Публикации Статья "Финансовая грамотность"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Финансовая грамотность"
Автор: Зимагулова Гульнара Раисовна

Статья «Функциональная грамотность и оценка качества образования» Методист МУ ДО ИДДТ Зимагулова Гульнара РаисовнаМы живём в мире, который стремительно развивается в разных направлениях. Чтобы человеку не потеряться в огромном потоке информации необходимо иметь компетенции в разных областях, уметь применять имеющиеся знания и постоянно учиться новому не только детям, но и взрослым. В последнее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях.Однако прежде, чем, говорить о повышении уровня функциональной грамотности, дадим определение функциональной грамотности, что подразумевается под данным понятием.Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, а в дальнейшем в жизни, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Работа с таблицами, графиками, схемами, расписаниями др. формами информации.В 1957 году Юнеско определяет понятие «грамотность» как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте.Минимальная грамотность- способность читать и писать простые сообщения.Функциональная грамотность- способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом.В последствии это понятия трансформировались.Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества является одним из значимых направлений модернизации системы образования.В связи с этим необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.Это обусловлено характеристиками личности, среди которых: восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение), беглость (быстрота генерирования различных идей), гибкость (легкость переключения способов решения проблемы), оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи), нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы), антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы).У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, сначала по конкретной теме, а потом на основе обобщения и содержательного дополнения любых практически значимых задач.Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) – это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность учащихся, актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос. Процесс переноса, который заключается в том, как учащийся воспроизводит и использует ранее усвоенные знания, приемы (перестраивает их или нет, выбирает нужные знания, приемы из других и т.д.), какие при этом процессы умственной деятельности он осуществляет на заданном материале (его анализ, обобщение и др.).Учащийся, анализируя незнакомую ситуацию, характеризующуюся наличием известных ему объектов, но находящихся в неизвестных отношениях пытается найти эти отношения, то есть «перенести» сформированное ранее умение в новую ситуацию.Таким образом, можно обозначить проблемы, на которые следует обратить внимание при развитии функциональной грамотности:• низкий уровень практических навыков, отсутствие практико-ориентированного подхода в обучении;• репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии);• неумение организовать свой домашний учебный труд, ответственность за выполнение домашних заданий;• формальное изучение предмета;• невосприятие учащимися необходимости заучивания основ теоретических понятий.На современном уроке помимо заучивания определенных терминов, исторических фактов важно умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.Умение находить информацию и, главное, умение эффективно использовать имеющуюся информацию, навык работы с источниками, уже являются значительным шагом в образовательном процессе.Современный мир характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью, неординарностью. Соответственно, реалии определяют необходимость воспитывать ученика, гражданина, способного работать в режиме неопределенности, работать с задачами любого уровня сложности, способного принимать неординарные, креативные решения. Вектор образования смещается к инновационному обучению, ориентированному на будущее.Функциональная грамотность- понятие достаточно широкое, включающее в себя много компонентов. Остановимся на 6 составляющих:Читательская грамотность- Читательская грамотность- неотъемлемое качество культурного человека. Это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, заниматься чтением, чтобы достигать своих определенных целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни общества. Включает в себя умение соотносить информацию из разных текстов, в том числе графических, умение критически оценивать информацию, делать выводы.Для формирования данной составляющей необходимо использовать тексты, неадаптированные в учебной деятельности: статьи, научные тексты, афиши.Уровни грамотности чтения.
  • Поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень).
  • Поиск в тексте нужной информации по множественным критериям.
  • Поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией.
  • Поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
  • Понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
  • Рассмотрим компетенции при работе с текстом: Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, где вам удобно будет находиться в партере или на балконе театра, какая стоимость и разница в билета в соответствии с вашими финансовыми возможностями, во сколько вам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.Работая с текстом необходимо подбирать задания, которые позволят обучающимся сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию: Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно– на пример, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения, каким транспортом дешевле или удобнее воспользоваться и так далее.Математическая грамотность- способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах, т.е. применять математические знания и умения в повседневной жизни- (на пример, каким транспортом дешевле воспользоваться) и профессиональной деятельности (какого и сколько купить строительного материала). Применение математики в жизни: распределение заработной платы, оплата счетов, ипотека и кредитование, покупка товаров, планирование ремонта, перевод денежных единиц и т.д.Естественнонаучная грамотность тесно связана с математической и читательской грамотностьюЭто способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Т.е. осваивать и использовать естественнонаучные знания, которые ему необходимы для полноценного функционирования в той или иной среде. Например: вода закипает при 100 градусах, а варенье до готовности нужно варить до 106 градусов. Финансовая грамотность- способность человека принимать обоснованные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами. Глобальные компетенции.Глобально компетентная личность- человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Компетенции:-указывать причины существования проблемы-приводить адекватные аргументы о возможных перспективах развития проблемы-оценивать информацию о проблеме-способность предпринять необходимые действия для решения проблемы.Одним из способов формирования данных компетенций выступает метод проектов, написание научно-исследовательских работ.Креативное мышление- способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи, умение находить различные пути достижения своей цели.Сейчас много систем мониторинга. Один из главных — PISA.Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г.Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. Дополнительной областью оценивания в цикле исследования 2012 года стало «креативное решение задач», в цикле 2015 года – «совместное решение задач», в цикле 2018 года – «глобальная компетентность». Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции – оценивание финансовой грамотности учащихся.Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.Цикл исследования составляет 3 года. Россия принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого цикла в 2000 году (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015). В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По остальным направлениям получается обобщенная характеристика грамотности учащихся.В 2000 году основное направление исследования – «читательская грамотность», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность», в 2009 году – «читательская грамотность», в 2012 году – «математическая грамотность», в 2015 году – «естественнонаучная грамотность».  В России национальным центром проведения исследования PISA является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она выявляет  навыки учащихся руководствоваться рассудком и логикой при решении нестандартных задач.  Задания PISA проверяют не вызубренный материал по школьным предметам, а владение навыками в различных аспектах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, научные инновации и технологии.  Например, в интерактивных заданиях с наблюдением за каким-то объектом, нужно сделать вывод, как действует этот объект. Есть задания с аналитическим подходом: нужно определить, как развернуться события или поведут себя предметы. В 2015 году в PISA появились и коллективные задания. Вместе с партнером (виртуальным) нужно найти решение проблемы: что-то реорганизовать, улучшить, изобрести. Задание демонстрирует, как ученик коммуницирует с партнёром: в какой форме доносит информацию, как ставит задачи и ведет переговоры.   Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Мы заняли 31 место из 77 участвующих.  показали, что больше 78% российских обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. При этом число детей, достигших наивысших уровней читательской грамотности, составило 6% по всем видам проверяемых умений, что на 1% меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования.Квест- занятие«Финансовая грамотность в объединении «______________»Подготовила: педагог доп.образования МУ ДО ИДДТ Ф.И.О. педагога_______________Тема: «Семейный бюджет»Цели: создание условий для формирования финансовой грамотности учащихся;Задачи:1.развитие умения анализировать и сравнивать на основе имеющихся знаний; умения творчески подходить к решению финансовых ситуаций;2.формирование коммуникативной культуры, умение работать в группе, паре, вести диалог.Знания, умения и способы действий, на которые опирается:
  • учащиеся опираются на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее;
  • знакомятся с финансовыми понятиями;
  • учатся сравнивать, классифицировать, оценивать финансовые возможности семьи.
  • Планируемые результаты:
  • в ходе решения задачи заполняются таблицы;
  • каждый ученик в группе сможет усвоить или систематизировать свои знания в рамках изучаемой темы;
  • высказать своё мнение, выполнить порученное задание. 
  • Способ и формат оценивания результатов работы:
  • педагогическое наблюдение за работой учеников;
  • публичное выступление;
  • онлайн тестирование.
  • Средства обучения: учебник, карточки с заданием для работы в команде, глоссарий, разноуровневые карточки с домашним заданием, слайдовая презентация, компьютер, проектор и экран. Ход урока
  • Организационный момент
  • (Подготовка учащихся к уроку. Эмоциональный настрой).Звучит песня группы Непоседы «Я, ты, он, она - вместе целая страна»  (учащиеся заходят в класс, берут предложенные фишки по своему желанию и рассаживаются за столы, согласно фишкам).Включить презентацию.
  • Мотивация обучения   (Слайд №1)
  • Учитель:Жили-были и скучали,Чем заняться? Вы не знали,В телефонах все играли,Что такое Quest не знали.Чтобы в  Quest всех обыграть,Надо много очень знать,Надо дружбой дорожить,Надо вам командой быть! Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами поиграем в Квест. А кто знает, что такое Квест? (Quest – это игра, в которой нужно проходить этапы и выполнять задания).  Каждая группа - это отдельная команда. Командам нужно выполнить свое задание и результат представить в виде чек-листа. У вас будет консультант, который будет координировать вашу работу. Результат работы в Квесте будет оцениваться с помощью фишек. Та команда, которая наберет наибольшее количество фишек и станет победителем нашей игры.- Вспомните правила работы в команде Слайд № 2)
  • уважай своего товарища
  • умей каждого выслушать
  • не согласен – предлагай
  • следи за временем (20 минут)
  • III. Актуализация знаний
  • Работа в парах
  • Первый этап - определение темы Квеста.(на доске табло с  закрытыми буквами, которые формулируют тему Квеста)- Чтобы определить тему Квеста, необходимо ответить на вопросы, которые напечатаны на обратной стороне фишек. В команде нужно разделиться на 2 пары. Каждая пара читает вопрос, обсуждает и дает ответ. За каждый правильный ответ, будет открываться буква на табло.Ответы детей на вопросы по пройденным ранее темам(консультанты координируют очередность ответов на вопросы)1. Что такое государственный бюджет? (план доходов и расходов государства)2. Как называются деньги, которые попадают в бюджет? (доходы)3. Откуда берутся эти деньги? (налоги)4. Как называются деньги, которые тратят из бюджета? (расходы)5. На что государство тратит эти деньги? (образование, здравоохранение, армия и милиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия)6. Какой бюджет лучший, где доходы больше или меньше расходов? (доходы больше расходов)7. Чем являются деньги? (особым товаром)8. Какие предметы служили деньгами в древности? (шкуры зверей, морские раковины, рыба и т.д)
  •  Проверка задания на экране (Слайд №3)
  • Получилось слово «Семейный бюджет».- Давайте познакомимся с семьей дяди Федора из мультфильма «Трое из Простоквашино» по повести Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино».- Мама Римма - певица, папа Дима - академик, сын Федор – мальчик 6 лет, Матроскин – кот, который продает молоко от своей коровы, Шарик – пес. Он фотографирует животных и размещает их в журнале «Мурзилка».- Эта семья не раз попадала в различные истории, но всегда находила верные решения. А сегодня Вам предстоит помочь этой семье и решить их финансовые задачи.IV. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачиВторой этап- решение проблемных ситуаций.4.1 Правила работа в командахРебята, теперь мы знаем тему Квеста. Как вы думаете, какие задания находятся в конвертах? (задания о расходах и доходах семьи). А сможете ли вы сразу выполнить задания? (скорее всего нет). Почему? (не все знаем по теме). Подумайте, где можно получить недостающую информацию? (из учебников, видеоматериалов).- У каждой команды свой конверт с заданием. И они не повторяются. Во время игры у вас будет возможность воспользоваться подсказкой. Ее можно найти в «Зоне подсказок». Это дополнительная информация по теме Квеста. Время на выполнение задания составляет 20 минут.4.2 Задания для команд (конверт с карточками формата А4)(учащиеся знакомятся с алгоритмом работы команды и заданием в конверте, а консультанты помогают выявить затруднения по теме)Алгоритм работы  команды(Слайд №4 )
  • Познакомиться с заданием (карточка с заданием) и подумать, что не знаем.
  • Изучить теоретический материал (параграф учебника, видеоматериал)
  • Проанализировать представленную информацию (таблицы, видеоматериал)
  • Обсудить информацию
  • Заполнить Чек-лист
  • Команда №1Семейный … – это план, учитывающий все денежные доходы и расходы семьи в течение какого-то периода (месяц, год). Наполняется он благодаря … – зарплатам мамы и … , пенсиям бабушки и … , стипендии старших братьев и … . Расходы – это все те деньги, которые семья … . По сути, … бюджет – это все деньги, которые семья получает, а затем … .Задание: 
  • Заполните пропуски в тексте.
  • Посмотрите видеоролик «Уроки тетушки Совы «Семейный бюджет» 
  • Составьте Чек-лист «Семейный бюджет», используя необходимые понятия.
  • Команда №2Заработная плата мамы Риммы; плата за коммунальные услуги (воду, газ, электроэнергию); выигрыш в лотерею мальчика дяди Фёдора; оплата за временную нетрудоспособность (больничный) папы Димы; оплата сотовой связи; плата за продукты питания; плата за кредит; отчисления на пенсионные накопления папы Димы; пенсия тёти Тамары Семёновны Ломовой-Бамбино; налог за землю в деревне Простоквашино; подарок почтальона Печкина на день рождения дяде Фёдору; покупка нового фоторужья для Шарика; выручка от продажи котом Матроскиным молока; покупка сена для коровы Мурки и телёнка Гаврюши; годовая подписка на журнал «Мурзилка»; клад, найденный в деревне Простоквашино дядей Фёдором, Шариком и Матроскиным. Задание:
  • Решите задачу по финансовой грамотности тема: «ВИДЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СЕМЬИ»
  • Распределите перечисленные ниже позиции на две группы: доходы и расходы.
  • Заполните Чек-лист (таблицу)
  • Команда № 3Задание:
  • Решите задачу по финансовой грамотности тема: «СЕМЕЙНЫЙ БЮЖДЕТ» Приведенные в таблице данные распределите на доходы и расходы и составьте бюджет семьи дяди Фёдора. Определите сумму профицита или дефицита семейного бюджета.
  • Пользуясь данными таблицы 1 посчитайте, сколько месяцев потребуется родителям дяди Федора, чтобы накопить сумму, нужную для покупки велосипеда почтальону Печкину (стоимостью 12.000 рублей), при условии, что в семейном бюджете каждый месяц будет оставаться одна и та же сумма неизрасходованных денег. Докажите свой ответ.
  • Заполните Чек-лист (таблицу)
  • Таблица №1Команда № 4Задание:
  • Папе дяди Федора пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована. Была совершена попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: Номер карты, PIN-код и CVV-код. В ближайшее время вопрос будет решён».
  • Маме дяди Федора понадобилась небольшая сумма наличными. Когда она подошла к банкомату, то обратила внимание, что следующий в очереди человек встал слишком близко и пристально наблюдает за ее действиями. Как маме поступить в данной ситуации?
  • Почтальон Печкин вечером обнаружил, что потерял банковскую карту. Сегодня он расплачивался картой в трех магазинах. Что делать Печкину в этой ситуации?
  • Подумайте, что можно посоветовать семье дяди Федора, а также другим семьям в подобных ситуациях.
  • Посмотрите видеоролики о видах мошенничества
  •    
  • Отберите подходящие советы для семьи дяди Федора, оформите Чек-лист
  • Советы:
  • Ни в коем случае не буду сообщать номер своего банковского счёта / карты и PIN-код/CVV-код. Это мошенники, которые планируют получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги.
  • Кто-то хочет воспользоваться моими деньгами. Нужно успеть это предотвратить. Срочно выполню требования банка. Хорошо, что они такие внимательные.
  • Не совершать операцию в подобных условиях, при пользовании банкоматом прикрывать вводимые данные, обратить внимание работника банка или службы охраны помещения на странные действия гражданина.
  • Позвонить в компанию и поговорить с сотрудниками.
  • Заблокировать карту и обратиться в банк с просьбой о выдаче новой карты.
  • Спросить у подошедшего человека, зачем он подошел так близко? Не хочет ли он узнать PIN-код карты, а потом украсть ее и снять все деньги?
  • Ничего страшного. Это не первый раз. А у карты есть PIN-код. Нужно завтра зайти в те же магазины и просто забрать её. Нужно только не забыть взять паспорт.
  • V. Физминутка- третий этап  (Слайд №5)(проводят консультанты)Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)Дом, в котором мы живём.Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)Ну а пятую пока ( шевелим большим пальцем)Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)VI. Представление результатов работы (Чек-листы вывешивают на доску)Четвертый этап-защита Чек листов.Время подготовки подошло к концу, каждая команда вывешивает Чек-лист своей работы на доску и знакомит с результатом работы (3 минуты)VII. Закрепление пройденногоПятый этапонлайн тестирование (Слайд № 6)- А сейчас каждая команда в течении 7 минут пройдет онлайн тестирование на платформе Образовака.ру  . Та команда, которая наберет 75% правильных ответов получит от меня дополнительную фишку к своему Чек-листу.VIII. Итог занятия8.1 Рефлексия учебной деятельности на занятии .Ребята, чтобы помочь семье дяди Федора, что нужно было сделать в команде? (Надо было познакомиться с новой информацией, проанализировать ее и оформить Чек-лист).Удалось Вам выполнить задания? (да, составили схему семейного бюджета, решили проблемные ситуации, составили советы)8.2 Самооценка- А сейчас я предлагаю подвести итог нашего Квеста и оценить работу каждой команды. У каждого из вас есть фишка, вы можете прикрепить её на тот Чек-лист, чья работа Вам наиболее понравилась. За свою работу голосовать нельзя.8.3 Подведение итога работы (подсчет фишек консультантами, объявление победителей)С результатом - всё понятно.Получилось - на ура!В Квест играйте - звери, птицы,И, конечно, детвора!VIII. Домашнее задание (Слайд №7)Домашнее задание – это продолжение Квеста. Я хочу вам дать на выбор следующие задания.
  • По учебнику стр. 75-78 читать.
  • По рабочей тетради стр. 48-50.
  • Составить бюджет своей семьи с учетом доходов и расходов.
  • Разгадать кроссворд
  • Прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
  • Бумажные деньги? (Купюры)
  • Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
  • Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
  • Стоимость одной вещи, предмета? (Цена)
  • Деньги за труд – это заработная... (Плата)
  • Литература: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 3) Доклад Г. Ковалевой, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России. Литература дополнительно: 1. Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности по направлениям читательской, математической и естественнонаучной грамотности. 2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по составляющим функциональной грамотности. 3. Ковалева Г.С. Общие подходы к определению функциональной грамотности учащихся основной школы. Концептуальные рамки разработки учебно-методических материалов для оценки функциональной грамотности учащихся.