Публикации
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему "Весна" Г.А.Скребицкий
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого урока по литературному чтению на тему "Весна" Г.А.Скребицкий
Автор: Якушина Юлия Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого урока по литературному чтению на тему "Весна" Г.А.Скребицкий
Автор: Якушина Юлия Викторовна
Открытый урок во 2 б классе Г.Скребицкий «ВЕСНА»Учитель: Якушина Юлия ВикторовнаТема: Г.Скребицкий «Весна».Цель: Знакомство с произведениями Г.Скребицкого. Задачи:образовательные: - формировать умение анализировать художественное произведение;- отрабатывать навыки правильного, беглого, выборочного чтения, умение работать с текстом. коррекционно - развивающие: -развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное, интонированное чтение произведения;- развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста.воспитательные: – развивать умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину;- создать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе;Тип урока: урок открытия новых знаний.Методы и приемы: словесные, репродуктивные, практические, наглядные.Основные знания: весенние признаки.Понятийные значения на уроке: невозможно представить родину без родной природы.Оборудование: демонстрационный материал в форме компьютерной презентации, учебник чтения, индивидуальные карточки, иллюстрации, портрет автора.Ход урока:1. Организационный момент.- Дети у нас сегодня необычный урок. Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы. И девизом нашего урока стали слова великого русского художника Исаака Левитана: «Какая всюду нас окружает красота!»- У каждого из Вас на парте лежит лист самооценки, каждый свой ответ будете фиксировать плюсиком. 2. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.- Ребята предлагаю Вам рассмотреть два пейзажа Исаака Левитана, что на них изображено? (природа)- Как называются картины, на которых изображают природу? (Пейзаж)- Давайте сравним пейзажи и найдем сходство. Чем же похожи эти пейзажи между собой. (Снег)- А теперь попробуйте найти описать отличия между пейзажами.- Значит делаем вывод: что на первой репродукции изображена «Зима», а на второй репродукции изображена «Ранняя весна»- А какое настроение у вас вызывают эти пейзажи? (Глядя на картину «Зима» веет грустью и печалью, а на весенний пейзаж радостью, теплом и весельем)- С какой из этих картин вы можете сравнить свое настроение?- У меня сегодня весеннее настроение потому, что…..- Может быть у кого то из вас зимнее, печальное настроение, я очень хочу чтобы в конце урока в вашей душе наступила весна.-Ребята, какой сегодня теме будет посвящено наше произведение над которым будем работать сегодня? (весне)-А я вам предлагаю выяснить автора произведения и поработать в парах. Возьмите карточку №1 выполните буквенный диктант и узнаёте фамилию автора. - Прочитайте слова, выпишите букву соответствующую цифре.-Молодцы! Сегодня познакомимся с писателем Георгием Скребицким (ПОРТРЕТ)Скребицкий Георгий Алексеевич. Георгий Алексеевич Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал рассказы и сказки о природе. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику.В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту, замечать в ней все происходящие события. - У нас два интересных факта из жизни Георгия Скребицкого, пожалуйста Лера и Артем.- Что вы узнали об авторе?- Как вы пронимаете что значит «Натуралист»? (Натуралистом называют человека, которые занимается детальным изучением природы и всего, что с ней связано. )- О чём нам может рассказать этот писатель – натуралист о произведении с которым мы познакомимся сегодня.? ( о природе, о красоте, о весеннем настроении).- Дома, вы познакомились с произведением Георгия Скребицкого, как оно называется? (Весна)- Давай попробуем сформулировать цель нашего урока. (ДЕТИ)- Изучить и проанализировать произведение «Весна» и выяснить, что происходит в природе весной.- Давайте начнем читать произведение. Откройте учебник на стр. 44. 1 часть: Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой — и его уже вовсе не осталось.С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.Предлагаю разобраться со сложными и не понятными словами: (РИСУНКИ ДЛЯ ДОСКИ)- Что означает слово пригорок? ( небольшой холм) - Ложбинка? ( небольшое удлиненное углубление на чем-либо)- Что сделало весеннее солнце? (пригрело)- Как побежал ручеёк? ( весело)- Давайте вспомним, как называется литературный прием, когда неодушевленные предметы автор наделяет качествами живого существа (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)- Найдите в прочитанном отрывке Олицетворение «побежал веселый ручеек»ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:-Предлагаю Вам нарисовать весенний пейзаж.1. Побежал весенний ручеек2. Начал таять снег3. Пригрело весеннее солнышко- Молодцы, присаживаемся.- Продолжаем читать: 2 часть:Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда.Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже — и бултых прямо в воду. - Почему «Зимние квартиры» пустеют весной? (с приходом весны становится теплее и все жучки и букашки очнулись от зимней спячки) - А кто такой тритон? Это животное, похожее на ящерицу. (КАРТИНКА)- У каждого на парте лежит рабочий лист к произведению. Найдите картинку с изображением Тритона. Давайте подпишем ее в левом пустом окошке. - В тексте найдите какие действия выполнил тритон? (ВЫПОЛЗ)- В третьем столбике рабочего листа найдем действие которое он совершил и соотнесем его стрелочкой ( от персонажа к его действию)- Еще найдите мне персонажей из этого абзаца. - Жучки и паучки (выбрались, расправили, полетели)- Ящерица (проснулась, выбралась, уселась погреться)- Лягушки (очнулись, запрыгали)3 часть:Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать.Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик, да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.- Кто появился из-под хвороста? (Ежик) – КАРТИНКА ДЛЯ ДОСКИ- Опишите, какой он? (сонный, взъерошенный, голодный)- Сейчас я назову Вам слова антонимы к описанию ежика, а вы найдите правильный ответ в тексте:- лапки у ежика длинные? (лапки у него коротенькие)- теперь ежик сытый? (теперь ежик голодный)-Давайте, найдем иллюстрацию ежика в рабочем листе, подпишем и попробуем отследить последовательность его действий (зашуршало- Ребята, в произведении Весна еще осталось 2 абзаца. В каждом новом абзаце описывается пробуждение природы. Предлагаю вам дома вычитать и найти персонажей, определить их действия и закончить работу в рабочих листах. - Давайте вернемся к цели нашего урока, скажите мы достигли поставленной цели? (ДЕТИ)- Так, что происходит весной? ( природа просыпается от зимней спячки, все как будто оживает, возвращаются перелетные птицы, тает снег, бегут звонкие ручьи)- Да, действительно, весной вся природа оживает.- В начале урока мы делились свои настроением, сравнивая его с пейзажами. - У кого то изменилось настроение, стало оно весенним? Кто хочет поделится?- пришло время подвести итоги вашей работы на нашем уроке. Встаньте те ребята кто набрал сегодня 5-4 плюса за ответы на уроке. - и еще я бы хотела выделить ……..- И наш урок я хочу закончить Строчками из стихотворения Алексея Плещеева «Весна»Еще неделя пролетит,И март капелью зазвенит.За ним апрель в цветах придет, И землю солнышко зальёт.4 часть:Ожил под теплым весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.5 часть:Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали все кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю, схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо. Жучки Рабочий лист к произведению «Весна» Г.А.СкребицкийРабочий лист к произведению «Весна» Г.А.СкребицкийДополнительный материал:- «Март», написанная в 1895г., хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. (В своей картине "Март" он изобразил раннюю весну, еще только еле проснувшуюся от зимы. На фоне этой картины преимущественно изображен снег, который бело-голубого и даже местами фиолетового цвета. на котором видны последствия зимних метелей. А темный лес стоит в перемешку с хвойными деревьям, среди которых видны и голые деревья. Желтый цвет дома, который виднеется на картине, как бы освещает эту картину и делает ее весенней и солнечной.)- «Зима. Деревня», написанная в 1878г., хранится в Тульском музее изобразительного искусства ( одна из первых картин Левита, написана в 18 лет. Снег накрыл всю землю пуховым одеялом. Снег повсюду на крышах домов, на деревьях. Вдалеке заснеженное поле. Холодно, морозно деревня словно спит под заснеженным одеялом. Люди в сильные морозы стараются быть дома в тепле.)