Публикации "Экспериментирование с разными материалами"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экспериментирование с разными материалами"
Автор: Рамазанова Диана Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад «Радуга»Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами.Подготовила воспитательРамазанова Диана Сергеевна. 2021г.Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, воздухом, песком, льдом, магнитом.Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. 2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник  мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.Ход мастер-класса.Это всё – эксперименты –Интересные моменты!Всё, всё, всё хотим узнать!Нужно всё зарисовать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И почему?«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.Прежде чем начать подборку опытов, воспитатель должен ясно себе представлять с чем именно он хочет ознакомить детей каждой возрастной группы. Это в первую очередь связано с психологическими особенностями дошкольников разных возрастных групп. Младшие дошкольники познают окружающий мир непосредственным манипулированием с предметами, сложные выводы и анализ им еще недоступны. Что ощущаем, то и познаем. Детям среднего дошкольного возраста доступно уже сделать некоторые умозаключения после проведения опыта. Дошкольники, посещающие подготовительные и старшие группы уже способны на ступенчатый анализ, на самостоятельное формулирование выводов и самостоятельный поиск ответов на заданную тему.«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытиюДети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Какие типы исследований используете вы в своей работе?  (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании.  Исследования  Н.Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.Опыт № 1Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.Опыт № 2Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.Опыт № 3Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя. Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?Опыт № 4Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Шел, шел утенок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.Опыт 5.Просим детей помочь Золушке постирать платочки. Рассказываем, что она не знает в какой воде ей лучше постирать - в холодной или теплой. Знакомим со стиральным порошком, рассказываем о правилах безопасного обращения с такими веществами-"помощниками" в домашнем хозяйстве. Воспитатель предлагает детям размешать порошок сначала в емкостях с холодной водой, затем в теплой воде. Дошкольники определяют, где быстрее растворился порошок. Делаем вывод и решаем, что Золушке лучше стирать в теплой воде, там порошок растворился быстрее, значит будет больше пены и стирать будет легче.Опыт 6.Помочь Незнайке построить корабль. Незнайка хочет отправится в путешествие, но не знает из чего лучше построить корабль. Предлагаем детям опускать в тазики с водой предметы из различных материалов. Дошкольники определяют, что на поверхности остаются предметы из дерева, пластмассы, значит Незнайке лучше строить корабль из этих материалов.Опыт 7.Куда пропал снег? Пытаемся переложить снег или лед в другую емкость. Видим, что там уже больше воды. Задаем вопрос детям, откуда здесь появилась вода. Знакомим с твердым агрегатным состоянием воды - лед (снег), объясняем, что на морозе она замерзает. Дети самостоятельно пытаются объяснить, почему же лед или снег в помещении превратился в воду (здесь тепло). Предлагаем детям сделать льдинки-украшения для деревьев на участке. Наливаем воду в формочке, растворяем краски, затем воспитатель выносит формочки на улицу. На следующий день льдинки развешиваем на участке.Опыты с водой для детей старшего дошкольного возрастаОпыт 8.Материал, оборудование: зеркало, иллюстрация с чайником, демонстрационное пособие "Круговорот воды в природе". Цель: познакомить с агрегатными состояниями воды, с круговоротом воды в природе.Воспитатель предлагает детям подышать на зеркало. Алгоритм формулировки выводов в ходе анализа проведенных манипуляций. Видим, что образовалась "влажная пленка". Откуда же появилась вода? Из нашего организма в виде пара. Когда еще бывает пар? Тогда, когда кипит чайник. Вспомнить, что вода может замерзнуть, может течь. Как же воду превратить в пар? Нужно ее разогреть. А куда же улетает пар? Вверх. У нас мало воды, и мало пара. Но вода же испаряется из больших водоемов? Она поднимается на небо. А как же она попадает на землю обратно виде осадков). В конце просим дошкольников зарисовать (тучка, капля, озеро, пар)Опыт 9Сила воды. Материал, оборудование: галька, емкости с водой. Цель: познакомить с силой воды. Предлагаем детям опустить камешки в тазики. Они опустились на дно. Затем руками создаем подводные волны. Камни стали двигаться. Знакомим детей с поговоркой:"Вода камень точит". Разглядываем гальку. Обнаруживаем, что она гладкая. Делаем вывод, почему камни приняли такую форму. Вспомнить, где дети могли видеть в жизни такие камешки (в водоемах)Опыт 10Как пьет верблюд? Оборудование: зеркало, иллюстрации с верблюдом. Предлагаем детям подышать на зеркало. Вспоминаем, что образуется влажная пленка. Мы воду из своего организма выпустили, мы ее "потеряли". Рассказываем детям, что у верблюда есть специальная "занавесочка", которая не позволяет воде выходить наружу.Обсуждаем плюсы и минусы исследовательской деятельности школьниковОбсуждаем возможности и перспективы исследовательской деятельности В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с    различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.