Публикации проект " Патриотическое воспитание дошкольников в условиях сотруднической деятельности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: проект " Патриотическое воспитание дошкольников в условиях сотруднической деятельности"
Автор: Надеждина Марина Николаевна

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях сотруднической деятельности» Выполнила: Надеждина Марина Николаевна, воспитатель СП «Детский сад»ГБОУ ООШ с. Байдеряково Байдеряково 2023г
  • Введение.
  • «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».С. МихалковПатриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком еще, деле. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникнет, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Помочь ребенку увидеть красоту и поверить в свои силы должны взрослые – педагоги и родители.Дошкольная образовательная организация, как первая ступень общего образования, играет важную и значимую роль в нравственно – патриотическом воспитании детей, так как начала патриотических чувств, заложенных в дошкольном возрасте, получают свое развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой и начинается с любви к родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, ведь именно упор на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Для более эффективной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и дома, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Окружающая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. В настоящее время перед педагогами поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому одной из наиболее результативных и привлекательных форм взаимодействия между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса является проектная деятельность, представляющая собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого: она позволяет включать детей, родителей и педагогов в жизнь детского сада, дает им возможность быть полноправными участниками совместной деятельности.
  • Актуальность.
  • Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
  • Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.
  • Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:
  • Изучение национальных традиций и обычаев;
  • Воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;
  • Обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения родного языка и знакомства с языковыми особенностями народов других национальностей, проживающих на территории нашего региона;
  • Изучение истории родного края во взаимосвязи с культурой и историей России.
  • Цели:
  • Воспитание гражданина и патриота своей страны.
  • Формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.
  • Задачи:
  • Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев.
  • Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности.
  • Формировать интерес к культурному наследию региона.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
  • Ожидаемый результат:
  • У детей будут сформированы знания о родной стране, селе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края.
  • Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  • Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
  • Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
  • Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
  • Продукт:
  • Пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.
  • 4 Аннотация проекта. Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа. Проект опирается на научные принципы ее построения:1) единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;2) решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;3) построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;4) принципы гумманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
  • Этапы реализации проекта.
  • Реализация проекта рассчитана на 12 недель: с 1 октября по 31 декабря.
  • План мероприятий.
  • Ресурсы.
  • Информационные ресурсы:
  • Учебно-методические ресурсы:
  • Библиотечный фонд
  • Аудиотека
  • Фонотека
  • Игротека
  • Наглядный материал (иллюстрации, фотографии, видеофайлы)
  • Материально-технические ресурсы:
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Музыкальный центр
  • Критерии оценивания проекта:Анкетирование, проводимое среди родителей, до реализации проекта оказало, что только 40 % имеют представление о роли традиций в развитии детей. По завершении проекта у родителей появился интерес к своим корням, установились более тесные отношения между родителями и педагогами.
  • Риски и пути преодоления рисков.
  • Риски:1. Низкая заинтересованность родителей.2. Низкая заинтересованность детей.Пути преодоления рисков:
  • Для повышения интереса родителей необходимо проводить родительские собрания по разъяснению задач проекта, привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми.
  • Для повышения интереса детей, в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и представлены в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей.
  • 9. Выводы.Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение и использование инновационных технологий: метода проектов, создания мини – музеев, позволит педагогам детского сада оптимизировать процесс воспитания будущего патриота своей страны. Они позволяют устанавливать партнерство дошкольного образовательного учреждения и социума, которое оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы, ведь в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу; развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; осознанием ребенка собственной значимости, развития его творческого потенциала, воспитанию уважения к людям труда; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; развивать интерес к народным традициям и промыслам.Процесс формирования чувства патриотизма крайне длительный и сложный, и наметившиеся тенденции к повышению уровня сформированности чувства патриотизма у детей дошкольного возраста показывают эффективность использования инновационных форм и методов работы.