Публикации Конспект урока по русскому языку по теме: "Зри в корень"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку по теме: "Зри в корень"
Автор: Юсупова Юлдуз Фирдинантовна

ТЕМА: ЗРИ В КОРЕНЬ Цель:предметные
  • организация деятельности по упражнению в выборе родственных слов, соответствующих выявленным признакам;
  • формирование умения выделять общую часть в родственных словах;
  • развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
  • развитие навыков оценки и взаимооценки выбора языковых средств устного общения;
  • метапредметные
  • освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие умения на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов;
  • развитие умения анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • развитие навыков общения, умения считаться с мнением других и договариваться в различных ситуациях.
  • Коммуникативные
  • слушать и понимать речь других)
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)
  • учиться высказывать своё предположение (версию)
  • Личностные УУД:
  • учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию
  • Ход урокаI . Организация начала урока. Создание психологического настроя.СЛАЙД 1Я рада приветствовать вас в этом классе,Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.Пусть будет сегодня в этом классеСветло, уютно и нам всем очень легко.- Здравствуйте! Давайте, ребятки, поприветствуем друг друга своими улыбками, поздороваемся друг с другом и подарим эти же улыбки нашим гостям, поздороваемся с ними. - Садитесь.- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке:СЛАЙД 2* помогали друг другу;сегда решали возникающие у вас проблемы вместеСЛАЙД 3*чтобы вы открыли на уроке что-то новое и интересноеСЛАЙД 4*и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас.СЛАЙД 5- Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию. Готовы?II. Мотивация к учебной деятельности- К сегодняшнему уроку я подготовила девиз. Прочитайте, пожалуйста его. СЛАЙД 6Зри в корень.- Как вы понимаете значение этого выражения?- Может значение какого-то слово у вас вызвало затруднение?(Зри)- А где можно посмотреть значение этого слова? (в Толковом словаре) - Ребята, в толковом словаре слово «зри» означает смотреть, видеть.СЛАЙД 7- Может это вам поможет объяснить фразу «Зри в корень». Что это значит? (смотреть в корень)- Что значит смотреть в корень? (Находить самое важное)- Поднимите руку, кто хочет узнать сегодня что-то важное на уроке русского языка.- А зачем нам нужно добывать знания? Зачем вообще нам нужны эти знания? (Чтобы пригодились нам на практике, чтобы мы могли их применять на практике.) - Совершенно верно! Чтобы это пригодилось нам практике и мы смогли применять свои знания. Молодцы!III. Физминутка- А теперь приготовьте свои пальчики к следующему этапу. Поставим ручки на локти.-Будем пальчики считатьРаз, два, три, четыре, пятьВот какие дружные, крепкие и нужные.Потрите пальчики.- Скажите, а к какому этапу мы подготовили наши пальчики? Что мы сейчас будем делать? (писать.)IV. Чистописание. СЛАЙД 8- Какой именно этап у нас будет? (чистописание)- А что мы делаем на этапе чистописания? (повторяем написание букв, соединений).- А зачем нам нужен этот этап? (чтобы красиво писать)-Ребятки, какой чудесный сегодня день и он приготовил для нас вот такой узор-А что это за слово?(к@ленд@рь)-А посмотрите что необычного в его написании? (буквы обведены в кружочек) СЛАЙД 9-А кто мне скажет, что такое календарь?( таблица или книжечка где дни расписаны по месяцам в году)- И так, ребятки, ещё раз посмотрите на это слово, проговорите его по слогам и запишите его в свои тетрадочки, соблюдая вот такой красивый узор. Прежде чем начнём писать, давайте с вами вспомним, какие правила при письме мы должны учитывать.(сесть правильно, спина прямая , тетрадь с наклоном). СЛАЙД 10- Пишем красиво, стараемся. Садитесь правильно!-А теперь выделим орфограммы в этом слове.- Какая орфограмма встретилась в этом слове? ( «а» в первом слоге, «е» во втором слоге) (они непроверяемые безударные гласные в корне слова)- А какую орфограмму вы ещё заметили? ( мягкий знак)-А для чего нужен? (мягкий знак указывает на мягкость согласных.)- А теперь посмотрите какая буква вам больше всего понравилась ? Нарисуйте над этой буковкой снежинку. А я посмотрю, у кого какие красивые буковки получились. - Оцените свою работу.- Ребята вы сказали, что в этом слове есть непроверяемые безударные гласные в корне слова, значит это какое слово (словарное)- Значит какой этап следующий нашей работы? ( Словарная работа)V. Словарно-орфографическая работа.Работа над лексическим значением слова «корень»- Для чего мы проводим словарную работу ( повторяем написание словарных слов)- Ребята, перед вами лежат маленькие календарики. А на другой стране кроссворд. Узнаем словарное слово, по его значению разгадав кроссворд. И так первое слово 1.Он год кончает, а зиму начинает. (декабрь) .СлайД 11Произнесите с ударением, какую гласную напишем в первом безударном слоге?(Е) Скажите, по слогам.(де-кабрь)-Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)- Что она делает? ( Указывает на мягкость)2. Низкая температура воздуха. Нам очень….(холодно)- Скажите с ударением(хОлод)-Какую вторую гласную напишем?(О) Можно проверить? Как?(холОдный)-Какая ещё есть орфограмма? (парные согласные д-т ) как проверим? (холодок)- Молодцы! Правильно, холодок ласково можно сказать. Умнички! 3.Холодная зимняя погода, трескучий…. (мороз)- Произнесите с ударением,(морОз) Какую гласную напишем? Скажи по слогам.(мо-роз)- Проверяемое ли это слово? Попробуйте проверить его? Можно ли его проверить?( Нет)- Значит, что нам нужно сделать?(Запоминатьто словарное слово)-Какую ещё орфограммувы увидели? (парныхсогласных з- с .) Как её проверяем? (Чтобы проверить парные согласные в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шла гласнаяОРОЗ МОРОЗЫ.)- Молодцы! Дальше . 4.Промежуток времени обычно в 30 дней, но бывает чуть больше или чуть меньше. ( месяц)- Произнесите с ударением, (мЕсяц)- Какую гласную там напишем? (Е)- Какаябезударная гласная ?( Я)- Произнесите по слогам.(ме-сяц)5.Самый первый месяц в году(январь).- Произнесите с ударением,(янвАрь) Скажи по слогам.(ян-варь) -Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)6.Самый короткий месяц в году? (Февраль)- Произнесите с ударением,(феврАль)- Какая же там гласная в первом слоги ?(Безударная непроверяемая гласная) акую гл. напишем?(Е)- Скажите по слогам.(фев-раль) -Какую ещё орфограмму увидели? (мягкий знак)- А теперь отложите ручки и скажите что общего в этих словах ( Все они относят к зиме)- Есть ли здесь лишнее слово? ( ХОЛОД)Все слова словарные, а холод нет.СЛАЙД 12- А попробуйте, найти слово которое получилось у нас по вертикали. ( КОРЕНЬ)VI. Актуализация знаний. -А давайте соберем знания, которые вы уже получили на прошлых уроках. ( На доске слово КОРЕНЬ)1.Работа над лексическим значением слова «корень».– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень».- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)Чтение учителя: СЛАЙД 13Корень:- подземная часть растения;- часть волоса, зуба, ногтя;- начало, источник чего-либо;-Так же как и у кустов, корень слова есть у слов - Значит, наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (на доске многозначные ). - Скажите где на уроке русского языка нас будет интересовать значение слова корень(значение корня в слове )- А теперь скажите, что такое корень? (Корень –это главная часть слова)(на доске КОРЕНЬ)- Что такое корень? (на доске ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ). - Как найти корень в слове? (Подбираем однокоренные слова.(На доске ОДНОКОРЕННЫЕ ))- А какие слова называются однокоренными?(Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и близки по смыслу) (на доске ОБЩИЙ СМЫСЛ и КОРЕНЬ)- А как выделяется корень? (дугой) (на доске СХЕМА)- Посмотрите, какую модель мы составили, сколько вы уже знаете!VII. Сообщение темы и целей урока. - А хотите узнать ещё больше новое о корне и об однокоренных словах.(Да)- А для этого я вам приготовила интересную загадку. Будьте внимательны. СЛАЙД 14- Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки.Встретились как-то гусь и гусеница.-Ты кто?-Я-гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто?- А я гусеница, я-ваша тетя.- Так родня ли гусеница гусю? Как вы думаете?-Кто считает что она родня? Поднимите ручку и докажите! Кто сможет доказать? Кто затрудняется? Кто считает что не родня? У кого есть ответ? ( Там одинаковый корень )- Ты считаешь, что у них одинаковый корень. Значит, они по- твоему родня? (Да)- Кто считает, что они не родня? ( Надо чтобы корень был одинаковым и смысл одинаковым здесь смысл изменился)- Давайте, посмотрите, у нас два с вами мнения - ….. считает что они родня, а …. считает что не родня. - И так с какой трудностью мы с вами столкнулись ?(Доказать родня гусеница гусе)- Что мы должны сейчас делать? (Найти однокоренные ли они или нет)- И так первое чтобы доказать родня ли не родня с чего мы начинаем? Вы сказали, что у них должен быть :( ОБЩИЙ СМЫСЛ)- Давайте, определите, общий смысл слова гусеница!-Кто такая гусеница? (насекомое)- А гусь? (домашняя птица)- Какой вывод мы можем сделать? (лексическое значение разное)- Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова)- Маленькая гусеница… (гусеничка)СЛАЙД 15- Трактор с большими колесами.. (гусеничный)- Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч).- А в слове гусь какой корень? (гусь)- Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные)- Сделайте вывод. (слова не однокоренные).- Какой вывод можно сделать? ( Что они не родня)- Да. Эти слова: ГУСЬ и ГУСЕНИЦА не являются однокоренными.- Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли доказать, что эти слова не являются родственными.-А теперь скажите, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Чему вы научитесь? Что мы сейчас сделали?( Распознавали слова у которых одинаковый корень и одинаковое значение )- Правильно! И наша тема сегодня так и называется:СЛАЙД 16РАСПОЗНОВАНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ- Теперь у нас есть цель, у нас есть тема и нам нужно составить обязательно план по которому мы свами будем действовать. - А что мы будем делать первым. Что будем делать если у нас много - много слов( Мы будем выбирать из группы только однокоренные слова )- Ребята, а вы знаете, в каждой группе, и в этой группе может быть для вас ловушка. Можно совершить что?( Ошибку )- Значит мы будем эту ошибку что делать?( Искать и исправлять) - Правильно, находить и исправлять ошибку это - второй пункт плана у нас с вами. - А потом полученные знания мы с вами?(Закрепим.Применим)- Совершенно верно. Третьей пункт плана это: применять. И так мы составили с вами план. Спланировали свою деятельность. СЛАЙД 17- Будем работать по плану. Первое: выделяем группу слов. Для этого я приготовила вам следующее задание - Подберите однокоренные слова, распределите эти слова по группам .VIII. Работа по теме урока1. Развитие умений – применение знания. Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в группе. СЛАЙД 18-Ребята, попробуйте разделить слова на две группы (в 2 столбика). - Как вы думаете, к каком у первому слову вы подберёте однокоренное слово(гора и горение) - К какому слову относиться первое слово?(Первое слово горка, относиться к слову – ГОРА)- Следующее слово, пожалуйста.(Слово горение относиться к слове – ГОРИТ)- Происходит действие чего?(Огня) - Молодцы. Куда относитсяледующее слово? (Следующее слово ГОРНЫЙ относится к слове - ГОРА)-Следующее, слово ГОРЕЛКА, пожалуйста (горелка – прибор, в котором происходит горение.), Слово ГОРЕЛКА относится к слове - ГОРИТ)- Правильно. Это устройство, из которого что тоже идёт? (Огонь.)- Правильно. Следующее, слово ГОРНЯК. Кто знает, кто это у нас ГОРНЯК? (горняк – работник горной промышленности)- Следующее, слово ЗАГОРЕЛСЯ. Куда относится?(К слове горит)- Да. Огонь горит. И последнее слово – ГОРИСТЫЙ- ГОРИСТЫЙ(гористый – рельеф, местность с горами) относится к слове ГОРА. - А теперь посмотрите, какой корень у первой группы? (-гор-) СЛАЙД 21- А у второй?(-гор-)-Какой у них корень? (ГОР)- А значение у всех у этих слов какие? Посмотрите, что общего заметили в этих словах. (У них смысл общего нет)- Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными? (Нет)- Правильно, не все слова с одинаковым корнем могут быть ОДНАКОРЕННЫМИ. На что ещё нужноещё смотреть?(На смысл)- Совершенно верно, на смысл.Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными. И так вы правильно смогли выбрать группу одинаковых слов.2. Игра «Третий лишний» (по вариантам, работа в паре)-А сейчас, для вас написаны на карточках слова. Положите перед собой листочки. Будем находить и исправлять ошибки. Первую строчку будет выполнять первый вариант, а вторую строчку второй вариант. Вам необходимо выделить в словах корень и найти одно лишнее слово. После того как нашли, объясните своему соседу. Пара, которая справилась сигнализирует о готовности совместно поднятыми руками. Итак, приступаем.Чародей, волшебник, волшебно, волшебство.СЛАЙД 22Колокол, колокольчик, колодец, колокольный.-1 вариант какие слова вы считаете однокоренными?(волшебник, волшебный, волшебно)- А какое слово лишнее у тебя?(ЧАРОДЕЙ)- Почему оно лишнее? А кто такой чародей? от, кто делает плохое волшебство, магию)- Совершенно верно, бывает ребятки, белая и чёрная магия. Значит, значение у них какое?(Одинаковое)- А что разное? (Корень)- Правильно. Какой корень у них. (чар- и волшеб-)- 2 вариант у вас какие слова?(Колокол, колокольчик, колодец, колокольня)- Какое слово лишнее ты считаешь?(КОЛОДЕЦ)- Почему? (Потому что у слова колодец разный смысл)СЛАЙД 23- Да, это глубокая яма, где добывают воду, где со всех сторон брёвнами укрепленная. А какой корень в однокоренных словах вы выделили? ( КОЛОКОЛЬ)- КОЛОКОЛЬ ребята, обратите внимание, чтобы мягкий знак тоже попал в корень3. Физминутка.СЛАЙД 24- А сейчас нас колокольчик приглашает нас на прогулку.Рано утром в парк ходили,Там снеговика лепили.Все в Никиту бросилиИ в Диану бросили.Холодно гулять зимой,Побежали все домой.IX. Первичное закрепление СЛАЙД 25- Переходим к следующему этапу. Посмотрите, какой красивый лес. Красив всегда лес зимой, особенно заснеженной. У нас тоже есть деревья, но они у нас некрасивые, не похожи на зимние. Сейчас мы с вами укутаем их снегом, а укрывать их будите снежинками с однокоренными словами. Ваша задача укрыть эти деревья снежинками с однокоренными словами, найти лишнее слово и придумать свое однокоренное слово.Работаем в группах. Посмотрите, пожалуйста, правила работы в группе СЛАЙД 26- В группе должен быть ответственный- Работать должен каждый на общий результат- Свое несогласие нужно высказывать вежливо- Если не понял, переспроси- ПОМНИТЕ. ЧТО В ГРУППЕ РАБОТАЕМ НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ- Ребята, вспомним правила работы в группе. У нас есть :- Организатор (лидер) и хранитель времени  – организует работу группы, следит за соблюдением регламента работы группы.- Секретарь – оформляет решение группы, записывает все предложения членов группы.- Докладчик  – рассказывает, как надо представить результаты работы группы, следит за выполнением правил в группе.-И так будем работать следующем образом. Первая группа это, вот эта группа, вот ваше рабочее место, вторая группа, это ваше рабочее место, третье, группа это ваше рабочее место. И так распределите роли, и по одному возьмете дерево, которое вам больше всего понравилось. Укутайте их однокоренными словами. Там может быть лишнее слово, ребятки. Время у вас будет столько, сколько показывает часы. Часы переверните, пожалуйста.( работают)СЛАЙД 27- Чья группа готова? Выходите, пожалуйста.- Кто готовокладчик выходит, остальные сели на свои места. Проверим работы выполнение работы в группах. И так первая группа вы подбирали, к слове снег однокоренные слова- Какой корень в слове снег? ( Снег)- Так и есть – СНЕГ. А какое лишнее слово было? (СНЕГИРЬ) - А почему лишнее?( Потому что птица)-А какое своё слово придумали?(СНЕЖКИ)- Совершенно верно, и корень и смысл у них одинаковый. Давайте, поблагодарим первую группу- Вторая группа. -Мы подбирали к словам однокоренные слова к слове МОРОЗ- Какой корень?(МОРОЗ)- Какое лишнее слово у вас получилось? (МОРОСИТ)- Что это значит МОРОСИТ?(Когда очень часто идёт дождь)- Правильно! А какое своё слово?(МОРОЗНЫЙ)- Молодцы! Давайте, поблагодарим вторую группу!- Третья группа, пожалуйста.- Мы подбирали к слову ЛЁД однокоренные слова- Какой корень у слова ЛЁД?(ЛЁД)- Так и есть. Какое лишнее слово нашли?(СЛЕД)- Почему лишнее? (Смысл и разный корень)- Какое своё слово получилось?(ЛЕДЯНОЙ)- Молодцы! Выполнили верно! Давайте, поблагодарим третью группу. - Какая группа лучше всего и быстрее всего справилась с работой и правильней?- Я считаю, что вы все работали на общий результат. Молодцы! X.Домашнее задание. СЛАЙД 28 -Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание  а) Нарисовать дерево с однокоренными словами.б) Составить рассказ о зиме, используя однокоренные слова.( Ученики выбирают и записывают домашнее задание.)Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко. XI.  Итог работы. Рефлексия.СЛАЙД 29 - Вот и подошёл к концу наш урок. Мы научились находить однокоренные слова, выделять корень слова.- Легко ли вам было справляться с заданиями? ( Не все задания были простыми)- Какие задания были самыми простыми? (Проще всего было игра «Третий лишний»)- Какие задания были самыми сложными? (Сложнее всего было укатать дерево) - Над чем вы хотели бы ещё поработать на следующих уроках? ( Я хотел бы ещё потренироваться выделять корень слова.)-Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился наш урок, было все понятно, достаньте из конверта зеленый листочек. Как сигнал светофора покажет нам, что можно дальше идти по ступенькам к новым знаниям. Если что-то было непонятно, возьмите желтый листочек. Если было неинтересно, ничего не поняли – красный.Повесьте на наше условное дерево. (Делаем вывод о работе на уроке)- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.СЛАЙД 30