Публикации Консультация - практикум для педагогов «Степ – аэробика для детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация - практикум для педагогов «Степ – аэробика для детей дошкольного возраста»
Автор: Хабарова Ольга Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радость» комбинированного вида – структурное подразделение детский сад № 66 «Растишка» Воспитатель: Хабарова Ольга ВикторовнаКонсультация - практикум для педагогов «Степ – аэробика для детей дошкольного возраста».Цель: знакомство педагогов с видом спорта – «степ – аэробика».Задачи:-познакомить педагогов с видом спорта – «степ – аэробика»;передать способы методических приёмов в овладение детьмиосновных шагов в степ-аэробике;создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.Проблема физического здоровья детей – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Многие дошкольные учреждения внедряют в свою работу различные оздоровительные программы и новейшие технологии.Основной формой развития двигательной активности детей в ДОУ являются физкультурные занятия. С целью поддержания интереса дошкольников к ним особое внимание следует уделять подбору физкультурного оборудования. Степ – аэробика - одна из форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.Степ-аэробика – ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Занятия со степом способствуют:
  • Формированию осанки, костно-мышечного корсета;
  • Развитию координации движений;
  • Укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения.
  • Область применения степа довольно широка: степ - аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
  • в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего возраста;
  • как часть занятия;
  • в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
  • в показательных выступлениях детей на праздниках и
  • развлечениях, где они демонстрируют родителям свои достижения.
  • Таким образом, использование степ - платформы позволяет сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям. А это является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.И сейчас в условиях реализации федеральных государственных требований использование степ — аэробики стало более актуальным, потому что эти занятия проходят обычно в игровой форме и интегрируются с другими образовательными областями. На занятиях по физкультуре степ-платформа используется на каждом этапе:
  • в водной части дети огибают скамейки (ходят или бегают змейкой);
  • в общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ-аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лёжа), что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;
  • в основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости с различными атрибутами;
  • в подвижных играх и эстафетах.
  • Организуя степ-тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.Техника степ - аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.Для сохранения правильного положения тела вовремя степ - аэробики необходимо:
  • держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
  • избегать перенапряжения в коленных суставах;
  • избегать излишнего прогиба спины;
  • не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;
  • при подъёме или опускании со степ платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
  • стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
  • держать степ-платформу близко к телу при её переносе.
  • Основные правила техники выполнения степ - тренировки:
  • выполнять шаги в центр степ - платформы;
  • ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
  • опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы;
  • не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
  • не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;
  • делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.
  • Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.При выборе музыкального сопровождения инструктор должен руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ - программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности.Важной частью степ - тренировки являются словесные команды. Они должны быть краткими и чёткими.На занятиях степ - аэробикой дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется на занятиях степ – аэробикой, выполнение упражнений ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий. Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.Таким образом, занятия степ – аэробикой - важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Высота ступеньки подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от длины его ноги.Взрослый может оказывать помощь ребенку, слегка придерживая его за руку для поддержания ритма движения и необходимой частоты.Использование степ - платформы позволяет сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.Практикум для педагогов Комплекс степ-аэробики оздоровительно-тренирующей направленности для старших дошкольниковВ хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую, ритмичную музыку педагоги становятся позади степов. Подготовительная часть1. Ходьба обычная на месте. (должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться.)2. Ходьба на степе.3. Приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками.4. Приставной шаг назад со степа, вперед со степа.5. Ходьба на степе; руки поочередно вперед, вверх, вперед, вниз.Основная часть1. Ходьба на степе, руками рисуя поочередно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.2. Шаг на степ — со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочередно вдоль туловища.(1 и 2 повторить три раза.) 3. Приставной шаг на степе вправо-влево, прямые руки, поднимая одновременно вперед-вниз. 4. Приставной шаг на степе вправо-влево с полуприседанием (шаг — присесть); кисти рук, согнутые в локтях, — к плечам, вниз. 5. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной. 6. Шаг на степ — со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной.(3, 4, 5 и 6 повторить 3 раза.)7. Бег на месте на полу.8. Легкий бег на степе.9. Бег вокруг степа.10. Обычная ходьба на степе.11. Ходьба на носках вокруг степа, поочередно поднимая плечи.12. Шаг в сторону со степа на степ.13. «Крест». Шаг со степа — вперед; со степа — назад; со степа — вправо; со степа — влево; руки на поясе. 14. То же, выполняя танцевальные движения руками.15. Упражнение на дыхание. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.16. Шаг на степ со степа.17. Мах прямой ногой вверх-вперед (по 8 раз).18. Ходьба змейкой вокруг степов (2—3 круга).19. Мах прямой ногой вверх-вперед, руки на поясе (по 8 раз).20. Бег змейкой вокруг степов.21. Подвижная игра «Цирковые лошадки».Круг из степов — это цирковая арена. Педагоги идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2—3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.Педагоги убирают степы в определенное место и берут по коврику, которые раскладывают по кругу и садятся на них.30. Упражнения на расслабление и дыхание.Рефлексия:-Хотелось бы услышать несколько слов о совместной деятельности:-Как вы чувствовали себя в позиции обучающего?-Возник ли у вас интерес к использованию в практике степ- аэробики?Педагог: Спасибо за участие! Будь те здоровы, берегите и укрепляйте своё здоровье и здоровье наших детей.Используемая литература: 1.Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005г., 6 4.Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008 № 5. Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005 г., №1 2. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. «Здоровячок» (система оздоровления дошкольников) // Воронеж 2012 г. 4.Прищепа С.С. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» // Москва 2019г. 10. « Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/115. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Обзор программ дополнительного образования.- М:ТЦ Сфера, 2019 -128 с.6.Сулим Е.В. Детский фитнесФизическое развитиедетей 3-5 лет - М.:ТЦ Сфера, 2018 г. 7.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе»: (Танцевально – игровая гимнастика для детей) Учебно-методическое пособие. – СП . Детство пресс, Интернет ресурсы : infourok.ru