Публикации
Игр - драматизации как средство приобщения дошкольников к литературе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игр - драматизации как средство приобщения дошкольников к литературе.
Автор: Тарасевич Дарья Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игр - драматизации как средство приобщения дошкольников к литературе.
Автор: Тарасевич Дарья Геннадьевна
Игры-драматизации как средство приобщения дошкольников клитературе.Игры-драматизации — это особые игры, в которых ребенок разыгрываетзнакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такойигре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцомпроисходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строитих отношения.Для того, чтобы дать характеристику играм-драматизациям, необходимораскрыть это понятие. В словаре С.И Ожегова драматизации, трактуются какумение переделать какое - либо произведение, придавая ему форму драмы родалитературных произведений, написанных в диалогической формы ипредназначенной для исполнения актерами на сцене.А.М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическуюдеятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетическойдеятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.Игра – драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающаяих потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться ипочувствовать себя кем-то другим.Р.И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации:• непосредственное выполнение ролей детьми;• показ детьми настольного театра с использованием игрушек иперсонажей;• конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданиемдекораций.Е. Смирнова обращает внимание на то, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, которые отличаются от обычнойтворческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги.План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игратруднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошопонять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст -произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубжепочувствовать ее художественную ценность, способствуют развитиювыразительности речи и движений.Современные комплексные вариативные программы предполагаюторганично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка отрождения до 7 лет средством игр-драматизаций.Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенкуна разных этапах его развития.Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образыгероев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясноймотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другоеи дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимыедетьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.В играх-драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодарякоторым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейноесодержание произведения, логику и последовательность событий, их развитиеи причинную обусловленность.Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждениеи развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текстапроизведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ,но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужноиспользовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признакитого или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п.Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбираетпроизведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детямнетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасныйязык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия —всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказываниисказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру,выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственновыражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.В игре-драматизации не надо показывать ребёнку те или иныевыразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоениихарактерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самогопедагога, его умение пользоваться средствами художественнойвыразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм,разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делаютих близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяяигру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинаютдействовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могутучаствовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы вседети поочерёдно были её участниками.Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитательиспользует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям,уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детейк игре.Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителяроли. Прежде чем проводить игры- драматизации, дети должны понятьсодержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевойматериал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку,но и эмоционально им воспринято.Рекомендации при организации театрализованной деятельности:- создать условия в группах для проведения театрализованных игр иигровых упражнений;- пополнять и обновлять атрибуты;- вызывать эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь;- ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры-инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал;- ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованиемразных видов театра;- формировать посредством театрализованной деятельности опытнравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.Можно сказать, что театрализованная деятельность является источникомразвития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его кдуховным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятияразвивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствоватьперсонажам, сопереживать разыгрываемые события.Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средстворазвития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональноесостояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на егоместо в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играетвоспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должнывыполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающуюфункции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.Содержание театрализованных занятий включает в себя:- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;- упражнения по формированию выразительности исполнения(вербальной и невербальной);- упражнения по социально-эмоциональному развитию детейдошкольного возраста.Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство стекстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами,мимикой, движением, костюмами.Таким образом, художественная литература – это особый вид познаниядействительности. И педагоги обязаны уже сейчас задуматься о проблемелитературного развития детей, чтобы в будущем, столкнувшись с этойпроблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привитьребёнку любовь к книге.Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей(игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детейдошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определеннымпотенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. Воснову театрально-игровых технологий положена идея взаимодействиявзрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственноетворческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности являетсяспособность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими еголюдьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могутбыть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.Всестороннее развитие старших дошкольников средствами игр -драматизаций будет эффективно при условии:- систематического использования театрализованных игр вобразовательном процессе;- учета возрастных и психологических особенностей детей старшегодошкольного возраста;- создания комфортных психолого-педагогических условий, длястановления гармонично-развитой подрастающей личности.Итак, театрализованная деятельность обладает потенциальнымивозможностями для овладения детьми дошкольного возраста даннымисредствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этотпроцесс протекает эффективно, но при условии определенной технологииорганизации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителемсоциально-коммуникативной культуры.Список литературы