших ассоциаций по теме нашего урока.Итак, Древняя Персидская держава – это…Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?Саморефлексия. Перед вами 3 разноцветных карточки: - желтая означает: «Я работал активно!», - синяя: «Я работал удовлетворительно!», -а красная: «Я сегодня не работал!». Поставьте себе оценку этой карточкой.