Публикации Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Автор: Какурина Ираида Николаевна

Тема: С. В. Михалков Быль для детей.
Цели урока:1. Обогащение читательского опыта: знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне.2. Развитие читательского интереса и читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления.4. Воспитание любви к Родине, к её истории, уважение к ветеранам.
Формирование УУД на уроке:
Личностные: содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; познание героического прошлого своей страны и
народа.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать у детей
умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Познавательные: воспринимать прослушанное художественное произведение; уметь работать с текстом стихотворного
произведения: определять тему, жанр, понимать главную мысль произведения, объяснять своѐ эмоциональное состояние
в процессе слушания.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников; использовать речь для регуляции своего
действия; воспитывать культуру диалогового общения
.
ХОД УРОКА1. Организационный момент.- Со звонком к нам в класс пришел новый урок. Чтобы он хорошо начался, интересно продолжился и хорошо закончился, давайте улыбнѐмся друг другу. Ведь, как вы знаете, от улыбки поднимается настроение. Я желаю всем нам хорошего урока.2. Актуализация знаний.- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать.)-Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы правильно читать)- Хотите знать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Да)
- А поможет нам определить тему урока книга писателя, которого я очень люблю.
Я показываю том стихотворений С.Михалкова 1963 года и спрашиваю:
- О чём может рассказать книга? ( ответы детей)
- Как вы думаете, творчеству, какого писателя будет посвящён урок? Почему?
Актуализация знаний о писателе.
Имя С.В. Михалкова известно читателям всего мира – и детям и взрослым. Он является автором слов Гимна России. Всем известны такие произведения как “Дядя Стёпа”, “А что у вас?”, “Мы с приятелем вдвоём”.
Презентация А что у вас? Творчество С.В.Михалкова
Игра Собери стихотворение. Работа в группах.
( Ребятам предлагаются строчки из стихотворений, надо собрать четверостишие и вспомнить название)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением С.Михалкова.- Какой великий праздник собирается отметить вся наша большая страна? (День Победы)- Мы познакомимся с произведением о Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. В конце урока мы подведём итог нашей работы: кто чему научился, и какой у нас получился урок.С.В. Михалков “Быль для детей”“Погружение в урок”. Подготовка к восприятию текста.Запись Ю. Левитана об объявлении войны.
-Вот такое объявление услышал по радио советский народ в обычное, казалось бы, летнее утро.
- Что сообщил диктор по радио?
- Как вы думаете, что почувствовали советские люди, услышав это сообщение?
-Фашисты захватили много стран, они издевались над людьми, убивали их, сжигали города и деревни. Но нашей армии удалось разгромить фашистов и
освободить не только родную землю, но и другие страны, в том числе и Германию. Но Победа –это не только радостное событие, но и очень печальное, потому что без потерь не удалось обойтись. Подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. На многих памятниках и мы не увидим имен, лишь только количество захороненных. Они пали за
свободу нашей Родины. И благодаря им, мы с вами живем в мирное время, мы не видели той страшной войны. Для нас это история. Мы должны ее знать.
Быль для детей С. Михалкова поведает нам историю того страшного
времени. Послушайте.(тихо звучит музыка, учитель читает)
3. Проверка первичного восприятия.
- Какие чувства вы испытали,
слушая это произведение? - К какому жанру относится это произведение? - Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение? 4.Работа с текстом
1. Вторичное восприятие текста.
- Дети, а хочется вам самим прочитать это произведение?
2. Словарная работа:
Советские люди, фронт, рейхстаг
- О каком советском народе идет речь?- Прочитайте первую подсказку ( стр. 90.)- Объясни значение слова "фронт".
Советские люди – народ, который жил в Советском Союзе.Фронт – место военных действий.Рейхстаг – здание германского парламента в Берлине
3. Работа над содержанием произведения.
- Сколько частей в были?
- Прочтите вступление.
- Для кого автор написал это произведение?
Работа в группах.
- Ответьте на вопросы. Ответы подтвердите текстом.
- Когда началась война? Прочитайте
- Кто дал немецким войскам приказ?
- Кто встал на защиту Родины?
- Как можно озаглавить 1-ю часть?
- Долго ли шла война?
- С кем сравнивает автор наш народ?
- О каких городах говорится во 2 части?
- Кто защищал нашу Родину?
- Как можно озаглавить 2-ю часть?
- Кого прославляет поэт?
- Какая весть разлетелась во все концы?
- Как можно озаглавить 3-ю часть?
ФизминуткаКак солдаты на параде,Мы шагаем ряд за рядом,Левой - раз, левой - раз,Посмотрите все на нас.Мы ногами топ-топ,Мы руками хлоп-хлоп!Мы глазами миг-миг,Мы плечами чик-чик.Снова выстроились в ряд,Словно вышли на парад.Раз-два, раз-два,Заниматься нам пора!4. Подготовка к выразительному чтению
- Как выдумаете, одинаково ли нужно читать всё произведение?
- О чём говорится в первой части?
- В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.
- С какой интонацией вы будете её читать?
- О чём говорится во второй части?
- 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов жизней советских людей.Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика, мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов.
- С кем сравнивает наш народ автор?- И от моря и до моря встали русские полки, показал себя на деле богатырский наш народТакие слова называются эпитетами.
- Найдите в толковом словаре значение слова эпитет
Эпитет – образное художественное определение свойств предмета.- Как нужно читать вторую часть?
- О чём говорится в третьей части?
- И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.
6.Обобщение по теме урока
а) Работа с иллюстрацией к тексту.
- Что изображено на иллюстрации к стихотворению? Какое настроение передаёт художник?
( Победа! Салют! Но горечь в глазах солдата – тяжёлой ценой досталась ему победа. Жизни многих людей унесла война. Солдат преклонил голову перед могилой воина)
г)) Какая пословица подходит к этому произведению? Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.Для Родины своей ни сил, но жизни не жалей.Тот герой, кто за Родину горой.Каковы дела, такова и слава7.Рефлексия деятельности на уроке.- С каким произведением познакомились?
- Кто его автор?
-Почему автор назвал его былью? - Что на вас произвело наибольшее впечатление?- Что вы не знали, а теперь знаете?- Какие задания показались вам наиболее интересными?- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?Продолжите предложения.
- Мне понравилось…- Мне было трудно…
5. Домашнее задание.Стр. 88-89,выразительное чтение. Подготовить рассказ В моей семье живёт память о войне