Публикации Семинар-практикум для педагогов раннего и младшего возраста Тема: «Применение технологии «Мягкая среда» в образовательном процессе с детьми раннего и младшего возраста».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум для педагогов раннего и младшего возраста Тема: «Применение технологии «Мягкая среда» в образовательном процессе с детьми раннего и младшего возраста».
Автор: Хотимченко Наталья Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №132»Семинар-практикум для педагогов раннего и младшего возрастаТема: «Применение технологии «Мягкая среда» в образовательном процессе с детьми раннего и младшего возраста».Дошкольный возраст – это яркий неповторимый этап в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами деятельности, происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В соответствии с ФГОС ДО одной из важных целью является проявление детьми инициативы и самостоятельности, умение действовать команде в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. Сегодня важным является развитие у детей способности самостоятельно и творчески мыслить. Научить этому можно в ситуации требующей осмысления, именно это и определило направление нашей работы.Малыши очень любят создавать что – то своими руками и затем обыгрывать созданное. Задача воспитания детей раннего и младшего возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Опираясь на эти задачи, мы решили применить в работе с детьми методику «Мягкая педагогика» разработанную доцентом кафедры дошкольного образования института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, кандидатом психологических наук Еленой Дмитриевной Файзуллаевой. «Мягкая среда» ТАФИ – это наборы дидактических материалов, тактильных конструкторов из текстиля для психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 10 лет.Основой мягкой педагогики является «Мягкая среда».Что же это такое? Начнём получать ответ через эмпирический опыт.Упражнение «Мягкая среда»- Сделайте глубокий вдох и плавный выдох… и почувствуйте свое тело. Уже в этом простом жизненном акте есть ощущение мягкости в виде физического (физиологического) расслабления организма. Представьте кого-то любимого и милого Вам (человека, животного, растение) и осознайте свою реакцию – скорее всего, Вам станет тепло, радостнее, улыбчивее И вы стали мягче - во многих смыслах. И поскольку человек сам часть среды, в которой он проживает и которую он созидает, то первое понимание того, что такое «Мягкая среда» Вами уже получено.Если бы Вы выбирали между уютом и регламентом, что бы Вы выбрали? Если бы Вам предложили придумывать и выбирать то, что Вам нравится трогать, складывать и это не ломается, а часто превращается в интересные образы и побуждает придумывать сюжеты историй, игр, что бы Вы предприняли?Если бы к Вам обращались мягко, ласково и деликатно, Вам бы хотелось быть с этим человеком как можно дольше? Вот почему ребёнок бы выберет «Мягкую среду», потому что она отзывается на его потребности в признании, любви, впечатлений от процесса творческого созидания.Идеи «мягкой педагогики» основаны на желании взрослого быть с ребенком дружелюбным, быть ему товарищем по игре, весело коммуницировать и получать от игры удовольствие. Тогда ребенок обязательно откликнется на предложение взрослого поиграть, он будет расположен к общению и начнет доверять воспитателю, а ведь самый важный базовый навык — это доверие к миру. Развивающие игры «Мягкой педагогики» предлагаемые Е. Д. Файзуллаевой – это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля. Ею разработаны такие пособия как: «Вязанная графика»; «Шифоновая радуга»; «Палочки–игралочки»; «Меховой театр»;«Подушечки-мнушечки» и другие. Главным достоинством этих пособий является их интегративное содержание, их можно использовать как:- спокойные сенсорные сказки;- тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, активизирующие творческий и умственный потенциал ребенка;- средства для релаксации;- дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности;- для индивидуальной и групповой работы с детьми.В своих статьях Е. Файзулаева говорит о том, что можно использовать любые мягкие материалы: лоскутки, шнурки, веревочки, всё, что есть, вплоть до подушек. Именно эти предметы и будут создавать мягкую среду. Также можно использовать бумагу, пластилин, воск, глину, пасту для лепки. Все эти материалы нужны для развития сенсорики — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.     Разные аспекты «мягких игр»Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности ребенка по всем направлениям. Они благотворно влияют на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей.Сенсорный аспектПри использовании тканевых материалов ребенок приобретает сенсорный опыт. Для этого необходимо вводить в обиход большое количество разнообразных тканевых лоскутов (гладких, шершавых, натуральных, синтетических и т. п.). При игре с ними ребенок получает своеобразный опыт переживаний, развивает сенсорные навыки.Для решения образовательных задач тканевые средства могут использоваться разнообразно. Например, ребенку можно предложить завязать определенное количество узелков, сложить из лоскута ту или иную геометрическую фигуру, подобрать одинаковые по цвету лоскуты и сделать коврик заданного цвета и т. п.Терапевтический аспектЕсли ребенок тяжело адаптируется к детскому саду, ему может помочь игра с лоскутками, которая способна переключить малыша на совместную деятельность со взрослым. Игры с легкими прозрачными тканями позволят поднять настроение. Например, игра в прятки. Малыш прячется, надевая на голову небольшое шифоновое полотно, а взрослый его ищет, зовет по имени. Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». В ситуации расставания с мамой (например, в детском саду) это носит характер замещающего компонента.Коммуникативный аспектБольшие тканевые полотна хорошо использовать для развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно, дети и взрослые объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они настраиваются друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому.Много игр с элементарными правилами можно придумать с полотнами, которые используются в качестве «полянки», «моря», «огня», «ветра», «тучи» и пр. Вместе с музыкальным сопровождением взаимодействие с полотном, управляемым совместно с другими детьми и взрослыми, дает ребенку расширенный опыт эмоциональных переживаний, сотрудничества, согласования своих действий с действиями других, соблюдения общего игрового правила и т. д.Игровой аспектТканевые материалы можно использовать для создания игровой ситуации и персонажей. Ткань — хорошее средство для передачи образов. Взаимодействуя с ребенком, взрослый оживляет условно выполненный персонаж (из розового лоскута: голова, туловище-платьице, ручки — это девочка Машенька; из коричневого лоскута: голова с маленькими ушками, туловище, небольшие лапки — это медведь).Творческий аспектСюжет и персонажей можно быстро трансформировать, при этом ребенок становится соучастником творческой деятельности взрослого. В процессе создания персонажей ребенок обучается приемам складывания, скручивания, связывания лоскутов. Это может стать базой для создания картин из ткани, веревочек, клубков или различных изделий (ковриков, украшений, в том числе интерьерных).В самом понятии творчества заложена идея созидания — в противовес идее потребительства. Для игр можно использовать абсолютно разные материалы. В творчестве важно не выполнять по образцу и по картинке, а придумывать свое, необычное, нестандартное.- Ведущий: Уважаемые педагоги, давайте перечислим, а что есть в развивающей среде наших групп, что мы могли бы отнести к «мягкой педагогике»? (Ответы педагогов)Сегодня мы познакомим Вас с несколькими пособиями, сделанными своими руками на основе пособий Елены Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика», которые мы используем в работе с детьми раннего и младшего возраста. Ведущий приглашает педагогов к столу где находится «Вязанная графика»- Воспитатель: «Вязаная графика» – это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях. Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации развивающей работы с детьми. В процессе тактильного рисования вязаными изделиями, развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). В основе работы с игровым набором «Вязаная графика» используется принцип «рисование, как изобразительное письмо детей». В процессе использования «Тактильного рисования вязаными сенсорными карандашами» решаются задачи:
  • развития тонкой моторику пальцев рук;
  • развития координированности движения рук;
  • обогащается чувственный опыт;
  • развиваются мыслительные процессы и творческая активность;
  • развивается речь ребенка;
  • развивается воображение;
  • формируется у ребенка представлений о цвете, форме, величине;
  • развивается умение действовать по образцу.
  • Этот набор можно использовать как для индивидуальных занятий, в этом случае ребёнку предлагается нарисованный шаблон, который нужно разукрасить «вязаными сенсорными карандашами», так и в групповой работе обыгрывая с детьми какой-то сюжет (сказку, потешку или стишок) и изображая на большом холсте элементы сюжета (дождик, травку, солнышко и т.д.)Задание № 1 Нарисуй стишокУважаемые педагоги предлагаем Вам вытянуть одну карточку из картотеки стихов и нарисовать и рассказать как можно обыграть этот стих с помощью «вязаных сенсорных карандашей»(Краткое описание фотографий игровых ситуаций с детьми) Ведущий предлагает вниманию педагогов набор «Пальчиковый фитнес»- Воспитатель: «Пальчиковый фитнес» – набор сенсорных мини-тренажеров-массажеров (вязаные шарики разных цветов; палочки-игралочки; колпачки, рукавички). В своей работе я использую «Пальчиковый фитнес» в играх и занятиях для развития мелкой моторики пальцев рук, ручной умелости, как тактильный конструктор.(Краткое описание фотографий игровых ситуаций с детьми)Задание № 2 «Придумай движение»У каждого педагога один из сенсорных мини-тренажеров, нужно найти игры из картотеки которые подходят для данного мини-тренажера и обыграть их.Ведущий предлагает вниманию педагогов набор «Шифоновая радуга»Тканевый конструктор «Шифоновая радуга» - набор лоскутков разного цвета и размера. Используются как форма адаптационного вхождения ребенка в сообщество и в ритм дня. Игры с платочками направлены на создание благоприятного эмоционального климата в группе, сближение детей друг с другом и воспитателем, снятие психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков.Ткань мягкий, пластичный материал, хорошо подходящий для любой детской деятельности, обладает такими характеристиками, как много функциональность, открытость, комфортность, что позволяет создавать множество игровых и дидактических пособий.Мы выделили несколько направлений образовательной работы с использованием тканевого конструктора:1. В период адаптации детей к условиям ДОУ и их социализация с использованием традиционных фольклорных материнских игр и неоформленных текстильных материалов. Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с детьми от рождения до 5 лет. Они побуждают ребёнка к бодрствованию и физическим действиям (определённым движениям), вызывают интерес к слову.Подвижные игры с платками: «Ку-ку», «Здравствуйте», «Зайка серенький сидит», «Прятки с платочком», «Ай, да», «Петушок», «Птичка», «Кружится, кружится алый платочек», «Вот какой платочек мой», «У кого в руках платочек, тот пойдет со мной в кружочек» и т.п.2. Обеспечение сенсорного развития с использованием неоформленного текстильного материала. В процессе манипулирования с платочками решаются такие образовательные задачи как::
  • обучение перцептивным действиям (осматриванию, ощупыванию, опробыванию и т.п.);
  • знакомство с сенсорными эталонами цвета, формы;
  • овладение детьми широким спектром предметных действий (орудийные, соотносящие, собственно игровые действия);
  • формирование ручных умений: сминать, вкладыватьвыкладывать, складывать, сворачивать, завязывать на голове платок, развязывать–завязывать концы платка, накрывать-открывать, разворачивать-заворачивать, пользоваться прищепками, формирование простые игровых действий: стирать, отжимать платочек, сушить, гладить, укрывать куклу, завязывать ей платочек, заворачивать куклу, вытирать ей рот, нос.
  • Игровые ситуации для общения: «К уголочку уголок», «Мы стираем», «Где спрятался зайчик?», «Развяжи платочек-найди клубочек», «Гнездышки для цыплят», «Спят усталые игрушки», «Чтоб платок белее был - тру я не жалея сил», «Укладываем куклу спать» «Коврик», «Найди пару», «Сложи дорожку» и т.д.3. Создание предпосылок возникновения знаковой функции сознания через введение в игровую деятельность игрушек-заместителей. Текстильные материалы используемые на основе «детских видов деятельности» (игровой, продуктивной, коммуникативной, двигательной) в этой ситуации выступают как предметы-амплификаторы. (предметы которые максимально обогащают спецефические детские виды деятельности: игровая, практическая, изобразительная, общение).Этот метод позволяет решать такие задачи как:
  • развитие воображения, умение узнавать в игрушках, сделанных из платочков знакомые игрушки (куколка, зайчик, птичка, мышка, гнездо, бабочка, рыбка);
  • развитие умения создавать простые образы знакомых предметов путем складывания, скручивания и завязывания узелков платочков (бабочка, гнездо, морковка, колобок, яблочко), дополняя прищепками;
  • формировать желание детей повторять игровые действия по ходу обыгрываемого сюжета с предметами-амплификаторами;
  • создавать игровые ситуация успеха, игровые ситуации для общения;
  • развивать умение эмоционально включаться в игровую ситуацию,
  • овладевать детьми широким спектром предметных действий (орудийные, соотносящие, собственно игровые действия);
  • развивать коммуникативные навыки детей, потребность в общении со взрослыми;
  • поддерживать поисковую деятельность детей
  • Игровые ситуации для общения: «Села птичка на окошко», «Петушок», «Птичка», «Зайка серенький сидит», «Мышка-малышка», «Рыбка плавает в водичке», «Бабочки и цветочки», «Колобок - румяный бок» и т.д.4. Создание предпосылок для развития творческого воображения, творческих способностей с использование альтернативного рисования.Игровые ситуации для общения: «Светит солнышко в окошко», «Солнышко и тучки», «Цветочки из платочков», «По реке плывет кораблик» «Рыбка плавает в водичке», «Бабочки и цветочки», «Колобок - румяный бок» и т.д.Задание № 3 «Придумай сказку»Педагоги объединяются в группу. С помощью шифоновой радуги и вспомогательных средств( прищепки, верёвочки, резинки) обыгрываю придуманную сказку.Заключительное слово:Использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми раннего возраста способствует решению ряда задач:- социализирующих (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и ценностям общества и др.);- воспитывающих (воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций);- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);- дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, расширение кругозора, познавательная деятельность и др.).         В эпоху компьютеризации и информационных технологий детям не хватает практического опыта манипуляции с различными предметами, не хватает качественных игрушек из натуральных материалов.          Пособия «Мягкой педагогики» удовлетворяют эту потребность в соответствии с основными принципами дошкольного образованияОписание методики использования конструкторов в педагогике опублекованно в методических пособиях:1. Файзулаева Е.Д. «Мягка педагогика». Воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. И.А. Лыковой. М.: «Цветной мир», 2021. 88 с.2.Арт-методики для развития малышей: Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3 лет)/ под ред. И.А.Лыковой. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018 – 128 с.3.Файзулаева Е.Д. Практическая нейропсихология для педагогов (с использованием сенсорно-тактильных пособий «ТАФИ»): методическое пособие / Е.Д. Файзулаева, А.И. Сергеева – Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018 – 71 с.