Публикации
"Экологическая безопасность"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экологическая безопасность"
Автор: Выросткова Ирина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экологическая безопасность"
Автор: Выросткова Ирина Владимировна
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬЦель: -расширить знания об окружающей среде, о влияние человека на природу, - формировать правильное отношение к природе и экологическую культуру.Задачи:Обучающая: -показать влияние человека на окружающую среду; - формировать систему знаний об экологических проблемах современности.Развивающая: - развитие потребностей к изучению экологических проблем, необходимости защиты природы; - развитие внимания, умственной активности, воображения; - развивать умения групповой работы.Воспитательная: - формировать бережное отношение к окружающей среде; - воспитывать потребность и мотивацию к охране окружающей среды I. Организационный момент, сообщение темы и цели занятия– Сядьте удобно.- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.- Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе : «Мне легко и спокойно»»– Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)– Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо охранять.– Как вы понимаете, слово «охрана»? (Охранять какой- то объект и т.д.)– Тема занятия «Экологическая безопасность»\- Я хочу, чтобы вы закрыли глазки и послушали стихотворение Якова Акима. Представьте, о чем в нем говорится.Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо.Береги свою планету –Ведь другой, похожей, нет.- К чему призывает стихотворение? (ответы детей). Сегодня наше занятие посвятим защите природы. - А почему природу нужно защищать? (ответы детей)-Какая наука занимается спасением планеты и всего живого на ней? Ребята, а вам известно слово «экология»?«Экос» по-гречески значит «дом», «логос» – «ученье, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду.Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…В июне 1980 г. в нашей стране был принят закон об охране природы – животных и воздуха.- Кто виноват в природных бедах? (ответы детей)- Особое внимание сегодня мы уделим защите лесов, водных объектов, животных, воздуха.2. Групповая викторина: «Спасатели планеты»!- Ребята, сегодня мы будем: «Спасателями планеты». В этом нам помогут другие защитники.- Лесной патруль, Водная полиция, Воздушный десант и Зоозащитники помогают защищать природу.- Зачем нужен Лесной патруль? (ответы детей)- Какие объекты защищает Водная полиция? (ответы детей)- Воздушный десант следит за порядком в какой среде? Почему он необходим? (ответы детей)- Что защищают зоозащитники? (ответы детей)- Защитники природы прислали сегодня для вас задания, которые необходимо выполнить, чтобы стать настоящим защитником природы.Работа в группахРабота в группах по 4 человека. Каждая группа получает конверт с заданиями.- Каждая команда получила конверты. Они у вас на столах. Победитель в каждом задании получает - 4 очка, за второе место – 3 очка, за третье – 2 балла, за 4 – 1 балл. Если есть ошибки, то минус 1 балл. Викторина начинается! 1-й этап: Задания от Зоозащитников- Каждая команда открывает конверт от Зоозащитников.Задание 1. Лесные следопыты.- Соедините следы зверей с их владельцами.(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех. Минус 1балл за ошибку.)Задание 2: Пазл с исчезнувшими животными.- В трех конвертах – изображения, разрезанные на части. Собери их.(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех.)- Это задание вы получили не случайно. 4 октября в мире празднуют Всемирный день защиты животных.- В своем задании вы собрали изображения трех животных, которые исчезли по вине человека. Это моа, квагга, байцзы.(Три заранее подготовленных ученика дают справку по этим животным).Моа – гигантские бескрылые птицы, вымершие по вине человека в XVI веке. Обитали в Новой Зеландии. Некоторые виды имели гигантские размеры – до 3,6 метра в высоту. Моа были травоядными. Питались плодами, листьями и побегами. Вымерли в начале XVI века. В исчезновении этих удивительных созданий виноваты майори – коренное население Новой Зеландии.Квагга – истребленный вид зебр. Животное квагга является непарнокопытным. Квагги населяли обширные пространства степей Южной Африки. Зебра квагга имеет необычный для своего вида окрас. Голова и шея у нее полосатые, как у зебры, а однотонный гнедой круп делает ее похожей на лошадь. Но вместе с приручением этой зебры началось и ее истребление. Сначала квагг начали добывать из-за прочной шкуры, потом животных стали вытеснять территориально, занимая дикие угодья зебр под фермы и пастбища. Но решающим фактором в истреблении послужила война между европейцами и коренным населением Африки. Последняя дикая квагга была убита в 1878 году. Последняя квагга в мире умерла в зоопарке Амстердама в 1883 году.Байцзи, также известные как белые дельфины или дельфины реки Янцзы, весят от 180 до 230 кг и достигают длины 2,5 м. У них длинная морда и маленькие глаза, белые бока и бледно-голубая сероватая спина. Они питаются в основном рыбой, которую они находят с помощью эхолокации, так как почти слепы. У речных дельфинов нет хищников, кроме людей. В декабре 2006 года дельфин реки Янцзы стал первым китообразным, который был объявлен «функционально» вымершим – это означает, что вид не может обновиться, даже если особь или две всё ещё существуют.2 этап: Задания от Водной полиции- Пришло время для второго конверта. Это задания от Водной полиции. Открываем голубой конверт.Задание 1: Водное недоразумение.- Нужно поставить буквы правильно, записать и получить название водных объектов, которые нуждаются в защите.(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех.)Задание 2: Мусорная река.- Втором задание от Водного патруля. Необходимо в мусорном пакете потрогать предмет (не видя его) и правильно его назвать. Участвуют по 2 человека от каждой команды.(Подведение итогов. За каждый правильный ответ, игрок приносит своей команде 1 балл.)3 этап: Задания от Лесного патруля- Нас ожидает третий зеленый конверт. И это задания от Лесного патруля.Задание 1: Листопад.- Сейчас осень. Одно из осенних явлений – это листопад. Угадайте, с какого дерева упал лист. Соедините названия деревьев с изображением нужного листа.(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех. Минус 1балл за ошибку.)Задание 2: Спасите лес. Возьмите конверт зелёного цвета. Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно слушайте, следите и после прочтения назовёте эти ошибки.За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.– Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.(Дети отвечают.)- А теперь немного отдохнём.III. ФизминуткаЗдравствуй, лес – необычный лес,Полный сказок и чудес!Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь?Какая птица?Всё открой, не утаи.Ты же видишь –Мы свои.4 этап: Задания от Воздушного десанта- Заключительный конверт с заданиями от Воздушного десанта.Задание 1: Избавь воздух от загрязняющих веществ.- В первом задании от Воздушного патруля нам нужно избавить воздух от загрязняющих веществ. От каждой команды приглашаются по 2 человека. У каждого участника есть 3 удара. Нужно попасть только в черные (грязные) частицы в воздухе.(Изображение шариков воздуха прикреплено на доске. Каждый игрок бросает мячик для пинг-понга и пытается «выбить» (попасть) в черные кружки.(Подведение итогов. За каждый точный бросок, игрок приносит своей команде 1 балл.)Задание 2: Найди пару для электромобиля.- Одна из главных причин загрязнения воздуха – это выхлопные газы от автомобилей. Защитники природы призывают пересесть всех жителей на электромобили. Мы с вами поможем в этом. Соедините вместе два одинаковых электромобиля.(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех. Минус 1балл за ошибку.)5 этап: Защитником природы может быть каждый!- Каждая команда успешно справилась с заданиями от защитников природы. Все вы можете стать защитником для природы. Что каждый из вас может для этого сделать? (Ответы детей)- Все это правильно! Сейчас мы потренируемся, как это быть защитником природы. Мы соберем мусор и будем его сортировать. Что это значит? (Ответы детей).- Будем раскладывать мусор по специальным контейнерам. У каждой команды по одному контейнеру на столе (для бумаги, для металла, для пластика, для стекла). Устроим эстафету. Участвуют по 5 человек от команды. По сигналу бегут первые участники, выбирают только тот мусор (изображение), который подходит к их контейнеру, возвращаются и выбрасывают в свой контейнер на столе. Далее – следующий и т.д.(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех. Минус 1балл за ошибку.)3. Подведение итогов4. Вывод. Рефлексия У всех людей одна планетаИ ветрам нет на ней границ,Как нет границ потокам светаИ перелетам диких птиц.И нам беречь планету надоДля тех, кто будет после нас.А мы бездумно сыплем ядыИ дом свой травим, не скупясь. ( И. Ландо)- Наше мероприятие заканчивается. - Какие природные объекты мы защищали? (Ответы детей.)- Удалось ли вам почувствовать себя защитниками природы? (Ответы детей.)- Как вы думаете, сможем ли мы все вместе спасти нашу планету? (Ответы детей.)- Что можете вы сделать для этого? (Ответы детей.)- Спасибо всем за активное участие в мероприятии.