Публикации Познавательно–творческий проект «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно–творческий проект «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Баранова Татьяна Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального районаДетский сад комбинированного вида №25 «Теремок»г. Вольска Саратовской областиПроект «Жаворонки» для детей старшего дошкольного возрастаАвтор и руководитель проекта учитель-логопедвысшей квалификационной категорииБаранова Татьяна НиколаевнаВид проекта: групповой, познавательно – творческий.Возраст детей: старший дошкольный возраст.Время работы над проектом: мартУчастники проекта: педагоги, воспитанники группы, родители.Режим работы: на занятиях, вне занятий.Формы организации деятельности: 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.3. Самостоятельная деятельность детей.4. Работа с родителями.Актуальность проектаФедеральный государственный стандарт дошкольного образования одним из важнейших аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.Приобщение детей к истокам народной культуры – одна из первостепенных задач современной дошкольной педагоги.Эту работу необходимо начинать как можно раньше, с самого рождения в семье, продолжать в детском саду, а затем в школе.В решении этой задачи особенно важен дошкольный возраст. То, что усвоено в детском возрасте, остаётся с человеком на всю жизнь. Как говорил Л.Н.Толстой «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я сейчас живу, и приобрёл так много и быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того. Жизнь от пятилетнего ребёнка до меня один шаг, от новорожденного до меня страшное расстояние».В дошкольном возрасте формируются нравственные качества: доброта, честность, сопереживание, альтруизм, любовь к родным людям, к родной земле, к Родине.Духовность, национальная культура и традиции помогают ребёнку понять уникальность своего народа, узнать его историю, ощутить себя частью этого народа. Знакомство с обычаями и традициями народа несёт огромный воспитательный потенциал. Овладение народным наследием, приобщение к основам народной культуры, через восприятие фольклора, знакомство с народными праздниками, обычаями, обрядами, народными промыслами закладывает основы нравственного сознания, воспитывают в ребёнке национальное самосознание, в результате он становится полноценным носителем своей культуры, сможет сохранить её и передать следующим поколениям. Познавательно - творческий проект «Жаворонки» является частью системы работы, направленной на формирование духовно-нравственных основ личности ребёнка, осознания своей национальной идентичности и самосознания. Национальная идентичность - это чувство «нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком».Национальная идентичность не является врождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с другими людьми . Роль идентичности является непременным фактором стабильного и устойчивого существования государства. Вот почему так важно не упустить время и вести систематическую работу по духовно-нравственному воспитанию.Православные и народные праздники повышают духовно-нравственный уровень детей, положительно влияют на их поведение и самосознание.В детском саду регулярно проводятся праздники: «Осенние посиделки», «Новый год», «Рождество», «Масленица» «Пасха», «Жаворонки», «Троица», «День Петра и Февроньи», активными участниками которых являются взрослые и дети.При разработке сценария народного праздника учитывается возраст детей. Особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора интересных и доступных детям.Утренники и развлечения, посвящённые народным праздникам, эмоционально ярко окрашены. Эту эмоциональную атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции.Участие в народных играх, сценках, хороводах доставляют детям большую радость. Беседы об этих праздниках, народных традициях, исторические сведения обогащают знания и внутренний мир ребёнка. В процессе подготовки тематических мероприятий укрепляются связи с родителями. Совместная творческая деятельность, участие в тематических мероприятиях помогает объединить детей ,родителей и педагогов.Цель:Формирование у детей дошкольного возраста основ национальной культуры, знакомство с бытом и жизнью русского народа, его самобытностью, духовно-нравственными ценностями и традициями.Задачи:1. Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить с народным праздником «Жаворонки».2. Вызвать интерес к истории русского народа, к его культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.3.Познакомить детей с фольклором и использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, народными играми). 4.Воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории и традициям русского народа.5. Развить творческие способности детей и речевую деятельность детей.6.Совершенствовать звукопроизношение, выразительность и связную речь детей. 7.Развивать творческие способности в игровой, театрализованной и художественной деятельности детей. 8.Стимулировать познавательную активность.9.Вовлечь родителей детей в воспитательно-образовательный процесс через совместную деятельность, участие в мероприятиях, посвящённых русским народным праздникам.10. Создать условия для совместной деятельности всех участников проекта. Установить эмоциональный контакт между детьми, педагогами и родителями через совместную деятельность.11. Приобщить родителей к участию в проекте. (Экскурсии, комплексные занятия, досуги, выставки фотографий, рисунков и творческих работ).12 . Повышение родительской компетентности по вопросам народных традиций.Предполагаемые итоги реализации проекта:1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).2. Развитие творческих способностей в игровой, театрализованной и художественной деятельности детей. 3. Совершенствование речевой деятельности, звукопроизношения, выразительности и связной речи детей, развитие коммуникативных навыков.4. Активизация познавательной деятельности.5. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.6. Умение играть в русские народные подвижные игры. 7. Знание сказок и сказочных героев, понимание характера героев, умение давать характеристики поступкам героев, отличать хорошие поступки от плохих. Формирование веры. что добро всегда побеждает зло. 8. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.9. Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной игровой деятельности.10. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.11. Активное участие родителей в подготовке костюмов, масок, атрибутов к праздникам. 12. Участие в конкурсах, в.выставках рисунков, поделок, творческих работ.13. Осознание родителями, что фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.14. Повышение вклада семей воспитанников в воспитание у детей.15. Установление эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями через совместную деятельность.Методы работы над проектом
  • Теоретический (анкетирование, беседы, консультации и др.)
  • Наглядный (получение информации через презентации, выставки, экскурсии, целевые прогулки)
  • Практический (участие в мероприятиях ДОУ, игровые ситуации, продуктивная деятельность).
  • 1 этап. 1.Определение темы проекта, его актуализация.2. Определение цели и задач.3. Выбор методов работы над проектом.2 этап. Разработка проекта1. Довести до участников проекта важность данной темы.2. Провести консультацию для педагогов ДОУ «Приобщение детей к истокам народной культуры».3. Составить перспективный план работы.4. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, словесно-музыкальные, драматические, игровые и хореографические произведения обрядово-календарного фольклора, соответствующие содержанию праздника, интересные и доступные для детей. 6. Составить картотеку игр по теме, картотеку пословиц, примет, загадок, физкультминуток по теме.7. Подготовить презентации по теме проекта.8. Разработать конспекты занятий, бесед, сценария развлечения.9. Привлечь родителей для реализации проекта. Список литературы:1.Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Издание 4-е, 1973г. 2. Бударина Т.О. «Знакомство детей с русским народным творчеством».С-Пб, «Детство-пресс», 2004г 3.Гаврилова М.Т. «Истоки русской народной культуры в детском саду» . Издательство «Детство-Пресс», 2013г.4.Тимофеева Л.О « Приобщение старших дошкольников к традициям родного края». Издательство «Учитель», Волгоград, 2015г.5. Чижова Г. В, Белова Е.В. «Знакомство детей дошкольного возраста с народными традициями и культурой родного края» « Детский сад от А до Я2011г.