Публикации
Обновление контрольно-оценочной деятельности в школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обновление контрольно-оценочной деятельности в школе
Автор: Блинкова Олеся Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обновление контрольно-оценочной деятельности в школе
Автор: Блинкова Олеся Владимировна
Мы должны научиться измерять то, что считаем важным,ането,чтолегкоизмеритьА.ЭйнштейнИзмеряй измеримое и делай неизмеримое измеримым Г. ГалилейПроблема качества образования всегда была в центре внимания российской педагогики. Управление качеством образования невозможно без адекватной его оценки. В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется посредством участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRL, TIMSS, PISA; ICILS, ICCS, AHELO, PIAAC, TALIS и др.), осуществления всероссийских, региональныхмониторингов системы образования, государственной итоговой аттестации обучающихся основной и средней школы, реализации мероприятий национальных исследований качества образования (НИКО), в рамках введения Всероссийский проверочных работ, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях.Система оценки качества образованиявключает внутреннюю и внешнюю системы оценивания, которые взаимодействуют, взаимодополняют, взаимо обуславливают друг друга. Внешняя система оценивания качества образования служит обеспечению гарантии качества образования посредством проведения государственной аккредитации, лицензирования, государственного контроля качества образования, государственного надзора в образовании, педагогической экспертизы, независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации, государственной итоговой аттестации, а также посредством обеспечения информационной открытости системы.Общероссийская система оценки качества общего образования (ОСОКОО) регламентирует создание внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО), определяя одним из базовых принципов оценки качества в общем образовании – сопоставление внешней оценки и самооценки субъекта образовательной деятельности. В Концепции ОСОКОО впервые введено понятие внутришкольное и внутриклассное оценивание, включающее такие оценочные процедуры как критериальное оценивание, накопительное оценивание, оценка индивидуального прогресса обучающихся. Формирование системы оценки качества образования на уровне образовательной организации становится первоочередной задачей образовательной практики.Создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) принадлежит к числу приоритетных задач национальной образовательной политики, направленной на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека. ОСОКО служит совершенствованию системы управления качеством образования, обеспечению участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг.Исследователи проблемы создания, функционирования и развития общероссийской системы оценки качества образования В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалева, М.А. Пинская называют следующие задачи ОСОКО: • обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;• формирование единого образовательного пространства;• повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);• принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней;• создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования.В рамках создания ОСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в России оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:• государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена, ЕГЭ;• государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в новой независимой форме (ГИА- 9);• международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS и др.);• мониторинговых исследований федерального и регионального уровней;• аккредитации образовательныхучреждений;• различных исследовательских проектов, проводимых отдельными научными коллективами и организациями страны;• промежуточной аттестации учащихся, организуемой на уровне класса и школы.С 2017 по 2019 год в РФ будет проведена работапо созданию Единой системы оценки качества образования (ЕСОКО).Процедуры оценки качества образования (ОКО):. Международные сравнительные исследования (PISA, PIRLS, TIMSS, ICCS, TALIS); •Национальные исследования качества образования; •Всероссийские проверочные работы; •ГИА-9 (ОГЭ, ГВЭ); •ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ); •Исследование профессиональных компетенций учителей; •Региональные мониторинговые исследования; •Региональные социологические исследования. Использование результатов международных сравнительных исследований.Введение образовательных стандартов нового поколения; •разработка примерных образовательных программ; •создание новых учебников; •обновление программ повышения квалификации учителей; •проведение углублённых исследований. Основным элементом, связанным с проведением комплексных изменений в системе образования в России, ориентированной на повышение доступности, качества и эффективности образования, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Он заложил основы создания национальной системы оценки качества образования, использующей независимые и объективные формы оценки учебных достижений. Основой разработки содержания и технологии проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и ряда мониторинговых исследований стал: •Опыт участия в международных программах оценки качества образования; •Опыт проведения Всероссийского централизованного тестирования (с 1986 года). Курс на введение системы внешней оценки, независимой от школы, был поддержан введением в рамках ещё одного экзамена — государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме.ЕГЭ стал реальным механизмом обеспечения демократизации образования. У выпускников школ появилась возможность реального выбора вуза. Каждый школьник, независимо от социального положения и места проживания, получил возможность послать в любой университет (или сразу в несколько учебных заведений) свидетельство с баллами по ЕГЭ и принять участие в конкурсе. В Москве, Петербурге и других крупных городах выросла доля поступающих из регионов. Ведущие вузы начали работать для всей страны.В то же время ЕГЭ поставил ряд проблем и стал причиной некоторых негативных тенденций. Во-первых, с переходом к ЕГЭ образовательный процесс в старших классах явно переориентировался на подготовку к этому экзамену. Школьники стали уделять основное внимание предметам, по которым они собирались сдавать экзамен (математика, русский язык, предметы по выбору), у них ощутимо снизилась мотивация к изучению других учебных дисциплин. По естественнонаучным предметам значительно сократилась доля практикумов и лабораторных работ, так как навыки организации исследования и эксперимента не проверялись в ЕГЭ. Стала активно развиваться такая форма обучения, как экстернат, когда школьники проходили программу 10-11-х классов за один год, зачастую формально и поверхностно, а затем в течение последующего года усердно готовились к ЕГЭ, посещая подготовительные курсы или используя услуги репетиторов.Во-вторых, ЕГЭ ориентирован в основном на проверку академических результатов (знаний, умений и навыков) по конкретному школьному предмету. Более сложные образовательные результаты (общеучебные умения, исследовательские навыки, компетентности, творческие навыки, физическое развитие и т.п.) не оцениваются в рамках экзамена. В связи с этим для поступления на специальности, связанные с культурой, искусством и спортом, кроме ЕГЭ были введены дополнительные испытания, оценивающие творческие и спортивные достижения. Кроме того, победители и призёры всероссийских олимпиад получили возможность поступать на профильные специальности без сдачи ЕГЭ. Также наиболее сильным вузам страны предоставлено право проведения дополнительного экзамена профильной направленности для отбора наиболее подготовленных абитуриентов.Ещё одна проблема, снижающая доверие к экзамену, связана с вопросами информационной безопасности ЕГЭ. В этой связи с особой остротой встают вопросы об общественном контроле проведения ЕГЭ, открытости и прозрачности его процедуры.Использование результатов ЕГЭ и ОГЭ .Определение качества подготовки выпускника и качество обучающей деятельности учителя; •усиление внутришкольного контроля за выполнением единых требований к оцениванию ответа учащихся; • обновление программ повышения квалификации учителей, в том числе по оцениванию развёрнутых ответов учащихся на основе стандартизированных критериев; •организация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, определение индивидуальной образовательной траектории школьников; •определение направлений профильного обучения, расширение спектра дополнительных образовательных услуг. Некоторые из проблем, возникающих в связи с введением ЕГЭ, могут быть решены за счёт введения всероссийских проверочных работ (ВПР) и системы внутриклассного оценивания.Всероссийские проверочные работы (ВПР): задачи проведенияЗадачи ВПР направлены на выявление сильных и слабых мест в преподавании предмета и корректировку процесса обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися); планированиеобучения педагоговна курсах повышения квалификации; оказание помощи детям в целях предупреждения лишних стрессов наГИА; определениеучителюи родителюобразовательной траекторииребенка; определение, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс иребенок.Использование результатов ВПРна федеральном уровне: •мониторинг результатов введения ФГОС; •формирование базы результатов обучающихся, в перспективе – обеспечение возможности учёта результатов в качестве портфолио; на региональном уровне: •своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования; •основание для планирования контрольно-надзорной деятельности; на институциональном уровне: •корректировка образовательного процесса. Использование результатов НИКОна федеральном уровне: •для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений; на региональном и муниципальном уровнях: •для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей; на институциональном уровне: •для совершенствования преподавания учебных предметов; на уровне учащихся и их родителей: •для повышения информированности. Внутриклассное оцениваниеТекущее оценивание учебных достижений (текущий контроль) школьников проводится учителем и предусматривает систематическую проверку, учет и оценку письменных работ и устных ответов ученика.Текущее оценивание является частью системы оценки качества образования. Однако для целого ряда учителей оценивание учебных достижений обучающихся зачастую ограничивается выставлением отметок и информированием родителей об успехах ученика. Значительно реже полученная информация используется учителем для корректировки преподавания или определения индивидуальных потребностей учеников, организации учебных групп и дифференциации учебных задач. Менее всего оценивание учителем учебныхдостижений обучающихся является источником данных для школьных, муниципальных или региональных мониторингов качества обучения, направленных на выявление приоритетных направлений развития образовательных систем. Не всегда оценивание служит стимулированию интереса обучающихся к учебе, развитию их познавательных способностей. Важным шагом в преодолении существующих недостатков текущего оценивания является его интеграция в систему оценки качества.Использование результатов оценочных процедур в контрольно-надзорной деятельностиРезультаты государственной итоговой аттестации, Национальных исследований качества образования, Всероссийских проверочных работ используются в контрольно-надзорной деятельности при •лицензировании образовательной деятельности; •государственной аккредитации образовательной организации; •разработке методических рекомендаций.Использование результатов региональных мониторингов и социальных исследованийна региональном уровне: •оценка эффективности управления региональной образовательной системой; •выявление уровня освоения образовательной программы и оценка муниципальных образовательных систем; •система подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации; •оценка деятельности учителя при аттестации на квалификационную категорию; •целевая методическая поддержка образовательной организации.Использование результатов оценочных процедурУчащиеся и их родители: •индивидуальная образовательная траектория; •возможность выбора образовательной программы и образовательной организации. Учителя: •самооценка профессиональной деятельности; •формирование направлений совершенствования. Класс, школа: •совершенствование образовательных программ, методик, технологий обучения; •определение направлений совершенствования, программ развития.Муниципалитет: •адресная работа с образовательными организациями и учителями; •определение направлений совершенствования, программы развития. Регион: •Планирование контрольно-надзорной деятельности; •мониторинг введения ФГОС; •адресная работа с муниципалитетами; •планирование потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; •определение направлений совершенствования, программы развития.Федерация: •планирование контрольно-надзорной деятельности; •мониторинг введения ФГОС; •создание центров анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования; •обеспечение методического и аналитического сопровождения процедур; •развитие модели ОСОКО. Очень важно, чтобы результаты оценочных процедур в образовании использовались для повышения качества образования, а не служили формальным элементом управления. Тем самым оценочные процедуры должны выявлять те проблемы, которые есть в образовательной организации и результаты оценивания необходимо использовать в целях создания условий доступного качественного образования для детей с различным образовательными потенциалом. Стремление к повышению качества – это норма жизни, а не дополнительная нагрузка.