Публикации Организация эксплуатационной работы по формированию и пропуску соединенных грузовых поездов на полигоне железной дороги

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация эксплуатационной работы по формированию и пропуску соединенных грузовых поездов на полигоне железной дороги
Автор: Бедоева Наталья Николаевна

УДК 658.011.46:656.2Организация эксплуатационной работы по формированию и пропуску соединенных грузовых поездов на полигоне железной дорогиН.Н.Бедоева - преподаватель специальных дисциплин Владикавказский техникум железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»В статье рассмотрена организация и формирование соединенных грузовых поездов, позволяющая повысить качество использования подвижного состава, пропускных способностей и усилить технологическую дисциплину.Ключевые слова: объединение и пропуск соединенных поездов, уплотнение пакетов поездов, реструктуризация, рациональное использование инфраструктуры, межпоездной интервал.Актуальность темы исследования. Важнейшие задачи национального перевозчика – ОАО «Российские железные дороги» – это поддержание высокого качества транспортной услуги и повышение эффективности перевозочного процесса. Требованием грузовладельца к компании-перевозчику является точность доставки, что обеспечивает реализацию глобальных логистических цепочек. Движение поездов по графику выполнить сложно вследствие наличия случайных влияний, приводящих к возникновению нарушений скоростного режима и неграфиковых остановок. Отклонения сопровождаются экономическими потерями – штрафами за просрочку доставки грузов и ростом эксплуатационных расходов, в первую очередь, затрат на топливо (энергию). Указанные трудности устраняются путем оптимизации управления ходом перевозочного процесса, построения отказоустойчивого графика движения. Вопросы совершенствования управления движением пассажирских поездов исследователями успешно решаются с использованием методов и средств интеллектуальной поддержки работы диспетчерского персонала. В то же время, существуют значительные пробелы в области управления потоком грузовых поездов. Это делает решение вопросов построения эффективного графика движения, нацеленного на достижение высокого уровня надежности и экономичности, весьма актуальным. Своевременность рассмотрения задач совершенствования управления грузовым движением также определяется возросшим требованием увеличения пропускной способности основных магистральных направлений железных дорог. В перспективе до 2025 г. протяженность «узких мест» полигона сети ОАО «РЖД» (участков с заполнением пропускной способности выше допустимого уровня) составит 10 000 км, или 90 проц. общей протяженности. Ведущими исследователями транспортной отрасли изыскиваются пути совершенствования железнодорожного перевозочного процесса посредством ускорения доставки, повышения уровня маршрутизации вагонопотока, 6 специализации ниток графика по видам отправок и назначений при обеспечении перевозок устойчивыми маршрутными отправками и ускоренными грузовыми поездами, оптимизации плана формирования, повышения уровня транзитных, одногруппных поездов. Процесс также модернизируется посредством разработки научно-методических и организационно-технических решений по предотвращению затруднений в эксплуатационной работе за счет применения полигонных принципов управления, вариантных технологических режимов, комплексных технологий транспортных узлов. В частности, весьма эффективным оказывается рациональное распределение средств локомотивной тяги на полигоне. Важным элементом повышения качества перевозок является развитие системы диспетчерского руководства. В настоящей работе основное внимание сфокусировано на разработке устойчивого графика движения поездов – создание в нем определенных резервов, позволяющих ликвидировать сбои в условиях повышения интенсивности поездопотока. Следует отметить, что вопрос соблюдения расписания в грузовом сегменте перевозок особенно актуален в настоящее время, когда растет объем контейнерных перевозок. Задача соблюдения графика усложняется при попытках интенсифицировать движение поездов путем внедрения технологий сдвоенного пропуска. Это требует углубленного исследования вопросов рационального построения и выполнения графика движения. Железнодорожный транспорт является одной из важнейших инфраструктур, эффективное функционирование которой есть залог успешной работы большинства отраслей экономики Российской Федерации, ее конкурентоспособности в мировой экономике, сохранения обороноспособности и целостности государства. В современных условиях на первый план выходит рациональное использование инфраструктуры, увеличение темпов ее обновления и развития. Работа с полностью приватным парком грузовых вагонов определяет новые подходы к развитию и размещению сортировочных станций. Это связано с дополнительной потребностью в формировании технических маршрутов и выделенных направлений из порожних вагонов разных собственников. Для организации эффективной эксплуатационной работы железных дорог в условиях полностью приватного вагонного парка необходимо динамично повышать уровень технической и отправительской маршрутизации, снижать количество переработок вагона на станциях за его полный оборот в целях рационального использования сортировочных мощностей сети и сокращения сроков доставки, строго соблюдать принципы планирования погрузки за 10 суток во внутреннем сообщении и за 15 суток – в экспортном. В настоящее время в условиях реструктуризации системы управления ОАО «РЖД» и создания Дирекции управления движением особое внимание уделяется вопросам технологии. Пропуск соединенных (сдвоенных и строенных) поездов эффективен не только при перерывах в движении из-за предоставления «окон», но и в повседневной поездной работе, особенно при возникновении затруднений в продвижении вагонопотоков.Порядок соединения и разъединения, приема и отправления соединенных поездов с раздельных пунктов, а также управления локомотивами регламентируется Инструкцией по организации обращения соединенных поездов с постановкой локомотивов в голове и в середине состава и местными инструкциями, разрабатываемыми на железных дорогах.Объединение и пропуск соединенных поездов разрешаются на однопутных и двухпутных перегонах при наличии исправно действующей поездной радиосвязи между ДНЦ, ДСП и машинистом головного локомотива, а также между ним и другими машинистами соединенного поезда;
  • места соединения и разъединения поездов устанавливают комиссионно (на спусках не свыше 0,004 и подъемах до 0,006);
  • пропуск соединенных поездов должен осуществляться, как правило, по главным путям промежуточных станций;
  • устройства электроснабжения должны быть проверены для этих условий;
  • при соединении груженого и порожнего поездов первым располагается груженый.
  • Соединяют и разъединяют поезда по регистрируемому приказу дежурного поездного-диспетчера, который перед выдачей приказа обязан убедиться, обеспечено ли выполнение требований инструкций. Соединять и разъединять поезда можно на станциях и на перегонах в местах, указанных в приказе диспетчера. Формы регистрируемых приказов, передаваемых диспетчером и дежурными по станциям приема-отправления соединенных поездов, также установлены упомянутой Инструкцией.Уплотнение пакетов поездов сокращением до минимума межпоездных интервалов и увеличением числа поездов в пакете. Применение этого приема позволяет не только максимально использовать пропускную способность участка в безобгонных зонах, но и поднять участковую скорость движения грузовых поездов за счет сокращения числа поездов, пропускаемых с задержками для обгонов пассажирскими и другими поездами, следующими с повышенной скоростью.Поддерживая постоянную связь с диспетчерами соседних участков и с техническими станциями, ДНЦ, заблаговременно выявив такую ситуацию, связывается с машинистами поездов, поступающих на участок в разрозненном пакете, и уточняет у каждого из них имеющиеся возможности повышения скорости движения за счет форсирования тяги с целью приближения на расчетный межпоездной интервал к идущему впереди поезду; принимает решение, между какими следующими в пакете поездами (первым и вторым, вторым и третьим и т. д.) будет отправлен с технической станции на участок дополнительный поезд за счет сокращения межпоездных интервалов; установленным порядком доводит принятое решение до работников станции и локомотивных бригад и ставит перед ними соответствующие задачи. Применение данного регулировочного приема для ускорения продвижения через узел того или иного транзитного поезда возможно, во-первых, если локомотивная бригада этого поезда знает условия движения по соединительным линиям узла и имеет право вождения по ним поездов; во- вторых, если оставшегося времени непрерывной работы бригады достаточно для того, чтобы доставить поезд через узел на выходную станцию и возвратиться (тоже с поездом или резервом) на свою станцию оборота (приписки).Использованные источники:
  • В. И. Апатцев, В. А. Шаров // Наука и техника транспорта. – 2011. – № 3. – С. 69-72.
  • Апатцев, В. И. Устойчивое управление движением поездов / В. И. Апатцев, В. Ю. Горелик, И. А. Журавлев // Наука и техника транспорта. – 2018. – № 3. – С. 20-23.
  • Бушуев, С. В. Повышение пропускной способности участка железной дороги с применением технологии виртуальной сцепки / С. В. Бушуев, К. В. Гундырев, Н. С. Голочалов // Автоматика на транспорте. – 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 1-20.
  • Бушуев, С. В. Расстояние сближения поездов при организации движения по технологии виртуальной сцепки / С. В. Бушуев, А. Н. Попов // Наука и образование транспорту. – 2020. – № 1. – С. 273-275
  • Бадажков, М. А. Энергоэффективная технология отправления поездов / М. А. Бадажков // Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика: Материалы XLI Международной научно-практической конференции, Алматы, Казахстан, 03–04 апреля 2017 года / Под редакцией Б.М. Ибраева. – Алматы, Казахстан: Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, 2017. – С. 160-164
  • Попова Е.А. // . 2019 - С. 47-52.
  • Сотников, Е. А. Изменения пропускной и провозной способностей высокозагруженных направлений при организации движения соединенных поездов на постоянной основе / Е. А. Сотников, П. С. Холодняк // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. – 2019. – Т. 78. – № 5. – С. 259-265.