Публикации
Формирование коллектива младших школьников через эстетическое воспитание во внеурочной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование коллектива младших школьников через эстетическое воспитание во внеурочной деятельности
Автор: Сюндюкова Элла Львовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование коллектива младших школьников через эстетическое воспитание во внеурочной деятельности
Автор: Сюндюкова Элла Львовна
Формирование коллектива младших школьников
через эстетическое воспитание во внеурочной деятельности
Вдушекаждого ребенка есть невидимые
струны, и если их коснетсяумелая рука, то
они красиво зазвучат
В.А. Сухомлинский
Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.
Главным средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности является эстетическое воспитание. Ребенок не готовится жить - он живет, и каким он вырастет - во многом зависит от окружающей его эстетической среды. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.
Цель моей работы: выявление возможностей эстетического воспитания как средства формирования классного коллектива.
Чтобы научить детей жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичными и общительными, помочь классу стать дружным коллективом, разработала содержание занятий Учимся жить вместе. Условно занятия делятся на три блока: Я, ТЫ, МЫ. От познания себя как индивидуальности, младший школьник идет к познанию некоторых законов общественной жизни через понимание значимости другого и признании его прав на доброе и справедливое к себе отношение, через сочувствие другому.
Очень сплачивает детский коллектив организация различных форм внеклассных мероприятий. Совсем не принципиально, будет ли это День рождения класса, поездка с родителями за город, изготовление атрибутов к праздникам или тематический классный час. Главное, чтобы в этом мероприятии, включая процесс его подготовки, нашлось хотя бы маленькое, но важное дело для каждого без исключения. Дети не только весело и интересно проводят свой досуг, повышая интеллектуальный уровень и развивая творческие способности, но и укрепляют такие качества, как коллективизм, чувство ответственности, чуткость, доброта и многие другие.
Начиная с первого класса, стараюсь приучать учащихся к совместному планированию жизни в коллективе. Используя различные занимательные формы опроса, выясняю, что интересно детям, в каких именно мероприятиях они хотят участвовать, это учит детей принимать ответственность на себя, зарождает самоуправление.
Приоритетным направлением воспитательной работы в классе является эстетическое воспитание, задачами которого являются:
помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях;
2. сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение. Тот факт, что в повседневной действительности ребенок сталкивается не только с красивым, но и с уродливым, вызывает необходимость еще одной задачи:
3. выработать у школьников непримиримое отношение к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.
Источниками и средствами эстетического воспитания младших школьников является окружающая их жизнь: общественная среда с ее эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа. Начинать надо с наблюдения окружающего мира. Устраивая экскурсии и прогулки, обращаю внимание детей на красоту природы, развиваю у детей наблюдательность. Наблюдательность повышает у учащихся силу и яркость восприятия, они глубже будут чувствовать красоту живой природы, а потом и красоту пейзажа, изображенного на картине.
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления.
Театральные представления помогают зрителям участвовать в творческом процессе, так как способствуют развитию чувства сопереживания героям. Поэтому, наш класс - частый гость театров города.
Традиционными для нашего класса стали конкурсы чтецов, часы поэзии, конкурсы и выставки поделок, рисунков, посещение театров, музеев, филармонии, экскурсии, походы.
Но, для того, чтобы систематизировать эстетические знаний детей об отдельных областях жизни, мною разработана примерная тематика занятий в клубе Эстетика. Формирование эстетических чувств и представлений детей, приобщение к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности и произведений искусства.
Условно содержание эстетического воспитания я разбила на пять разделов:
Этикет (поведение в общественных местах, гостевой, речевой этикет, внешний вид и др.).
Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.п.).
Природа (красота времен года, их звуки, краски и запахи; охрана природы, небесная и подводная красота и др.).
Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность).
Культура и искусство русского народа.
Все проводимые внеклассные мероприятия решают ту или иную задачу этих разделов, но в силу возрастных особенностей можно выделить те специфические задачи, которые решаются в каждом классе:
1 класс
Основой содержания является проблема: Что такое красота и что может быть красивым? На конкретном материале выявляются понятия: красота в природе, красота в искусстве, красота в человеке. На основе эстетических чувств, переживаний у учащихся должно быть сформировано умение отличать прекрасное от безобразного.
2 класс
Знакомство с выразительными средствами, с помощью которых создаются художественные образы, что помогает овладеть умением анализировать произведения искусства.
3 класс
На материале общечеловеческой культуры сопоставляются эстетические идеалы разных эпох, нашедшие выражение в разных видах искусства. Формируется умение анализировать причины возникновения эстетических явлений, именуемых общечеловеческими ценностями.
4 класс
Углубляется анализ явлений родной культуры в сравнении с явлениями культуры других народов. Стараюсь, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов. На занятиях использую различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также детские песни, музыкальные сказки, литературные произведения. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера: придумать рифму, короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку-малютку с загадками о цветах и т.п. Эстетические критерии, вкусы учащихся будут развиваться в том случае, если дети имеют постоянную, активную оценочную практику. В связи с этим важно добиваться от учащихся ответов на вопросы: какое чувство вызывает то или иное событие, образ, поступок, картина, художественная деталь; почему они нравятся или не нравятся, чем объясняется это чувство?
Таким образом, проводится работа по формированию классного коллектива через эстетическое воспитание во внеурочной деятельности. Коллективная деятельность объединяет ребят, а эстетическое воспитание облагораживает их. Об эффективности такой работы мне позволяют говорить результаты диагностических методик, наблюдения, беседы с детьми. У них вырос интерес к занятиям, легче разрешаются нравственные проблемы, расширилась и вышла на новый качественный уровень внеклассная работа, активизируется творческая деятельность учащихся, повышается качество образования. Я считаю, это хороший результат. И совсем неважно, сколько дипломов и призовых мест получат наши дети за свою деятельность. Основной закон детского творчества в том, что ценность его не только в результате, а и в самом процессе. Важно не то, что создадут дети. Важно то, что они проживают при создании, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Таким образом, формируя классный коллектив младших школьников через эстетическое воспитание, мы обеспечиваем в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. Плутарх
через эстетическое воспитание во внеурочной деятельности
Вдушекаждого ребенка есть невидимые
струны, и если их коснетсяумелая рука, то
они красиво зазвучат
В.А. Сухомлинский
Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.
Главным средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности является эстетическое воспитание. Ребенок не готовится жить - он живет, и каким он вырастет - во многом зависит от окружающей его эстетической среды. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.
Цель моей работы: выявление возможностей эстетического воспитания как средства формирования классного коллектива.
Чтобы научить детей жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичными и общительными, помочь классу стать дружным коллективом, разработала содержание занятий Учимся жить вместе. Условно занятия делятся на три блока: Я, ТЫ, МЫ. От познания себя как индивидуальности, младший школьник идет к познанию некоторых законов общественной жизни через понимание значимости другого и признании его прав на доброе и справедливое к себе отношение, через сочувствие другому.
Очень сплачивает детский коллектив организация различных форм внеклассных мероприятий. Совсем не принципиально, будет ли это День рождения класса, поездка с родителями за город, изготовление атрибутов к праздникам или тематический классный час. Главное, чтобы в этом мероприятии, включая процесс его подготовки, нашлось хотя бы маленькое, но важное дело для каждого без исключения. Дети не только весело и интересно проводят свой досуг, повышая интеллектуальный уровень и развивая творческие способности, но и укрепляют такие качества, как коллективизм, чувство ответственности, чуткость, доброта и многие другие.
Начиная с первого класса, стараюсь приучать учащихся к совместному планированию жизни в коллективе. Используя различные занимательные формы опроса, выясняю, что интересно детям, в каких именно мероприятиях они хотят участвовать, это учит детей принимать ответственность на себя, зарождает самоуправление.
Приоритетным направлением воспитательной работы в классе является эстетическое воспитание, задачами которого являются:
помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях;
2. сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение. Тот факт, что в повседневной действительности ребенок сталкивается не только с красивым, но и с уродливым, вызывает необходимость еще одной задачи:
3. выработать у школьников непримиримое отношение к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.
Источниками и средствами эстетического воспитания младших школьников является окружающая их жизнь: общественная среда с ее эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа. Начинать надо с наблюдения окружающего мира. Устраивая экскурсии и прогулки, обращаю внимание детей на красоту природы, развиваю у детей наблюдательность. Наблюдательность повышает у учащихся силу и яркость восприятия, они глубже будут чувствовать красоту живой природы, а потом и красоту пейзажа, изображенного на картине.
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления.
Театральные представления помогают зрителям участвовать в творческом процессе, так как способствуют развитию чувства сопереживания героям. Поэтому, наш класс - частый гость театров города.
Традиционными для нашего класса стали конкурсы чтецов, часы поэзии, конкурсы и выставки поделок, рисунков, посещение театров, музеев, филармонии, экскурсии, походы.
Но, для того, чтобы систематизировать эстетические знаний детей об отдельных областях жизни, мною разработана примерная тематика занятий в клубе Эстетика. Формирование эстетических чувств и представлений детей, приобщение к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности и произведений искусства.
Условно содержание эстетического воспитания я разбила на пять разделов:
Этикет (поведение в общественных местах, гостевой, речевой этикет, внешний вид и др.).
Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.п.).
Природа (красота времен года, их звуки, краски и запахи; охрана природы, небесная и подводная красота и др.).
Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность).
Культура и искусство русского народа.
Все проводимые внеклассные мероприятия решают ту или иную задачу этих разделов, но в силу возрастных особенностей можно выделить те специфические задачи, которые решаются в каждом классе:
1 класс
Основой содержания является проблема: Что такое красота и что может быть красивым? На конкретном материале выявляются понятия: красота в природе, красота в искусстве, красота в человеке. На основе эстетических чувств, переживаний у учащихся должно быть сформировано умение отличать прекрасное от безобразного.
2 класс
Знакомство с выразительными средствами, с помощью которых создаются художественные образы, что помогает овладеть умением анализировать произведения искусства.
3 класс
На материале общечеловеческой культуры сопоставляются эстетические идеалы разных эпох, нашедшие выражение в разных видах искусства. Формируется умение анализировать причины возникновения эстетических явлений, именуемых общечеловеческими ценностями.
4 класс
Углубляется анализ явлений родной культуры в сравнении с явлениями культуры других народов. Стараюсь, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов. На занятиях использую различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также детские песни, музыкальные сказки, литературные произведения. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера: придумать рифму, короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку-малютку с загадками о цветах и т.п. Эстетические критерии, вкусы учащихся будут развиваться в том случае, если дети имеют постоянную, активную оценочную практику. В связи с этим важно добиваться от учащихся ответов на вопросы: какое чувство вызывает то или иное событие, образ, поступок, картина, художественная деталь; почему они нравятся или не нравятся, чем объясняется это чувство?
Таким образом, проводится работа по формированию классного коллектива через эстетическое воспитание во внеурочной деятельности. Коллективная деятельность объединяет ребят, а эстетическое воспитание облагораживает их. Об эффективности такой работы мне позволяют говорить результаты диагностических методик, наблюдения, беседы с детьми. У них вырос интерес к занятиям, легче разрешаются нравственные проблемы, расширилась и вышла на новый качественный уровень внеклассная работа, активизируется творческая деятельность учащихся, повышается качество образования. Я считаю, это хороший результат. И совсем неважно, сколько дипломов и призовых мест получат наши дети за свою деятельность. Основной закон детского творчества в том, что ценность его не только в результате, а и в самом процессе. Важно не то, что создадут дети. Важно то, что они проживают при создании, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Таким образом, формируя классный коллектив младших школьников через эстетическое воспитание, мы обеспечиваем в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. Плутарх