Публикации Приёмы мнемотехники на уроках русского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы мнемотехники на уроках русского языка
Автор: Денисенкова Марина Юрьевна

Денисенкова Марина Юрьевнапреподаватель русского языка и литературыБрянский строительно-технологический техникум имени Л.Я.Кучееваmarina.bekasova2015@yandex.ruПриемы мнемотехники на уроках русского языкаКак известно, чтобы появилось умение правильно употреблять в речи те или иные звуки, морфемы, слова, написания, конструкции, школьник должен прежде всего осознать, почему нужно именно так говорить или писать. Известно также, что в языке немало речеупотреблений, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы « вне правил». К ним относятся непроверяемые написания гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин). В таких случаях можно сформулировать лишь так называемые недостаточные правила, которые дают лишь общие ориентиры употребления в речи смежных единиц языка, но не содержат приемы их различения.Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация : « Это надо запомнить». И вот здесь на помощь ученику и учителю приходят мнемонические приемы, или, иначе, приемы мнемотехники.Мнемоника или мнемотехника ( от греч. mnemonikon « искусство запоминания»)- признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания- обычно того, что не поддается обобщению и алгоритмизации.Разработка приемов мнемотехники была известна еще во времена античности, ближе к нашему времени она велась параллельно с исследованием памяти психологами.В нашей стране в советский период интерес к мнемотехнике проявляли лишь отдельные ученые, преимущественно психологи: А.Р.Лурия, К.К. Платонов и другие. У советских дидактов и методистов мнемотехника признанием не пользовалась, поскольку она противоречит сознательному усвоению предмета обучения. А между тем, повторяем, она незаменима там, где объекты запоминания находятся « вне правил и других обобщений».С такими явлениями учащиеся нередко встречаются на уроках русского языка. Мнемонические приемы основаны на определенных связях, или, как считают психологи, - на ассоциациях, но не органических, а несколько искусственных связях по смежности. Эти связи бывают двух типов: внешние и внутренние. В первом случае то, что нужно запомнить, связывается с чем- то вне объекта запоминания. Так, например, часто демонстрируют свою феноменальную память артисты эстрады, запоминая « с ходу» десятки и даже сотни слов. Каждое из названных им слов они мгновенно связывают в словосочетаниях со словами, заранее выученными в определенной последовательности.Этот тип мнемонических ассоциаций малопригоден для школы. Во- первых, он перегружает память детей избыточными перечнями и фактами, а во- вторых, может невольно вызвать появление бессмысленных сочетаний слов (« гордость на полу», « мешок слез»).Дидактически целесообразны на уроках русского языка приемы мнемотехники, которые основаны на ассоциативных связях между запоминаемыми объектами. При этом характер внутренних связей далеко не безразличен ни для психологии, ни для дидактики. Среди элементов запоминания важно выделить признаки, стороны, грани, « которые легко сопрягаютя с определенными сторонами или признаками других предметов».Из числа « естественных» связей на первое место следует поставить смысловые. О преимуществах такой мнемотехники не раз писали наши психологи А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко.Смысловые ассоциации с мнемоническими целями нетрудно закрепить при соответствующей группировке слов, морфем, словоформ. Сюда прежде всего относится объединение единиц одного семантического поля. В основе « мнемонических» рядов могут быть и антонимические связи ( сильный мальчик- слабый мальчик, далекий путь- близкий путь).Если достаточен соответствующий запас слов у данного контингента учащихся, то мнемоническую группировку можно производить по синонимическим гнездам (быстро, скоро; большой, огромный, громадный).Если речь идет о явлениях грамматики, то для мнемонической группировки полезно использовать не только лексическую, но и грамматическую сочетаемость слов. Например, сгруппировать глаголы, которые употребляются с одним и тем же предлогом.Помимо смысловых связей, в мнемонике внутренних ассоциаций возможны и другие: сходство звукового или буквенного состава, общность ударения, отнесенность к одному словообразовательному типу.Особенно популярным мнемоническим средством по праву считаются рифма и ритм. Примером может служить широко известная ритмизация и рифмовка глаголов второго спряжения.Таким образом, все мнемонические группировки слов и словоформ соотносятся с определенными аспектами и категориями русского языка. Использованная литература: Русский язык в школе, 1996г.