Публикации Проект «Русская матрёшка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект «Русская матрёшка»
Автор: Любовь Петровна Горбунова

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №26 Проект «Русская матрёшка» для детей средней группы Подготовила воспитатель: Проект в средней группе «Веселые матрешки» Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели. Продолжительность проекта: краткосрочный, 3 недели. Актуальность: Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Моя работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее. Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу. Цель: Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое». Задачи для детей:
  • познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
  • познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;
  • дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
  • познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить детей использовать их в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество) .
  • Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;
  • развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
  • поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.
  • развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное;
  • учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками;
  • Задачи для родителей:
  • вызвать интерес к русской народной игрушке - матрешке;
  • приобщать к истокам русской народной культуры;
  • побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства; 3. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
  • Задачи для педагога:
  • способствовать творческой активности детей;
  • создать условия для формирования у детей познавательных умений;
  • способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс;
  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
  • Предполагаемый результат: Знание истории происхождения Матрёшки; Знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры) ; Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов-майданскую матрёшек; Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов Матрёшек. Ход проекта. Постановка проблемы: при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток знаний о русской народной игрушке - матрёшке. Совместная формулировка цели: совместно с детьми мы решили выяснить: как и откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно играть с матрешками? Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации: рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть картинки и фотографии с матрешками и т. д. Выбор средств и методов достижения цели: Речевое развитие: непосредственно образовательная деятельность; беседы о матрешках; чтение стихотворений, сказок и рассказов о матрешках; разучивание стихотворения; отгадывание загадок; дидактические игры. Художественно-эстетическое развитие: рассматривание матрешек, альбомов, книг и наглядно демонстрационного материала о матрешках; изготовление поделки «Красавица Матрешка»; прослушивание песенок о матрешках; разучивание танца; дидактические игры. Социально - коммуникативное развитие: сюжетно- ролевые игры, бытовой труд. Познавательное развитие: проведение эксперимента, создание мини-музея «Хоровод Матрешек», изготовление поделки «Красавица Матрешка», конструирование, дидактические игры. Физическое развитие: проведение пальчиковой и зрительной гимнастики, подвижные игры, физкультминутки. Этапы реализации проекта: Результат проекта:
  • У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту их происхождения.
  • Обогатились знания детей об игрушке матрешке как образе материнства, семьи.
  • Были реализованы творческие способности детей в изготовлении поделок.
  • Обеспечена потребность детей в движении.
  • Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.
  • Используемая литература Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. - М.: «Цветной мир», 2012. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003. Конспект ООД по познавательному развитию ТЕМА: «Русская красавица-матрёшка!» Цель: Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой. Задачи: Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи). Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем. Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер. Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь». Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте ребята! (Стук в дверь, заходит почтальон) Почтальон: Здравствуйте! Тут вам посылка, распишитесь! (Воспитатель получает посылку) Воспитатель: Интересно от кого эта посылка? Как вы думаете, что там может быть? Давайте заглянем. (Достает матрешку и письмо). Ой! Да тут матрешки, да какие интересные! Только почему-то они на наших матрешек не похожи. (Читает): Здравствуйте ребята! Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно. С уважением дети из детского сада «Яки-Маки». Воспитатель: Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке? Дети: Да! Воспитатель: Какой русский сувенир Покорил уже весь мир? Балалайка? Нет! …Гармошка? Нет! …То – русская матрёшка!!! Иностранцу нет желанней Куклы в красном сарафане. Детская игрушка эта, Обошла уже полсвета! Так, немного и немало Символом России стала. Знают все её загадку… В ней хранятся по порядку Краснощёкие девчонки… Её младшие сестрёнки. Я секрет тот тоже знаю – Разбираю, собираю, Достаю их друг за другом, Расставляю полукругом; Одна матрёшка, две… и вот… Матрёшек целый хоровод. Достает матрешку. Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки. Матрешки деревянные, Матрешечки румяные. Воспитатель: Ребята, давайте мы закроем глаза, и отправимся в прошлое для того чтобы узнать историю нашей матрешки. Я досчитаю до 5, мы откроем глаза и окажемся в нашем прошлом, в 19 веке. Дети закрывают глаза, воспитатель громко считает до 5, а сам в это время переодевается матрешкой. Матрешка: Я тетушка Матрешка, Несу грибов лукошко, За мной родные внучки Идут, сложивши ручки. И все они Матрешеньки, И все они милешеньки, Все с аленькими щечками Под пестрыми платочками. Я – веселая игрушка – расписная матрешка – родилась в конце 19 века. Купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Поэтому первая отечественная матрешка представляла собой группу детей: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси. -Как вы думаете, из чего сделана матрешка? (ответы детей) Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, т к она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок. -А как вы думаете, почему они такие гладкие? (ответы детей) Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи. Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах. Очень любят все матрешки. Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво. Очень ярко и красиво. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся! Давайте мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку: Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону) На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ) В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону) Мы похожи словно сестры, Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево). Матрёшка: А теперь я вам загадаю загадки: В деревянной Машеньке Внутри кукла Сашенька. Открой куклу Сашеньку, А там - крошка Дашенька. А в сестрице Дашеньке Есть малютка Пашенька. (матрешка) Толстушка покупается, В средине открывается - Племяшка улыбается. Племяшка открывается - Внучка в ней вмещается. Как тётя называется? (матрешка) Разноцветные Подружки Перепрятались друг в дружке. Мал, мала, меньше. (матрешка) Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы -...(Матрешки) Она на вид одна, большая, Но в ней сестра сидит вторая, А третью - во второй найдёшь. Их друг за дружкой разбирая, До самой маленькой дойдёшь. Внутри их всех - малютка, крошка. Всё вместе - сувенир .. (Матрешка) А вот новое задание. Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо усвоили, что такое матрешка. Теперь я хочу научить вас песне и танцу матрешек. Звучит песня «Матрешки» Мы матрёшки, Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу) Танцевать, танцевать, Вышли мы немножко (2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево) Мы матрёшки, Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу) А у нас, а у нас, Чистые ладошки (2 раза (вытягивают руки, показывают ладони) Мы матрёшки, Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу) А у нас, а у нас Новые сапожки, (2 раза (руки сложены перед грудью, ноги по очереди выставляют в перед на пятку) Мы матрёшки, Вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу) Танцевать, танцевать, Вышли мы немножко (2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево) Воспитатель: А сейчас давайте закроем глаза, я досчитаю до 5 и мы с вами окажемся дома. Воспитатель громко считает до 5, и в это время снимает костюм матрешки. Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись домой. Что же мы узнали нового? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, мы узнали, что наша любимая игрушка Матрешка родом из Японии. Давайте мы нарисуем наших матрешек и пошлем ребятам в Японию. (дети получают плоскостное изображение матрешки (раскраску) и раскрашивают ее). Воспитатель: Молодцы, а теперь мы положим наши рисунки в конверт и отправим на почту (кладет рисунки в конверт и запечатывает) чтобы японские дети знали какая игрушка в Росси самая любимая. Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка» Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой Задачи: Познакомить с технологией её изготовления; Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность; Развивать творческую деятельность детей; Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа. Интеграция областей Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие Оборудование и материалы: картинки с изображением загорской, семеновской, полхово - майдановской матрешкой; деревянные игрушки матрешки разных видов; деревянная заготовка матрешки, раскраски матрешек, гуашь, кисточки. Словарная работа. Загорская, полхово-майдановская, семеновская матрешка, деревянная, токарить, узорить. Предварительная работа. Рассматривание матрешек, игры с матрешками, раскрашивание раскрасок, разучивание песен, загадывание загадок. Ход: 1. Организационный момент Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места, а чтобы не было в пути нам скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать картинки. (Звенит колокольчик). Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку: Ростом разные подружки, Все румяны, все толстушки, Все они сидят вдруг дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка) Остановка «Откуда появилась матрешка». Воспитатель. Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка. А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла? В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другие фигурки. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше. Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек.
  • Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.
  • Чем отличается внутренняя поверхность от наружной?
  • А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?
  • (Звенит колокольчик) Воспитатель: Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка. Словно репка, она крутобока, И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок-глаз. (матрешка) Остановка «Какие они бывают? » (Рассказ сопровождается иллюстративным материалом.) Воспитатель: В 1920-е годы в Московской области в г. Загорске появился новый вариант – известная теперь загорская матрешка. Эта игрушка походила на первую матрешку: также наряжена в сарафан, кофту, платок, передник с вышитым узором или цветами. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. В 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области потомственные токари начали «токарить» матрешек, а женщины – красильщицы стали их узорить. Так появились Полхово – Майдановские матрешки. В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами шиповника. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. У нее нет рук, платок, сарафан, кофта, передник характерных для загорской матрешки. В 1922 году широкую известность приобрела Семеновская матрешка, родом она из Нижегородской области из села Семенова. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая. У матрешек из города Семенова- многоцветная роспись и обильный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами. В какую одежду она одета? Дети:- В красный полушалок, передник с букетом ярких цветов. Воспитатель: Как можно играть с этой матрешкой? Дети: - Собирать, разбирать. Воспитатель: Русская матрёшка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты. -Теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагончики трамвайчика. Поехали! (Звенит колокольчик) Остановка «Мастерская художника». Физкультминутка. У кого в руках загорская матрёшка, Тот попляшет с ней немножко! У кого в руках полхово – майдановская матрёшка, Тот похлопает в ладошки! Кто семеновскую взял Тот задорно нам сплясал! Кто матрёшки в руки взял, Тот красиво приседал! Воспитатель: Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Игра «Веселые карандаши». Если тон теплый – дети хлопают в ладоши. Если холодный – не хлопают. Воспитатель: В мастерской нас ждут нерасписанные фигурки матрешек. Представьте, что вы сейчас мастера и мастерицы и начинайте «узорить» матрешки. Матрешек можно расписать по предложенным образцам (семеновская, загорская, полхово-майдановская, а можно придумать свои необычные узоры и элементы. Какие покажите вы, маленькие художники. ИТОГ: По окончании работы предложить детям: -выбрать лучшего мастера художника; - выбрать похожих матрешек; -составить семейку матрешек; -дать матрешкам имена. Воспитатель: Наше путешествие закончилось. (Мы вернулись в детский сад). Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите свои родителям и подарите им сувенир – матрешку, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусств Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) детей средней группы Тема «Украсим сарафаны матрёшкам». Цель: развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов; учить использовать тампоны при украшении силуэта матрёшки; закрепить умение работать с кистью и красками. Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», « Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Предварительная работа: рассматривание матрёшек, чтение стихов о матрёшках. Материал: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек, краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, косынки для детей, иллюстрация с изображением матрёшки, кисточки. Словарная работа: сарафан, косынка, нарядная, расписная, красивая. Ход занятия Звучит музыка. Педагог в русском народном костюме. Входит в группу. Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня. Воспитатель: А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка. Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами. Воспитатель: Вот так ребята родилась матрёшка. И я приглашаю вас в музей деревянной игрушки. (дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (матрёшка) Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек Воспитатель: Какая она? (нарядная, расписная, красивая) Воспитатель: Почему она расписная? (сарафан украшен цветами) Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (из дерева) Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу. Пять кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Кукла первая толста, А внутри она пуста. Разнимается она На две половинке. Эту куклу открой – Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притёртую – И сумеешь ты найти Куколку четвёртую. Вынь её да посмотри, Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая Куколка пузатая. Вот поставленные в ряд Воспитатель: Сколько кукол? Дети: Кукол пять. Воспитатель: Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая). Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшек. Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (дети садятся за столы) Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка. Что у неё на голове? (косынка) Воспитатель: На туловище? (сарафан) Воспитатель: Чем украшен сарафан? (цветами) Воспитатель: Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами ил узорами. Воспитатель: У каждого из вас есть ватные палочки и кисточки. Палочками мы будем расписывать косынку матрёшки, а кисточками рисовать цветочки и листья. Сначала украсим платочек, макаем палочку в краску и рисуем ею точки. А потом распишем сарафан цветочками и листьями (показ воспитателя, самостоятельная работа детей). Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера. Давайте поставим их на выставку и полюбуемся ими. Конспект ООД по познавательному развитию. (ФЭМП) Тема «Матрешки в гостях у ребят» Цель: закрепить счётные умения в пределах пяти; закрепить умение при сравнении предметов выделять параметр высоты, употребляя слова: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая; упражнять в счете звуков на слух в пределах пяти; продолжать знакомить детей с историей появления матрёшки. Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие» «Социальнокоммуникативное развитие» Материал: Демонстрационный – домик для матрёшек, матрёшки, посуда. Раздаточный – матрёшки. Словарная работа: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим, что же в нем (загадка). Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать: На крыльцо резной избушки Вышли бойкие подружки: Пять красавиц расписных! Все в платочках кружевных! Все в передниках цветастых! Пять румяных! Пять глазастых! Сёстры-куколки стоят. Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять. Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это? (Матрёшки) Воспитатель: Правильно, это матрёшки. Мы с вами в детском саду и вы дома с родителями из бумаги, дерева, ткани, картона, пластилина делали красивых матрёшек. Посмотрите, какой у нас здесь стоит красивый домик. Как вы думаете, кто здесь живёт? (матрёшки) Воспитатель: Правильно, здесь живут матрёшки. Они и пришли к нам в гости. Хотите, я вам расскажу, как появились матрёшки? Садитесь все поудобнее. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек. Первая матрёшка представляла собой девушку в костюме: сарафане, переднике, платочке с петушком. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя изображала младенца. По преданию, кто-то увидев такую куклу, смеясь воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой. Матрёшку сделать непросто. Сначала из дерева (липы или берёзы) делают заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой и лишь потом их размеры становятся всё больше. А художник весёлыми красками расписывает матрёшек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрёшка уже улыбается. А что её скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй. Матрёшек стали делать в разных городах, а вкладываемых фигурок становилось всё больше. Но матрёшки - это не всегда девочки-куколки. Бывают и богатыри. Такие есть и у нас. А бывают и великаны, ростом с вас. И вот таких красивых матрёшек стали возить в разные страны, показывать на выставках за границей. И с тех пор русскую матрёшку любят во всём мире и нам эта игрушка тоже нравится. А хотите поиграть с матрёшкой? (Да) Воспитатель: Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости? (Нет) Воспитатель: А почему вы так думаете? (Матрёшек всегда много) Воспитатель: Давайте познакомимся с подружками. (Выставляю матрёшек) Воспитатель: Вот как их много. Давайте посчитаем. Иди Ксюша (один, два, три, четыре, пять, – всего пять) Воспитатель: Дети, а матрёшки одинаковые? (Нет) Воспитатель: Они разные по высоте. Кирилл, иди покажи, какие они? (Самая высокая, ниже, ещё ниже, ещё ниже, самая низкая) Воспитатель: Дети, матрёшки пришли к нам в гости. А что мы должны сделать, когда к нам приходят гости? (Угостить гостей) Караваем всех встречаем, Самовар на стол несём, Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сём. Воспитатель: Давайте угостим наших матрёшек чаем из самовара. Дети, а одинаковую ли посуду мы должны им поставить? (Нет) Воспитатель: А почему? (Матрёшки разного роста и посуда должна быть разная) Воспитатель: Как бы ты разложил посуду для всех матрёшек? (По величине) Воспитатель: Правильно ли Вадим разложил посуду? (Да) Воспитатель: Почему вы так думаете? (Потому что он её разложил по величине. Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами отдохнём! Физкультминутка под музыку. Похлопаем в ладошки, Похлопаем немножко, Ведь к нам пришли Матрёшки, Очень хорошо! Их в гости приглашаем И чаем угощаем, За чаем не скучаем, Вот как хорошо! Давайте мы попляшем, Давайте мы попляшем, Попрыгаем, поскачем, Пусть все на нас глядят. Без дела не скучаем, Без дела не скучаем, Всех в гости приглашаем, Вы приходите к нам. Игровое упражнение «Матрёшки слушают музыку». Воспитатель: Ребята, матрёшки очень любят слушать музыку. Послушайте и вы музыку и сосчитайте звуки (ударяю ложками, стучу в барабан, играю на дудочке, а дети считают звуки и отсчитывают столько матрёшек, сколько звуков они слышали). Воспитатель: Сколько звуков вы слышали? Сколько матрёшек вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько матрёшек? Понравилось ли вам играть с матрёшками? А какое у вас было настроение, когда к вам в гости пришли матрёшки? (Хорошее, радостное, весёлое, праздничное) Воспитатель: Как бы вы изобразили весёлое настроение? Я с вами согласна. Когда у людей весёлое, радостное настроение, они улыбаются друг другу. Давайте повернёмся к матрёшкам и улыбнёмся на прощание! Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (Лепка) детей средней группы Тема «Матрёшка». Цель: познакомить с процессом изготовления игрушки матрешкой; учить лепить пластическим способом, используя в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой; добиваться передачи выразительности образа. Задачи: продолжать знакомить с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; закрепить знание детей о цветовой гамме».Развивать мелкую моторику рук . Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать уважительное отношение к труду народных мастеров. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Предварительная работа: игры детей с матрёшками, беседы о матрёшках, чтение стихов. Материал: изображения разных видов матрешки, схемы изготовления, пластилин, стеки, матрешки на каждого ребенка. Словарная работа: оттянуть, сплющить, цилиндр. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек. Упирается в бока, А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Это русская…(матрёшка). Воспитатель: Давайте полюбуемся матрёшкой, какая она нарядная, красивая. Расскажите ребята об игрушке (при описании обратить внимание на одежду). А сейчас вспомним стихи о матрёшке. Дети читают стихи о матрешке. У матрешки, у Матрены косыночка красная, А полоска на платочке желтая, атласная. Вот девчонки собрались в красных сарафанах, Отвернулся. Где ж они? Лишь одна осталась! Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Всех матрешками зовут. Воспитатель: Послушайте, что я расскажу вам о матрёшке. Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани, из глины и соломы. Одних можно укладывать спать, других – кормить и купать. У каждой игрушки есть имя: Катя, Маша, Наташа. А есть игрушки, носящие одно и то же имя – Матрешка. Много, очень много этих кукол. Они живут в больших и маленьких городах, в поселках, деревнях. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. Матрешку знают во всем мире. Это русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается, потом следующую – побольше, затем – еще больше, в последнюю очередь – самую большую. Потом игрушки расписываются яркими красками, «одевают» их в пестрые сарафаны и платки, прорисовывают лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила матрешка! Воспитатель: Я предлагаю сегодня вылепить матрёшек. А чтобы вы лучше справились с работой, матрёшка привела с собой своих младших сестер (выдаю каждому ребенку по матрешке). Садитесь удобнее, а я вам покажу, как нужно лепить матрешку из куска пластилина, потому что у этой матрешки голова плавно переходит в туловище. Скажите, у цилиндра я оттягиваю одну сторону – это будет голова матрешки. Теперь я разглаживаю пластилин пальцем по линии шеи и плеч. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрешка была устойчивой. Скажите, что еще мне осталось сделать? (Украсить, нарисовать ручки). Для этого я использую стеку и прорисовываю сарафан, руки, лицо (можно использовать заготовки лица, выполненные на бумаге). Теперь матрешке повяжу платочек. Вот какая красивая матрешка! Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнем. Дети выполняют танцевальные движения под слова песенки. Мы веселые матрешки, ладушки-ладушки, На ногах у нас сапожки, ладушки-ладушки, В сарафанах наших пестрых, ладушки-ладушки, Мы похожи, словно сестры, ладушки-ладушки. Приступают к работе, воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным использованием стеки. Воспитатель: Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. А для этого поставим их в круг: первой в хороводе будет стоять самая красивая матрешка, за ней – самая веселая, потом – самая румяная и т.д. Дети рассматривают матрешек и делятся впечатлениями о них и о своей работе. Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (Аппликация) детей средней группы Тема «Русская матрёшка». Цель: Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал. Закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем. Задачи: Продолжить знакомить детей с матрёшкой. Закрепить представление о цветовой гамме. Продолжать учить детей безопасному обращению клеем. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и за свой народ. Воспитывать аккуратность в работе Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними. Словарная работа: нарядная, веселая, грустная, круг, овал. Материал: Матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, клеёночки – подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек. Ход занятия. (Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки). Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Воспитатель: Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей) Воспитатель: Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек. А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей) Воспитатель: Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами (дети подходят к доске и садятся на стульчики). Воспитатель: Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России! Физкультминутка. Танцевальные движения под музыку. Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю на мольберте матрешку из аппликации). Как вы думаете, почему она грустная? (она одна) Воспитатель: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки. Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой). Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке). Воспитатель: Давайте устроим хоровод матрёшек (дети под музыку танцуют русскую плясовую с матрёшками). Мы матрёшки, Мы сестрички. Мы толстушки – невелички. Как пойдем плясать и петь, Вам за нами не успеть. Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой. Конспект ООД по конструированию«Домики для матрешек» Цель: развитие умения строить домик по образцу. Задачи: продолжать закреплять знания детей по сооружению построек с перекрытиями, делать постройки устойчивыми, прочными; различать и называть названия деталей: призма, цилиндр, конус, брусок, пластина, отбирать нужные для постройки детали; формировать умение детей преобразовывать постройки с учетом проблемной ситуации; развивать у детей творчество, воображение, развивать умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине и цвету, воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь друзьям. Материал: Грузовик, игрушка медведь, мешочек со строителем, матрешки, строительные наборы, мультфильм «Чебурашка» Ход: Дети спокойно играют в группе. Вдруг раздается стук в дверь. Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? (дети собираются около двери, воспитатель ввозит грузовик, на котором сидит медвежонок, матрешки и лежит мешочек). Воспитатель: Ребята, давайте сядем на стульчики и пообщаемся с нашим гостем (дети садятся на стульчики) (воспитатель ведет диалог от имени медведя.) Медведь: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (да) А как вас зовут? (дети хором называют свои имена.) Вот мы с вами и познакомились.
  • Ребята, а вы знаете, где находится мой дом? - В лесу.
  • А как он называется? - Берлога.
  • Я ведь к вам приехал за помощью. Помогите мне. Нахожусь я в своей берлоге, и тут ко мне гости пришли – матрешки, и попросились пожить у меня. А я их пустить не могу.
  • Воспитатель: Ребята, а почему медведь не может пустить матрешек к себе в берлогу? (ответы детей: зимой медведь должен спать, матрешки не живут в берлоге) Воспитатель: А где могут жить матрешки? (на полке, в коробке, в ящичке…) Медведь: Но я-то живу в домике, может, и вы им построите дома, я даже и строитель привез. Воспитатель: Конечно, построим. Ребята, давайте проверим, какой строитель привез медведь? (дети по очереди вынимают строительный материал из мешочка и называют его (куб, кирпич, конус, призма, цилиндр, пластина, брусок) Медведь: Вот молодцы, все правильно назвали, оставляю вам матрешек и строитель, а сам поеду обратно в лес, в берлогу, спать до весны. (воспитатель вывозит машину за дверь.) Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Чебурашка», (просмотр отрывка из мультфильма) Воспитатель: Ребята, видели, как дружно строили Крокодил и Чебурашка домик для друзей, и мы с вами сейчас построим, но сначала вспомним, с чего мы начинаем строить дом? (с фундамента, потом стены, крыша) Воспитатель: А сейчас давайте построим воображаемый дом Физкультминутка: Воспитатель проговаривает слова и показывает действия. Дети воспроизводят действия вместе с ним.
  • Берем кирпич, укладываем вниз, берем второй, укладываем рядом, берем еще один – пол готов.
  • Теперь строим стены (показ), - Потолок (показ), - Крышу (показ).
  • Вот наши воображаемые домики и готовы. А теперь построим настоящие.
  • (дети садятся за столы, где лежит строитель, и строят дома.) (Воспитатель помогает в случае затруднений, задает вопросы: из чего ты строишь стены, чем ты украсишь крышу, какие кирпичики ты выберешь по цвету, прочно ли стоят твои стены и т.д.) Воспитатель: Вот какие домики у нас получились. (раздает детям по одной матрешке и дает детям 2 минуты для игры) Воспитатель: Ой, ребята, слышите, а матрешки, которые живут у нас в группе, тоже хотят жить в таких домиках, да еще вместе со своими подружками. Но ведь им тесно будет в одной комнате, что же делать? (Решение проблемной ситуации: построить второй этаж) Воспитатель: Правильно. (дети самостоятельно добирают необходимые детали и строят второй этаж.) Воспитатель: Домики готовы, можно и матрешек заселять.
  • А если матрешки захотят сходить друг к другу в гости, что нужно построить (дорожку между домами)
  • (дети продолжают строить дорожки, украшают домики, продолжают игру) «Знакомьтесь, русская матрешка» (Беседа с детьми) Воспитатель: Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку. Есть ещё для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка – Красавица девица, У неё сестрицы. Каждая сестрица – Для маленькой темница.
  • Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте: Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка.
  • А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.
  • Кто матрешку создал, мы не знаем, Но известно нам, что сотню лет, Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет.
  • Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям. Абрамцево, Абрамцево – Старинное местечко.
  • Там есть и лес, и рощица Поле, мостик, речка… Там мастера решили Матрёшку сотворить, Чтоб только людям радость Она могла дарить!
  • Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.
  • Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки! Ложки деревянные, Матрёшечки румяные! -Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка? Много кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут. Всех матрешками зовут. -Все ли матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полховского Майдана. Словно репка она крутобока И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок - глаз.
  • Эта гостья из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:
  • Разломила пополам: Интересно, что же там? Там ещё одна матрёшка, Улыбается, смеётся. Хоть и жаль её ломать Буду дальше разбирать.
  • Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Сергиевопосадские (загорские) матрешки. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами состоящий из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для выполнения горошин – «кругляшей» можно использовать инструмент «тычок». «Кругляши» получаются ровные и выразительные. У загорской матрешки внизу есть ободок-подставка. А эта красавица приехала к нам из города Полховской Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у ее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? Правильно вы назвали некоторые отличия. У ее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками Полхов-майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Лицо разрисовано только черной краской, туловище – огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наноситься тушью, а потом заливается цветом. Одежда яркая, ярмарочная: малиновокрасная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград». Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно их очень любят малыши и взрослые.
  • Все они матрешеньки, Все они милашеньки. С аленькими щечками Под пестрыми платочками. Нарядные, пригожие, На нас чуть-чуть похожие. А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать? Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески. Деревянный чурбачок Завертелся, как волчок Из-под рук струятся стружки Получаются игрушки. В следующем цехе женщины- грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап – лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы – вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник. Мы матрёшки, мы кругляшки Все мы ласковые, одинаковые Как пойдём плясать Только пыль столбом! Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России. Матрёшки русские по свету славятся На них взгляните вы, Чем не красавицы? Дополнительные вопросы к детям во время беседы. С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня? Из каких городов у нас в гостях матрешки? Чем они похожи? Чем отличаются? Какие костюмы носили матрешки? Какие матрешки в России самые известные? Назови элементы украшения у каждой матрешки? Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку? Чем она тебе нравится? Как изготовляют матрешку? Как можно назвать матрешек «Почему Матрешку называют символом России?» (Беседа с детьми) Ход беседы: В. –Вспомните, ребята, как называется страна, в которой мы живем. Правильно, Россия. Это наша Родина. Как называют людей, живущих в нашей стране? Д: Россияне. В: А девочек? А мальчиков? Д: Россиянка, россиянин. В: Ребята, посмотрите, что стоит на столе? Д: Флаг В: Флаг какой страны? Д: России. В: Российский флаг - символ нашей страны. В -.Какого цвета государственный флаг России Что обозначают цвета флага? Где можно увидеть российский флаг? (Демонстрация детям картинок, на которых изображен государственный флаг России: на здании правительства, на военном корабле, самолете и др.) В: Сколько обязательных государственных символов есть у каждой страны? Перечислите их? Д: Флаг, герб, гимн. В: Все это государственные символы России - нашей Родины. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Поэтому у нас есть ещё и родные, негосударственные символы нашей Родины, страны России. Это особенные предметы, которые есть только в нашей стране. Посмотрите и назовите их? «Народные символы России». Картинки: лапти, самовар, берёзка, ромашка, валенки, матрёшка. Сюрпризный момент – сундучок. (В нём находится матрёшка). В. – Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее. Я на ярмарке бывала, И игрушки выбирала Сундучок вам принесла В нем игрушки не простые, А волшебно-расписные. Много кукол деревянных, Круглолицых и румяных. В разноцветных сарафанах. На столе они живут, Как, скажите, их зовут? В.- Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она. (Продемонстрировать детям матрешку). Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел деревянную пустотелую куклу, привезенную из Японии, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной. А как назвать её ласково? А вас? (Словарная работа). Детская игрушка эта Обошла уже полсвета! Так, немного и немало Символом России стала. Из чего сделана матрёшка? Делают матрешек из традиционного материала – дерева. Таким деревом была и остается липа. Наиболее известны три вида матрёшек: Загорская матрёшка, Семёновская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте с вами внимательно рассмотрим всех матрёшек. Загорская матрешка. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Выполняются эти узоры приемом "тычка" Семеновская матрешка. Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, жёлтый, красный, розовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов. В: Краски какого цвета использовали художники украшая наряд этой матрёшки? Д: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый, красный. Полхов – Майданская матрешка. Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «шиповник». Хоть они и разные, но все матрёшки красивы и неповторимы. Игра – эксперимент для детей средней группы на тему: «Тонет – не тонет» Цель: На примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми, тонуть и оставаться на поверхности. Оборудование и материалы: Кастрюля железная, пластмассовая колба, пластмассовый кубик, деревянный брусок, тюбик от киндера. В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку: «Тонет – не тонет» Тонет сразу Тонет после намокания Не тонет. Сценарии открытого занятия-викторины в средней группы.Тема: «Русская народная игрушка».Входят дети в музыкальный зал под русскую народную музыку (к экрану полукругом. Здороваются с гостями.Воспитатель: Дети, сегодня у нас особенный день. Мы пришли в этот зал неспроста. Посмотрите, как тут особенно красиво. Что это за работы вокруг и чьи они?Дети: Мои.., наши..Воспитатель: Да, конечно, это вы так постарались! И рисовали, и лепили, и делали аппликации. А вместе с родителями делали различных кукол и игрушки, и поделки. А как эти работы можно назвать в общем?Дети: Русская народная игрушка.Воспитатель: Да, все верно. Наш праздник посвящен русской народной игрушке. Мне что-то показалось или нет? Кто-то к нам идет…(звучит музыка. Выходит Старшая Матрешка).С.М.: ПОКОРИЛ ВЕСЬ БОЖИЙ МИР САМЫЙ РУССКИЙ СУВЕНИР И В ПОЛМЕТРА, И С ЛАДОШКУ КУКЛА ЯРКАЯ – (дети все) МАТРЕШКА!Как мне приятно, что вы меня узнали. Конечно, я матрешка. Я пришла не просто так. Я слышала, что вы много знаете о русской народной игрушке. Вот я и хочу убедиться. Ой, а я не одна пришла, с дружкой. Сейчас я вас познакомлю. Но, сначала отгадайте загадку:Вот упрямый человек!Не заставишь лечь вовек!Он совсем не хочет спать,Положу – встает опять, И стоит, качается.Как он называется?Дети: Ванька-встанька, Неваляшка.С.М. Конечно это Неваляшка! Знакомьтесь. Он во всем нам будет помогать!А сейчас вы услышите и увидите удивительную легенду…Рассаживайтесь по удобнее на ковре, но не ближе 3 метров от экрана. (Дети садятся на ковер перед экраном вместе с Неваляшкой.)ИКТ картинки к рассказу Старшей Матрешки.Послушайте легенду о выборе синего цвета:Жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине- белые чудеса.Гжельский узор – растительный. В авторских работах видим картины нашей Родины, сказочные сюжеты.С.М.: А теперь, хочу узнать, как вы внимательно слушали. Кто знает, руку поднимает…Вопросы по прослушанной легенде:-Как звали девочек-подружек? (Дымка, Хохлома, Гжелька).-Дымка какие нашла себе узоры? (разноцветные точки, мазки, круги, полоски).-А подружка-Хохлома какие? (травку солнечной окраски, цветы огоньки красной краской).-Гжелька что же для себя подобрала? (синие, голубые узоры на белом).С.М.: Понравилась вам история?Дети: Да… С.М.: Ну, раз так, предлагаю немножко размяться. И гостей прошу встать и с нами потанцевать…(под музыку дети, Старшая Матрешка, воспитатель и гости выполняют движения).Физ. минутка «Матрешки».С.М.: Хотелось бы узнать, что еще вы знаете о русских народных игрушках?Воспитатель: А ты присядь, Матрешка и отдохни, а мы викторину проведем. А Неваляшка мне поможет. Дети садитесь на стульчики по две стороны, друг напротив друга. Вот так мы и поделились на 2 команды. Одна команда «Дымка», а другая «Гжелька». Я буду командам задавать вопрос, руку тянем, если знаете ответ. За правильный ответ команде будет вручаться фишка, а помогать мне будет Неваляшка. Он фишки будет разносить в специальные корзины.Викторина:ИКТ. (Слайды на экране)2сл.: -Чем была наполнена одна из самых первых русских кукол? (древесной золой). - Как называется такая кукла? (Зольная кукла).3сл.: - Как вы думаете, а эти игрушки из чего сделаны? (из соломы) - Как они называются? (соломенные игрушки).4сл.: -Почему игрушки делали из соломы? (Солома была доступна для всех). - Какие игрушки делали из соломы? (животных и людей).5сл.: -Из чего сделаны эти игрушки- куклы? (из ниток) Какую роль несла кукла в давние времена (она была оберегом).6 сл.: - Какую роспись вы видите на слайде? (хохломская роспись).7 сл.: - Какие предметы расписывали такой росписью? (деревянные ложки, подносы, посуду, столы и т.д.). -Какую роспись сейчас вы видите на слайде? (гжель).8 сл.: -Какие предметы расписывали гжелью? (фарфоровую посуду, вазы, статуэтки). -А это что за роспись? (дымковская роспись).9 сл.: -Что расписывали такой росписью? (изделия из глины, статуэтки людей и животных). - Из чего сделаны эти игрушки? (из дерева).11 сл.: Как они называются? (деревянные игрушки). - Как называются такие игрушки? (свистулька).12 сл.: береста13 сл.: тряпичные20сл.: Воспитатель: Вот и закончилось первое состязание. Какие у нас результаты? Помоги нам Матрешка и Неваляшка проверить результаты….(сравниваются и пересчитываются жетоны)С. М. : Пора отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Ручеек». (Физ. развитие).«Ручей, ручеек поиграй со мной дружок».Воспитатель: Сейчас продолжим нашу викторину. Садимся на стульчики. Смотрим на экран внимательно и играем в игру «4 лишний». Кто знает- руку поднимает.ИКТ «Четвертый лишний».С. М. : А теперь, посмотрим, как вы знаете русские народные сказки. Каждой команде по одному отрывку из сказки.-«Пожалели бабушка с Аленушкой лису, освободили ее лапу и отпустили домой».Дети: «Соломенный бычок-смоляной бочок».Воспитатель: - Изчего был сделан бычок? -Кто его сделал? -А для чего сделали бычка?С. М. : -Другая русская народная сказка. Слушаем отрывок.«Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась».Кто знает, тот руку поднимает… Правильно, это русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».-Куда они так дружно направились? (за дровами).-Какое препятствие встретили на своем пути?-Чем закончилась сказка?С.М.: Раньше, давным-давно, маленькие девочки не имея кукол, могли запросто запеленать лапоть, вместо куклы, и баюкать его.Подведение итогов викторины.Пальчиковая гимнастика: «Танины игрушки».Воспитатель: А теперь мы с вами будем отгадывать загадки, и за правильный ответ будете получать матрешки. Но не хором отвечать, а руку тянем, кто знает правильный ответ.Пусть вам лучшею подружкойСтанет русская игрушка.И недаром все музеиДорожат, гордятся ею.Ростом разные подружки, но похожи друг на дружкуВсе они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка. (Матрешка)Платья носит, есть не просит,Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)Алый шелковый платочекЯркий сарафан в цветочек,Упирается рука в деревянные бока.А внутри секреты есть:Может 3, а может 6. (Матрешка).И рисую, и леплю – Очень это я люблю. А своей сестре ВалюшкеСам я делаю … (Игрушки)Расскажу ей сказку -Она закроет глазки,Поиграем - будем спать,Уложу ее в кровать.Что за милая игрушка:Утром - дочка, днем - подружка?(Кукла)С.М. :Молодцы! Хорошо умеете отгадывать загадки. А нам пора и поразмяться. И сейчас мы поиграем в подвижную игру: «Матрешкина семья». (Звучит музыка, дети танцуют. Когда музыка заканчивается, Старшая Матрешка объявляет из скольких человек состоит семья матрешки: из 3, из 4, из 5).С помощью жетонов проходит разбивка на 3 группы. Дети садятся за столы.1стол: собирает пазлы по теме «роспись хохлома, гжель, дымка.2стол: Аппликация, пластилинография.3стол: «Волшебный мешочек».С.М.: Давайте посмотрим, что получилось за первым столом….ИКТ: «Угадай игрушку» (каждому столу).Воспитатель: Давайте для нашей матрешки и гостей споем и поиграем на ложках песенку «Веселые матрешки».Подводится итог занятия с детьми.Дети находят личико своего настроения и кладут в кармашки.