Публикации Комплексная программа диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплексная программа диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Автор: Олеся Олеговна Стасенко

Комплексная программа диагностики психологической готовности к школьному обучению. Задание 1. «Графический диктант».Данное задание проверяет знания ребенка в области ограниченности пространства, умственных операций, действий и навыков.Описание задания: Нужно постараться нарисовать узоры, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги.Пример тренировочного узора: Поставьте карандаш на самую верхнюю точку и рисуйте линию: одна клеточка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, три клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз. Дальше продолжайте сами.В результате оценивается правильность выполнения каждого действия (хода). Если верно выполнено более 7 ходов из 9, то это считается высоким уровнем сформированности знаний в области ограниченности пространства, умственных операций, действий и навыков. Менее 4 из 9 правильно выполненных ходов свидетельствует о низком, недостаточном уровне знаний. 5-6 верных ходов говорит о среднем уровне овладения знаний. Кроме этого обращается внимание на самостоятельное продолжение выполнения данного задания, что дает дополнительный балл. При этом учитывается точность понимания дальнейших действий (продолжение линии от последней точки, изображение линий по клеточкам).Задание 2. Тест на определение уровня мышления.Данное задание позволяет определить уровень вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли, а также уровень речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи. Тест на определение уровня мышления позволяет иметь представление об общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки ребенка, сформированности знаний и представлений об окружающем мире.Ход выполнения задания: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса (2 балла). Если ответ на вопрос получен с помощью наводящих вопросов или подсказок, то данный ответ оценивается в 1 балл. Если ответ на вопрос не получен даже с помощью наводящих вопросов и подсказок или лан неверный ответ, то он оценивается в 0 баллов.По итогам оценки результатов мы получаем информацию об уровне развития:I уровень – 24 и более – повышенныйII уровень – 14-23 – среднийIII уровень – 10-13 - низкийIV уровень – менее 10 баллов - очень низкий уровень, недостаточный.Примерные вопросы для беседы:1. Какой овощ больше - капуста или редис? 2. Вечером люди готовятся ко сну. А утром?3. Днем на улице светло, а ночью?4. Листья на березе летом зеленые, а ствол какого цвета?5. Медведь, лиса, заяц – это кто?6. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург?7. Бокс, плавание, легкая атлетика – это…8. Детеныша коровы называют теленком, собакищенком. А как называют детеныша лошади?9. Почему у всех велосипедов есть тормоза?10. Чем похожи друг на друга ножницы и нож?11. Чем различаются болт и шуруп?12. На кого больше похожа кошка? На тигра или петуха? Чем? Что у них одинаково?13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?14. Какие ты знаешь транспортные средства?15. Чем отличается ребенок от взрослого человека?3. Методика последовательности событий.Данное задание позволяет исследовать развитие логического мышления, речи, способности к обобщению.При выполнении данного задания рассматривается серия сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий. Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.При этом используются 2 варианта:А) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить временные и причинно-следственные отношения.Б) картинки со скрытым смыслом сюжета – где требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.Примерный текст общения с ребенком: Давай посмотрим, какие перед тобой лежат картинки, на них нарисовано какое-то событие, действие. Порядок картинок перепутан, и тебе нужно поменять их местами, чтобы стало понятно, что задумал автор. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».Далее ребенок раскладывает все картинки и рассказывает по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, для помощи в самостоятельном выявлении допущенных ошибок.На основании правильности расположения последовательности картинок и составленного рассказа оценивается уровень знаний и понимания действий.Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков ребенок тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хороший рассказ или составил рассказа с помощью наводящих вопросов педагога. Низкий – если ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу, каждая картинка рассказывается отдельно, и не связана с остальными, в результате чего не получается рассказа; на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.Задание 3. Что лишнее?Данное задание помогает определить уровень развития операции классификации, способствует определить уровень произвольной регуляцией деятельности и поведения, понять уровень познавательной активности, проявляющийся в соответствующих интересах и мотивации.Для выполнения данного задания используются наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Профессии", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.Примерный вариант проведения задания: Ребенку предлагается 5 классификационных карточек по разной тематике.«Посуда»: тарелка, сковорода, чашка, утюг.«Мебель»: стол, стул, телевизор, полка.«Профессии»: повар, врач, учитель, пирамида.«Одежда»: сапоги, шапка, куртка, свитер.«Птицы»: щука, синица, голубь, ворона.Необходимо рассмотреть внимательно картинки, определить лишний предмет, а также назвать оставшиеся картинки общим обобщающим словом.При интерпретировании результатов оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).При этом обобщение по существенному признаку и нахождение лишнего оценивается в 2 балла, употребление обобщающего слова – 1 балл. Таким образом максимальное число баллов – 15. Если ребенок набрал 12-15 балов – это свидетельствует о повышенном уровне знаний, 9-11 – о среднем, а менее 8 баллов о пониженном, недостаточном уровне.Вывод: в данной комплексной программе диагностики психологической готовности к школьному обучению разработаны 3 задания, на выполнение которых в среднем отведено не более 20-30 минут, что допустимо при занятиях с детьми 6-7 лет. Данные занятия позволяют определить уровень сформированности общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки, знаний и представлений об окружающем мире,  умственных операций, действий и навыков, произвольной регуляцией деятельности и поведения, познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации, речевого развития.