Публикации Конспект занятия по развитию связной речи "Весна красна" старшая группа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по развитию связной речи "Весна красна" старшая группа
Автор: Полынцева Наталия Николаевна

Конспект занятия по развитию связной речи « Весна –красна»(старшая группа) Тема: Составление рассказа «Весна –красна» по сюжетной картине.Цель: закрепить знания о признаках весны, сезонных изменениях в природе.Задачи: Коррекционно-образовательные:- учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ;Коррекционно-развивающие:-развивать связную речь, координацию движений с речью, умение размышлять, анализировать, развивать память внимание, мышление, воображение, развивать и активизировать словарный запас детей;-упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательных по теме и наоборот;-отвечать на заданный вопрос полным предложением.Коррекционно-воспитательные:оспитывать активность, инициативность, самостоятельность, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.Оборудование: сюжетная картина «Весна –красна», иллюстрации перелетных птиц, картина с изображением весны.Предварительная работа: загадывание загадок о весне, рассматривание весенних картин, разучивание стихотворений о весне, наблюдение на прогулке.Ход занятия:Организационный моментВоспитатель. Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.Давайте поприветствуем друг другаСобрались все дети в круг (встают в круг)Я твой друг (руки к груди)И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)И друг другу улыбнёмся (улыбаются).Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь. Вы ничего не слышали? Кто это так тихо прошагал за окном? Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:«Кто пришёл так тихо - тихо?Ну конечно не слониха,И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,И услышать не могли вы, как зелёные травинки,Сняв зелёные ботинки,Тихо вышли из земли.И подснежник тихо вышел.И повсюду тишина.Это значит, это значит - тише всех пришла ….?Ответы детей (Весна)Воспитатель: показывает картинку с изображением весныПравильно сегодня мы будем о весне.Основная часть.Воспитатель: Ребята назовите 3 весенних месяца,Ответы детей (март, апрель, май)Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру:Игра «Подбери родственные слова». Эта зима была холодная, со снегом, ветром, длинная. Вы знаете, что у каждого слова есть слова- родственники. Подберите слова - родственники к слову:Снег (снежок, снежинка, снежная).А сейчас найдите родственников к слову: Весна (веснушка, весенний).Воспитатель: О чём можно сказать весенний (ручей, дождь, день, сад), Весенняя (Вода, лужа, капель, песенка, проталинка); Весеннее (облако, настроение, солнце, небо, утро).Игра- упражнение «Подбери признак».Придумайте определение к слову «Весна» Какая она?(тёплая, красивая, тёплая, ранняя, поздняя);Солнце. Какое? (ласковое, лучистое, яркое). Трава (зелёная, сочная, маленькая)Цветы (красивые, разноцветные, душистые). Птицы (голосистые, веселые, быстрые).Воспитатель: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили.Рассматривание картиныРебята! Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ по картине. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?Какая весной погода?Как выглядят деревья весной??Что делает папа? - Что дедушка?Что сеет в землю мама? - Что делают дети? Кого вы ещё видите?Ответы детей.Воспитатель: Ребята кто хочет сам составить рассказ?Рассказы детей.Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю немного отдохнутьФизкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.Шаловливые сосулькиШаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)Сели на карниз.     (Присесть.)Шаловливые сосульки    (Покрутить руками.)Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)Стали каплями кидаться.   (Руками соответствующие движения.)Две сосульки вниз смотрелиИ на солнышке звенели:Кап-кап, дзинь-дзинь,     (В такт наклонять голову вправо – влево.)Кап-кап, дзинь – дзинь.Воспитатель: Ребята весной к нам возвращаются с юга перелетные птицы. Давайте вспомним какие птицы прилетают к нам с юга. (рассматривание иллюстрации с изображением перелетных птиц). Назовите их.Ответы детей Воспитатель: Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.Игра «Назови ласково» (с птицами).Скворец – скворушкаСоловей – соловушкаЖуравль - журавушкаЛебедь – лебедушкаУтка – уточкаКукушка – кукушечкаТрясогузка – трясогузочкаВоспитатель: Ребята, давайте вспомним какие изменения происходят в природе весной.- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель?Ответы детей. Воспитатель: Правильно ребята, сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? Ответы детей (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).Воспитатель: А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травкой. Светит солнышко).). Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.Игра «Сравни» (Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов).Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).Солнце веселое, как… (песенка, клоун).Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)Солнце жаркое, как… (огонь, костер)Воспитатель: Ребята, а сейчас вам предлагаю еще раз рассмотреть сюжетную картину и придумать каждому свой рассказ. (Продолжение составления рассказов детьми.Итог занятия.Воспитатель: О каком времени года мы сегодня составляли рассказ?Что понравилось на картине? Чей рассказ вам больше всего понравился?