Публикации
Художественный текст как средство создания условий для реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественный текст как средство создания условий для реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка
Автор: Саргина Наталья Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественный текст как средство создания условий для реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка
Автор: Саргина Наталья Алексеевна
Художественный текст как средство создания условий для реализации дифференцированного подхода на уроках русского языка.Одним из стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования является направление дифференциации и многовариантности образования.Организуя процесс обучения педагогу нужно учитывать то, что чаще всего, когда работа строится в рамках массового обучения, слабым ученикам недостает практики, не хватает времени на осмысление материала, сильным же ученикам недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, которые бы отвечали особенностям их познавательной деятельности. Следовательно, возникает необходимость создавать условия, когда можно было бы уделять достаточное количество времени ученикам с низким темпом восприятия учебного материала, не упуская из виду сильных учеников, т.е. развивать детей в соответствии с их интеллектуальными потребностями. Так становится актуальной проблема конструирования образовательного пространства как процесса постоянного эмоционального и целостного освоения школьниками учебного материала на основе полной реализации своих потенциальных возможностей. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является организация дифференцированной и работы в классном коллективе.Под дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях учебной деятельности на уроке. А многовариантность – это наличие условий выбора в соответствии с темпом и уровнем образованности и предоставление шанса для достижения успеха каждому обучающемуся.Поэтому цель организации данной работы заключается в том, чтобы создать условия для обучения каждого на уровне его возможностей и способностей, при этом уровень обученности должен быть не ниже тех требований, которые определяет Федеральный государственный образовательный стандарт. Естественно, выполняя эти требования, учитель опирается на рекомендованный определенной программой учебно-методический комплекс. Однако дифференцировать учебный материал и обеспечить его многовариантность в рамках массового обучения порой затруднительно, т.к. учебно-методический комплекс не всегда удовлетворяет данным требованиям. Как же решить данное противоречие? Являясь преподавателем русского языка, зачастую сталкиваюсь с отсутствием интереса к данному предмету из-за его сложности в теоретическом плане и отсутствием понятного иллюстративного материала при отработке практических навыков. На помощь приходит использование художественного текста на уроках русского языка. Дифференцированную работу начинаю с распределения учащихся по группам в зависимости от характера мыслительной деятельности. Такие группы образуются после входящего контроля на основе выявления различного уровня усвоения той или иной темы, наличия или отсутствия пробелов в усвоении материала. Такое распределение позволяет предлагать учащимся задания различного уровня сложности, создать ситуацию успеха для каждого, т.е. обеспечить многовариантность. Например, изучая тему «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных» в 9 классе, в качестве обобщающего задания предлагаю самостоятельную работу с художественным текстом. Выбор текста не случаен, а обусловлен параллельным изучением на уроках литературы повести Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь». Для группы учащихся с высоким темпом работы и твердыми знаниями по данной теме предлагаю из повести выбрать сложноподчиненные предложения, определить вид придаточных и указать способ их присоединения к главному. Такой тип задания побуждает перечитывать художественный текст не механически, а производить своего рода исследование, в котором четко сформулирована лишь цель, но не обозначен алгоритм достижения заданной цели. Это позволяет учащимся самостоятельно конструировать свою деятельность, приводит к развитию таких общеучебных действий как умение работать с информацией, структурировать полученные знания, корме того развиваются и логические учебные действия, такие как умение анализировать и обобщать. Ученикам со средними знаниями предлагаю иную форму работы с тем же художественным текстом: даю некоторые подсказки. Например, указываю, что сложноподчиненное предложение состоит из 3 частей, средствами связи является союз и союзное слово. Данный тип задания содержит не только сформулированную цель, но и содержит формальные ориентиры, позволяющие ученику произвести самоконтроль.Ученикам с репродуктивным типом мыслительной деятельности и, соответственно, с низким темпом техники чтения будет затруднительно работать с целым художественным текстом, поэтому преднамеренно сужаю границы поиска до главы или страницы и предлагаю ряд алгоритм, шаги которого отражают последовательность действий ученика в работе. Например, 1) выдели грамматическую основу предложения; 2) выбери то предложение, в котором больше 2 грамматических основ; 3) найди границы простых предложений в составе сложноподчиненного; 4) определи средства связи: найди союз или союзное слово, с помощью которых присоединены придаточные предложения; 5) определи вид каждого придаточного; 6) проследи, в каком порядке придаточные предложения присоединяются к главному. Данный алгоритм используется при подготовке учащихся к выполнению вопроса № 3 тестовой части ОГЭ.Таким образом, с помощью применения на уроке русского языка художественных текстов можно дифференцировать работу с учащимися, делая ее более разнообразной и интересной для сильных учащихся; доступной для средних и слабых учеников, а в целом создающей ситуацию успеха для каждого ученика. Кроме того, использование целого художественного текста, развивает интерес к самостоятельному чтению.