Публикации
"Размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
Автор: Оганян Сергей Валерьевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
Автор: Оганян Сергей Валерьевич
Оганян С.В. Размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами В статье приведен анализ установления размера компенсационной выплаты. Приводится логическое решение, на основании которого должны производить расчеты сумм выплат. Представленное решение пути расчета, выявляя наличие несоответствия фиксированной выплаты, по состоянию на время выхода статьи, - реалиям компенсационных затрат, раскрывает метод определения минимального размера выплаты, соответствующего действительности. Ключевые слова: компенсационная выплата, минимальный размер выплаты, забота о нуждающимися в уходе. Oganian S.V. The amount of compensation for unemployed able-bodied persons caring for a disabled person of group I (with the exception of people with disabilities from childhood of group I), as well as for the elderly who need constant outside care at the conclusion of a medical institution or who have reachedthe age of 80The article provides an analysis of the establishment of the amount of compensation payment. A logical solution is given, on the basis of which payments should be calculated. The presented solution of the calculation path, revealing the discrepancy between the fixed payment as of the time of publication of the article and the realities of compensation costs, offers a method for determining the minimum amount of payment corresponding to realityKeywords: compensation payment, minimum amount of payment, care for those in need of care. В настоящее время компенсационные выплаты осуществляют, согласно Постановлению Правительства РФ от 4 июня 2007 г. № 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1101, от 15.07.2010 № 520, от 26.06.2012 № 646, от 25.03.2013 № 257, от 02.05.2013 № 396, от 23.06.2014 № 581, от 15.10.2014 № 1054, от 04.08.2015 № 790, от 02.06.2016 № 497, от 12.07.2018 № 813, от 30.10.2018 № 1287, от 10.02.2020 № 114, от 21.05.2020 № 723, от 27.02.2021 № 278, от 16.08.2022 № 1418, от 22.04.2024 № 522) [1], утвержденного в соответствие с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" [2], И следуя Правилам осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1101, от 15.07.2010 № 520, от 26.06.2012 № 646, от 02.05.2013 № 396, от 23.06.2014 № 581, от 15.10.2014 № 1054, от 04.08.2015 № 790, от 02.06.2016 № 497, от 12.07.2018 № 813, от 30.10.2018 № 1287, от 10.02.2020 № 114, от 21.05.2020 № 723, от 27.02.2021 № 278, от 16.08.2022 № 1418, от 22.04.2024 № 522) [3].Риторика Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ и Правил осуществления, содержит и уточняет, что нуждающиеся в уходе, нуждаются не в частичном, а в постоянном уходе. Именно поэтому возложить заботу о подопечных разрешено на не занятых на постоянном рабочем месте, граждан. Именно наличие свободного времени в любое время дня и ночи, позволяет осуществлять такой уход полноценно. В том числе, - на ухаживающих неработающих граждан, применяющих налог на профессиональный доход — специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Кроме осуществляющих работу и/или иную деятельность, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствие с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 N 167-ФЗ [4]. Под категорию подходят самозанятые граждане, не участвующие в добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, согласно со статьей 29. Считаю нужным уточнить, что формулировка вышеуказанного Постановления Правительства приравнивает лиц, достигших 80 летнего возраста к нуждающимся именно в постоянном уходе за ними. В расчете суммы компенсационной выплаты должна учитываться сумма, которая действительно и реально компенсирует затраты по уходу за вышеуказанными гражданами. Итак, неработающий или самозанятый гражданин, располагающий временем для постоянного ухода за нуждающимся в нем, должен обеспечить и себя, хотя бы на минимальном уровне, всем необходимым в жизнедеятельности, обеспечить и свой организм. Критерием размера такой суммы может и должен служить минимальный размер, который не должен быть ниже величины прожиточного минимума, определенного законом РФ [5] . Прожиточного минимума, необходимого для жизни самого гражданина, осуществляющего уход за нуждающимся в нем подопечном.Таким показателем может, должен и служит Минимальный Размер Оплаты Труда, устанавливаемый законодательно [6]. Находясь в режиме постоянного ухода за подопечным, гражданин, осуществляющий такой уход, должен успеть заработать для содержания самого себя хотя бы сумму, составляющую МРОТ. Но половину времени, а может и больше, у него уйдет на осуществление постоянного ухода за подопечным. Предложение по установлению размера ежемесячной компенсационной выплаты в размере не менее половины МРОТ, является как логичным и обоснованным, так и необходимым и минимальным. Одну половину времени, если не больше, - ухаживающий гражданин потратит на подопечного, но в другую он просто обязан заработать хотя бы минимально половину размера МРОТ, чтобы позаботиться и о себе самом. Иначе и ему придется прибегнуть к социальной помощи для самого себя, что заключит взаимоотношения в "порочный круг". С другой стороны, безработные граждане, сразу при получении ими пособия по безработице, согласно вышеупомянутому Постановлению [1], лишаются права на получение компенсационной выплаты по уходу. Вполне логично, если размер выплачиваемого пособия равен или больший размеру МРОТ. Но, если размер выплачиваемого пособия меньше этой суммы, то лишение права на получение компенсационной выплаты выглядит нелогично и обделяюще. В таком случае, компенсационная выплата должна составлять сумму, дополняющую размер выплачиваемого пособия по безработице до размера МРОТ = прожиточного минимума. Надеюсь, логические рациональные обоснованные аргументы, приведенные в статье, послужат пересмотру неизменного еще с 2008 года, размера компенсационной выплаты неработающим/самозанятым трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет и, скорректированная соответствующим нормативным правовым актом, сумма компенсационной выплаты будет установлена на уровне не ниже половины МРОТ. Список литературы: 1. Постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 г. № 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1101, от 15.07.2010 № 520, от 26.06.2012 № 646, от 25.03.2013 № 257, от 02.05.2013 № 396, от 23.06.2014 № 581, от 15.10.2014 № 1054, от 04.08.2015 № 790, от 02.06.2016 № 497, от 12.07.2018 № 813, от 30.10.2018 № 1287, от 10.02.2020 № 114, от 21.05.2020 № 723, от 27.02.2021 № 278, от 16.08.2022 № 1418, от 22.04.2024 № 522). ›Документы›600942. Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". 3. "Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет". Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343. ›Документы›600944. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 N 167-ФЗ. 5. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ. 6. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 27.11.2023) "О минимальном размере оплаты труда". Об авторе:Оганян Сергей Валерьевич — врач, юрист, член Всероссийского Общества Изобретателей и Рационализаторов, Волгоград, ogansv@mail.ruSergei Valerievich Oganian — doctor, lawyer, member of the All-Russia Society of Inventors and Efficiency Experts, Volgograd.