Публикации Речевое развитие в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевое развитие в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.
Автор: Екатерина Сергеевна Чудова

Речевое развитие в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.Что такое профориентация? Под термином «профориентация» или «профессиональная ориентация» следует понимать систему мероприятий, направленных на выявление личных интересов и способностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии. В настоящее время вышеуказанный термин применим не только к школьникам, но и к дошкольникам. В таком случае говорят о ранней профориентации детей.Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в системе образования и первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована во ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.Работу по ранней профориентации дошкольников можно осуществлять через:   - создание необходимой предметной среды;- самостоятельную и совместную со взрослым деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации.В старшей логопедической группе у детей уже формируется система знаний о профессиях. Есть уже определенные интересы, выработано своё отношение к каким-то видам деятельности. Дошкольник знает, кем работают его родители, какая профессия была у бабушки и дедушки. Ребенок знаком со спецификой различных профессий и с требованиями, которые они предъявляют к человеку. А некоторые уже могут ответить на вопрос: кем они хотят стать, когда вырастут. При работе по профориентации с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет) ставятся следующие задачи. Расширять и систематизировать представления о труде взрослых, о видах техники, облегчающей труд человека. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.  В группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи преобладает контингент детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, и педагоги (воспитатели и учитель-логопед) чаще всего имеют дело не только с нарушением произношения звуков, бедностью словаря, аграмматизмами, неразвитой связной речью, но и с нарушением таких психических процессов, как память и словесно-логическое мышление. В этом случае педагогам приходится начинать работу по профориентации с самого начала. Расширение знаний и представлений о профессиях и, как следствие, обогащение и активизация словаря, проходит на материалах любых тем. Например, изучая темы «Посуда», «Продукты питания» дети знакомятся и закрепляют знания о профессиях помощник воспитателя, повар, пекарь. А изучая тему «Семья», дети узнают о профессиях своих родственников - инженер, фармацевт, медестра; знакомятся с трудовыми действиями и орудиями труда, важностью этих профессий, личными и профессиональными качествами людей, работающих в этой профессии.Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность по профориентации выстраивается и основывается на разнообразных формах и методах работы с обязательным подключением родителей: беседы с использованием наглядности, чтение детской литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, просмотр видеороликов, рассматривание картин и иллюстраций, презентаций, опыт хозяйственно-бытового труда. Все эти методы  применяются системно и в сочетании друг с  другом.Но самым эффективным способом закрепления знаний, применение их на практике является игра.  Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.Поэтому, широко используются дидактические игры, которые решают важные для педагога задачи:
  • активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии»
  • стимулировать речь ребёнка;
  • способствовать развитию речевого высказывания, развитию связной речи;
  • развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы, вести диалог.
  • В работе применяю различные дидактические игры:1. Лото «Профессии» Цель: изучение профессий, орудий труда, инструментов необходимых для работы. Способствует развитию логики, ориентировки в пространстве воображения, используется для изучения и закрепления профессий. 2. Игра «Кто это? Чем занимается?» Варианты заданий:- поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – кто это? Чем занимается? (например - это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и. т. д) -  можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом.3. Игра  «Что нужно для работы» Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания. Выкладываем по 2 карточки с окошками и картинки с предметами вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать, почему этот предмет нужен для работы.4. Пальчиковый театр  «Профессии» Цель: развитие активного словаря, связной речи, интонационной выразительности речи, актерского мастерства.Разнообразие игр, упражнений способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии», происходит коррекция грамматического строя речи, развитие связной речи, развиваются внимание, память, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий.Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Дидактические игры обеспечивают развитие детского мышления, способствуют установлению простейших связей, вызывают интерес к трудовой деятельности взрослых.Одним из результативных методов современного образования является метод проектов. В его основе лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная). В процессе которой, ребенок познает мир и переносит полученные знания в реальность. В течение учебного года мы проводили работу над проектом, который так или иначе затрагивал раннюю профориентацию дошкольников по теме: «Профессия гончар» (о гончарном деле). Работа над проектами позволяет ребятам-логопатам на простых примерах глубоко овладевать сложными понятиями, углубить знания, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. В проектной деятельности повышается уровень коммуникативных навыков ребят, дошкольники свободно пользуются необходимой лексикой в активном словаре.Говоря о профессиональной ориентации, следует остановиться на сюжетно-ролевой игре. Ведь ребёнку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дети начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)В старшем дошкольном возрасте сюжетные игры усложняются. В них уже показывается работа различных учреждений (например: поликлиника, театр, школа). В этом возрасте совершенствуются игры не только за счет пополненных знаний детей о профессиях, но и за счет того, что воспитанники учатся воплощать свои замыслы и играть в соответствие с ролью. Для пополнения и обогащения знаний старших дошкольников о профессиях используются сюжетно-ролевые.Правильно составленное содержание игры не только способствует закреплению у воспитанника знаний, умений и развитию умственных способностей, но и является средством всестороннего развития ребенка. Кроме того игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь Таким образом, проводя работу по профориентации в дошкольном возрасте, мы стремимся помочь ребенку получить знания о множестве профессий, стараемся, чтобы дети понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место. Учим воспитанников уважать всех, кто трудится, и ценить плоды их труда. Но и самое важное в работе с детьми с нарушениями речи то, что через работу по профориетации идет обогащение словарного запаса, работа по совершенствованию грамматического строя и произношения, развитие связной речи дошкольников.Список использованной литературы.
  • Н.В. Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М «Перспектива». 2009.
  • Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016. – 230 с.
  • Антонова, М. В., Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С.93-96.
  • Гаврилова, Н. Б., Кулебина, Н. А., Рыбенко, Н. А., Макаренко, Л. В., Мосина, М. В. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. – № 1 (1). – С. 13-15.
  • В.П. Смыш. Моя профессия. Конспекты занятий для воспитателей детского сада. М «Просвещение». 1989.
  • Т.Н. Сташкова. Организация работы педагогического коллектива дошкольного учреждения по ранней профориентации. М «Просвещение» 2010.