Публикации ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Автор: Наталия Александровна Андрюшина


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
5
1.1 Психолого-педагогические исследования адаптации к школе
5
1.2 Характерные особенности адаптации первоклассников в школе
11
1.3 Организация работы в адаптационный период первоклассников к школе
20
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
24
2.1 Организация и методы исследования
24
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
28
2.3 Рекомендации по работе в адаптационный период первоклассников к школе
40
Заключение
42
Список использованных источников
44
Приложение A
46
Приложение Б
52
ВВЕДЕНИЕ
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
Адаптация первоклассников в школе является актуальной проблемой для всей системы образования. Ежегодно увеличивается число первоклассников с низкой адаптированностью. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения.
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.
Объект исследования: адаптация первоклассников в школе.
Предмет исследования: особенности адаптации первоклассников в школе.
Цель исследования: изучить особенности адаптации первоклассников в школе в теоретическом и практическом аспектах.
Гипотеза исследования: применение разработанной программы психолого-педагогического сопровождения в процессе адаптации первоклассников позволяет им быстрее адаптироваться к учебному процессу.
Достижению поставленным цели исследования и выдвигаемой гипотезе служит решение комплекса задач:
- провести сбор и анализ литературы по выбранной теме;
- выявить характерные особенности адаптации первоклассников в школе;
- изучить организацию работы в адаптационный период c первоклассниками в школе.
- провести констатирующий эксперимент;
- разработать и применить программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников к обучению в школе;
- проанализировать полученные данные.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и экспериментальной части и ряда сопутствующих параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
1.1 Психолого-педагогические исследования адаптации к школе
Адаптация - (лат. adaptatio, adaptare, adaptio, adapto - приспособлять, устраивать) - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях [20].
Сам процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды.
Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.
Способность к адаптации выражена не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющего преодолевать разноплановые и порой острые затруднения.
Понятие адаптация может иметь различные значения в зависимости от того, социальные или биологические аспекты исследуются. Рассмотрение адаптации человека на природном уровне предполагает выделение:
- биологической;
- физиологической;
- психологической адаптации.
В общих определениях адаптации данному понятию придается различный смысл в зависимости от аспекта рассмотрения. При этом под адаптацией обычно имеется в виду:
- процесс приспособления организма к окружающей среде;
- отношение гармонии, равновесия между организмом и средой;
- результат приспособительного процесса;
- некая цель, к которой стремится организм.
Регуляторами адаптации выступают:
- мотивы;
- навыки и умения;
- опыт;
- знания;
- воля;
- способности [6].
Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.
В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды. А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой [17].
К числу социальных наук, изучающих процессы адаптации, относятся психология, этнография, демография, философия, педагогика, культурология и др. Употребление понятия адаптация в научной литературе связано с определенными периодами развития и направлениями социологических исследований, особенно по проблемам труда, трудового обучения и образования.
Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей - А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, И.А. Малашихина, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.
Серьезным самостоятельным вопросом методологического и содержательного характера является вопрос о видах, формах адаптации. В литературе отсутствует единство в его трактовке.
Как уже было сказано, рассмотрение адаптации человека на природном уровне предполагает выделение:
- биологической;
- физиологической;
- психологической адаптации.
Биологическая адаптация - процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями.
Физиологическая адаптация предполагает процесс приспособления организма и всех его систем жизнедеятельности к измененным условиям внешней среды. Отвечает за данный процесс гомеостатическая система организма, которая направлена на регулирование деятельности различных органов организма. Наиболее распространенный пример физиологической адаптации - акклиматизация. Это постепенное приспособление организма к жизни в других климатических условиях.
Более подробно рассмотрим психологическую адаптацию. Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
- в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);
- в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;
- в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;
- в сфере взаимосвязей с экологической средой.
Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:
- социальную психологическую адаптацию личности,
- социально-психологическую адаптацию личности,
- профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности,
- экологическую психологическую адаптацию личности.
Кроме того, выделяют так называемые интегральные или системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую, личностно-досуговую и др. Они представляют собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.
Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.
Следовательно, в активной целенаправленной приспособительной деятельности человека проявляется 2 тенденции, выраженные в разной степени и идущие параллельно:
- адаптивная, приспособительная тенденция,
- тенденция, адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.
Понятие школьная адаптация - одна из разновидностей социально-психологической адаптации. Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса [8].
Остановимся на младших школьниках, так как для этого возраста, адаптация, это естественное явление. Приспособить ребенка к школе – значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки.
Готовность к школе это не только набор определенных умений инавыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов: психологическая готовность, интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, физическая готовность, здоровье, моторика рук и движения, возраст,специальная готовность (чтение, счет, учебные умения).
Рассмотрим указанные выше компоненты более детально:
- Психологическая готовность. Необходимый и достаточныйуровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года. Успешное усвоение школьного материала.
- Интеллектуальная готовность. Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое,любознательность. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.
- Высокая мотивационная готовность. Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов.
- Признаки познавательной активности. Ребенок занимается умственной деятельностью. Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос. Просит почитать книги, дослушивает до конца. Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки. Дожидается ответа на поставленный вопрос.
- Социальная позиция школьника. Сформированность социальной позиции школьника: понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности исерьезности. Эмоционально-благополучное отношение к школе.
- Личностная и социально-психологическая готовность. Личностная и социально-психологическая готовность. Принятие позиции школьника. Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы.Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.
- Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение. Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
- Эмоционально-волевая готовность. Способность управлять своимиэмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.
- Коммуникативная готовность. Это умение ребенка строить своивзаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другимиребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по егозаконам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.
- Социальные страхи дошкольников. Страх ошибки на уроке. Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых.
- Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие.Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой. Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
1.2 Характерные особенности адаптации первоклассников в школе
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребёнка к новым условиям [9]. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке [15]. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность.
На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.
Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку себя ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции Э.Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.
Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы [11].
Ребенок 6-7 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях:
- усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
- ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
В связи с относительным преобладанием первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей.
Ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.
На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 6-7 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.
Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
По мнению М.Р. Битяновой, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде [7].
В ходе социальной адаптации не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребёнку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Приспособление (адаптация) первоклассника к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться [4].
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к. ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным.
Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы.
1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.
2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его взрослости, предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).
3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).
Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии обучения. Однако установлено, что у 20 - 30% шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения [12].
Механизмы адаптации первоклассника к школе имеют многообразие аспектов: физиологический, социальный, психологический и др.
Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на три основных этапа (фазы), каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма [15].
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта физиологическая буря длится достаточно долго (две-три недели).
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия, буря начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Дети далеко не с одинаковой успешность вживаются в новые условия жизнедеятельности. А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
Высокий уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложнённые задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовиться ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
А.Я. Варламова выявила также факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации [5].
Таблица 1- Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации
Благоприятные факторы социальной микросреды
Процент выборки, классифицирующий по данному фактору группу детей высокого уровня адаптации
Полная семья
77,6
Высокий уровень образования отца
87,9
Высокий уровень образования матери
83,2
Правильные методы воспитания в семье
95,3
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье
91,1
Отсутствие конфликтной ситуации в семье
94,4
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса
59,8
Функциональная готовность к обучению в школе
86,9
Благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс
85,8
Удовлетворённость в общении с взрослым
74,3
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников
97,8

Данная таблица показывает, что в числе наиболее благоприятных факторов – адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, функциональная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребёнка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная готовность к обучению в школе, неудовлетворённость в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.
С адаптацией связывают также отклонения в учебной деятельности (затруднения в учёбе, конфликты с одноклассниками и т.д.), которые могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.
Таким образом, адаптация к началу школьного обучения - это процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.
Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.).
В 1 классе адаптация к школе происходит наиболее напряженно и продолжается 6—8 недель, проходит по определенным этапам. Школьники, имеющие признаки дезадаптации или отсутствия адаптации, составляют группу риска по развитию нервно-психических и соматических заболеваний и нередко нуждаются в педагогической, психологической и медицинской помощи.
1.3 Организация работы в адаптационный период первоклассников к школе
Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что понятия сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, сопровождение развития являются одними из самых актуальных, но и менее разработанных в отечественной и зарубежной науке. При этом многие авторы (А.С.Галанов, Т.А.Ильина, Г.К.Кислица, Н.В. Чистоклетова и др.) рассматривают сущность сопровождения через категорию помощь, которая по природе своей должна строиться, исходя из имеющихся возможностей, задатков ребенка и реальной ситуации конкретного этапа его развития.
Сопровождение понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту зону развития, которая ему пока не доступна. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного обучающегося, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам первоклассник, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими обучающимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности [21].
Задачей психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников в школе, является разработка и внедрение в школьную практику программы таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможности решения своих актуальных потребностей: образовательных, возрастных, индивидуально-личностных. И задачи эти - общие для всех взрослых, включенных в учебно-воспитательный процесс. Наличие общей профессиональной цели, центрированной на ребенке, процессе его обучения и развития, делает всех взрослых равноправными и равно ответственными, задаёт им общее поле для сотрудничества, заставляет искать различные формы обмена знаниями, представлениями. Педагог и психолог (они, прежде всего) в рамках работы, построенной, на идее сопровождения, становятся очень нужными друг другу, так как их связывает единое отношение к ребенку, и общая профессиональная цель, достичь которую легче, объединив усилия и ресурсы. Таким образом, цель данной программы - развитие у первоклассников школьной мотивации, снижения школьной тревожности и на снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
- развить у первоклассников учебную мотивацию;
- снизить школьную тревожность у младших школьников;
- снять эмоциональное напряжение у первоклассников.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
1. Принцип активности, предполагающий построение предметноразвивающей среды в образовательном учреждении, которая включает в себя создание эмоционального поля, обеспечивающего формирование эмоциональной сферы младшего школьного возраста - основы социального развития.
2. Принцип природосообразности предполагает, что в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого именно ребёнок является центром этой ситуации взаимодействия. Данный принцип предполагает учёт пола, возраста, уровня развития ребёнка. Как отмечает А.В. Мудрик, важно, чтобы у ребёнка формировалось чувство сопричастности к социуму, осознание себя как субъекта жизнедеятельности [18].
3. Принцип сотрудничества предполагает ориентацию в процессе деятельности на личность ребёнка, создание благоприятных условий для её самоопределения, самореализации, для развития способностей. Совместная деятельность ребёнка младшего школьного возраста и родителей построена на межсубъективном взаимодействии, в котором ребёнок выступает как равноправный партнёр.
4. Принцип социализации - предполагает усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта, опыта взаимодействия ребёнка с миром взрослых. Социализация личности происходит в процессе деятельности, общения ребёнка со значимым взрослым в определённой культуре, что обеспечивает формирование у него социальной активности.
Структура занятия. Каждое занятие состоит из четырех частей:
( Приветствие, представление домашнего задания. На данном этапе ведущий приветствует группу, предлагает участникам представить группе выполненное домашнее задание;
( Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности;
( Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия. В конце каждого упражнения предполагается рефлексия. Участникам предлагается поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.
- Заключительная часть, прощание. Эта часть включает в себя рассказ о домашнем задании. Участникам предлагается поделиться своими мыслями о пройденном занятии, высказать благодарности кому-либо из участников группы.
Этапы программы:
1. Подготовительный этап.
Цель – создание благоприятных условий для работы с первоклассниками.
Задачи:
- ознакомить с правилами взаимодействия с классом;
- поднять эмоциональный тонус;
- снять общее напряжение.
2. Основной этап.
Цель – формирование психологических свойств и умений, необходимого для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.
Задачи:
- сформировать положительную школьную мотивацию;
- понизить тревожность обучающихся;
- снять эмоциональное напряжение.
3. Заключительный этап.
Цель – подвести итоги программы, узнать состояние первоклассников. Задачи:
- проанализировать уровень сформированности школьной мотивации;
- узнать уровень тревожности;
- проверить эмоциональное состояние первоклассников.
Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 35 мин, для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности первоклассника [19].
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период представлена в Приложении A.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель опытно-экспериментальной работы – разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
Задачи:
1. Эмпирическим путем диагностировать у первоклассников уровень школьной адаптации показателями уровня школьной тревожности, мотивации учебной деятельности, навыками саморегуляции.
2. На основе полученных результатов разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
3. Проверить эффективность разработанной программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
Этапы эмпирического исследования:
1. Констатирующий эксперимент.
Цель: выявление уровня тревожности, мотивации учебной деятельности и навыков саморегуляции у первоклассников.
Срок проведения: сентябрь 2020 года.
2. Формирующий эксперимент.
Цель: апробация программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
Срок проведения: I и II четверть 2020-2021 учебного года.
3. Контрольный эксперимент.
Цель: проверка эффективности программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
Срок проведения: январь 2021 года.
Эмпирическое исследование и реализация разработанной программы было проведено на базе МОУ СОШ п. Учебный, Ершовский район Саратовской области.
Описание выборки: В исследовании принимали участие 30 учеников 1 А класса, возраст 7-8 лет, 18 девочек и 12 мальчиков.
Для диагностики уровня школьной адаптации учащихся были подобраны следующие методики:
А. Психологическое исследование с помощью анкеты для определения школьной мотивации (Н.Г.Лусканова) [4].
Детям предлагается анкета, состоящая из 10 вопросов:
1. Тебе очень нравится в школе или нет?
2. Когда ты просыпаешься утром, ты всегда с радостью и желанием идешь в школу или ты бы хотел остаться дома?
3. Представить, что тебе учитель сказал, что завтра не обязательно приходить в школу всем ученикам. Ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
5. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя много друзей в классе?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Ответы первоклассников на вопросы оценивались от 0 до 3 баллов (за отрицательный ответ ставится 0 баллов, за нейтральный – 1 балл, за положительный – 3 балла). Далее баллы суммируются, 25-30 баллов – это высокий уровень школьной адаптации, 20-24 – это средняя норма, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов указывают на низкую школьную мотивацию, и менее 10 баллов – говорит о школьной дезадаптации, негативном отношении к школе.
Б. Методика Мое настроение в школе.
Детям была предложена карточка, на которой изображены три смайла.
Рисунок 1 - Карточка, используемая в методике Мое настроение в школе
Затем каждого ребенка просили показать:
1. Какое у тебя обычно бывает лицо, когда ты собираешься в школу? А когда идешь в школу?
2. Какое у тебя лицо на уроке математики (письма, чтения, рисования, физкультуры, труда)?
3. Какое у тебя лицо на переменах?
4. Какое у тебя бывает лицо, когда закончился последний урок? А когда идешь домой?
В. Микроисследование Изучение трудностей в адаптации первоклассников.
Наблюдение велось одновременно за всеми учащимися в классе во время учебной деятельности и на переменах. Результаты наблюдений нами были зафиксированы в специальном бланке, предназначенном для наблюдений.
В результате наблюдений давалась оценка следующих компонентов:
1. Слабая дошкольная подготовка.
2. Умение строить отношения со сверстниками.
3. Низкая учебная мотивация.
4. Проблемы между мальчиками и девочками.
5. Незнание границ допустимых нарушений при организации учебной деятельности (поведение во время урока).
6. Незнание границ допустимых нарушений при организации внеурочной деятельности (поведение на переменах).
7. Гиперактивность.
8. Домашний ребенок.
9. Хронические или частые заболевания.
Знак + обозначает фактор, препятствующий адаптации. Суммарное количество факторов было интерпретировано так: 0-3 – высокий уровень адаптации; 4 – 6 – средний; 7 и больше – низкий.
Таблица 2 – Сводные результаты исследования Изучение трудностей в адаптации первоклассников.

Ф.И. уч -ся
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого
Уровень
Александр Л.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Алёна Д.
+
+
+
+
4
Средний
Артём К.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Артём С.
+
+
+
3
Высокий
Ангелина П.
+
+
+
+
4
Средний
Алевтина М.
+
+
+
+
+
5
Средний
Виктория Р.
+
+
2
Высокий
Владимир П.
+
+
+
+
4
Средний
Дарина М.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Злата И.
+
+
+
+
+
5
Средний
Зоя Ч.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Иван Н.
+
+
+
+
+
5
Средний
Илья А.
+
+
+
+
+
+
6
Средний
Ирина Т.
+
+
+
+
4
Средний
Кира Б.
+
+
+
+
4
Средний
Константин Ц.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Лиана Г.
+
+
+
+
4
Средний
Матвей К.
+
+
+
3
Высокий
Милана С.
+
+
+
+
4
Средний
Милена Р.
+
+
+
+
+
5
Средний
Мирон Ш.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Михаил Г.
+
+
+
+
4
Средний
Павел С.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Полина В.
+
+
+
+
+
5
Средний
Софья К.
+
+
+
+
+
+
+
+
8
Низкий
Таисия Р.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Ульяна В.
+
+
+
+
+
5
Средний
Фёдор К.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Элеонора М.
+
+
+
+
+
+
+
7
Низкий
Яна Д.
+
+
+
+
4
Средний
Кроме этого, дополнительно был составлен план родительских собраний [Приложение Б] для популяризации среди родителей знаний об адаптационном периоде. На собраниях были освещены моменты как родители могут поспособствовать более быстрому прохождению адаптации помочь ребенку в этом непростом для него периоде. Так же на родительском собрании был проведен опрос родителей с целью выявления адаптации ребенка к школе.
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Первичная диагностика была проведена на констатирующем этапе эксперимента по методикам, описанным в предыдущем параграфе.
Психологическое исследование с помощью анкеты для определения школьной мотивации и методики Мое настроение в школе были проведены штатным психологом МОУ СОШ п. Учебный, Ершовский район Саратовской области.
Данные исследования с помощью анкеты для определения школьной мотивации схематически представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровень мотивации первоклассников на этапе первичной диагностики, %
Проанализировав полученные данные по методике, можно сделать вывод о том, что высокий уровень школьной мотивации характерен только для 2 (7%) первоклассников, средний уровень школьной мотивации относится к 3 (10%) обучающимся, положительное отношение к школе характерно для 5 (17%) первоклассников и школа привлекает их внеучебными сторонами.
Они достаточно комфортно чувствуют себя в школе, однако больше всего им нравится дополнительная возможность пообщаться с одноклассниками. Низкая мотивация к школе была диагностирована у 9 (30%) первоклассников, а у 11 (36%) первоклассников выявлено негативное отношение к школе. Последние ежедневно испытывают значительный дискомфорт в школе, это может быть, как неуспеваемость в школьной программе, так и проблемы в общении со сверстниками и педагогами. Им кажется, что школа это враждебная среда, в которой невыносимо находиться. Данный факт позволяет относить младших школьников к группе риска.
Далее ответы на вопросы были проанализированы более тщательно в группах первоклассников с негативным отношением к школе и низкой школьной мотивацией. Отметим те вопросы, на которые получены наименьшие баллы. Выявлено, что первоклассникам с негативным отношением:
- не нравится в школе (вопрос 1);
- они бы не пошли в школу, если бы учитель сказал, что можно не приходить (вопрос 3);
- им хочется, чтобы не задавали домашние задания (вопрос 4);
- им нравится, когда отменяют уроки (вопрос 5);
- им не нравятся одноклассники и у них мало друзей в классе (вопросы 9 и 10).
Методика Мое настроение в школе позволила выявить эмоциональный фон развития первоклассников. По результатам первичной диагностики на вопрос первокласснику Какое у тебя обычно бывает лицо, когда ты собираешься в школу? А когда идешь в школу?, 11 (33%) обучающихся ответили, что хорошее, 10 (33%) первоклассников, что грустное, 9 (30%) первоклассников нейтральное.
Рисунок 3 – Настроение, с которым первоклассники собираются и идут в школу, %
Далее следовал вопрос о настроении на различных уроках. Стоило ожидать, что на разные дисциплины школьники реагируют по-разному. Видно, то математика, чтение и письмо вызывают у первоклассников трудности. Однако, на такие дисциплины, как рисование, труд, физическая культура, дети идут преимущественно с удовольствием. Данный факт обуславливается недостаточной подготовкой к первым предметам.
Рисунок 4 – Настроение первоклассников на разных предметах
На вопрос Какое у тебя лицо на переменах? дети ответили следующим образом:
- хорошее, 13 детей (43%);
- нейтральное, 11 первоклассников (36%);
- грустное, 6 обучающихся (20%).
Рисунок 5 – Настроение детей на переменах, %
Последний вопрос Какое у тебя бывает лицо, когда закончился последний урок? показал, то большая часть 14 (47%) детей уходят из школы грустными, 6 (20%) первоклассников покидают занятия с хорошим настроением, 10 (33%) обучающихся относятся нейтрально к завершению учебного процесса.
Рисунок 6 – Настроение первоклассников после уроков, %
Стоит отметить, что около половины детей покидают школу с грустным настроением, так как они устали во время учебного процесса, который не приносит им удовольствия, им надоело находиться в школе.
Соответственно, низкая школьная мотивация присуща более, чем половине школьников экспериментальной группы. Школьная тревожность, в первую очередь, вызвана ситуациями, связанными со школой и ситуациями общения сверстниками, а эмоциональный фон у первоклассников отрицательно сказывается на учебной деятельности.
Следующее исследование Изучение трудностей в адаптации первоклассников было проведено классным руководителем. Данные были занесены в Таблицу 2. Сводные результаты представлены в виде диаграммы.
Рисунок 7 – Уровень адаптации первоклассников, %
У 3-х детей (10%) был проявлен высокий уровень адаптации к обучению в школе, выявленный путём наблюдения. Самые высокие показатели у первоклассницы Виктории Р. – 2 балла из 9. Эти учащиеся очень часто задавали вопросы, причём в большом количестве, направленные на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти ученики самостоятельно выполняли все поставленные педагогом учебные задачи. Они желали выполнять трудные задания, задания повышенной сложности, что выходили за рамки программы, чувствовалось, что их сильно интересовала тема урока, они активно относились к учению; проявляли любознательность, а также настойчивость в достижении цели; данные ученики практически не отвлекались во время выполнения заданий, проявляли учебную активность и инициативу. Учебные задания выполняют старательно, правильно и безошибочно, а если и допускают ошибки, то они редкие и непринципиальные. На переменах проявляют высокую игровую активность, охотно участвуя в игровой деятельности, тем самым демонстрируя высокий уровень сформированных навыков данной деятельности. Общительны, легко контактируют с одноклассниками. Дорожат хорошим мнением учителя о себе, стремятся выполнять его требования. Этим детям характерно спокойное эмоциональное состояние.
У 17-и детей (57%) наблюдался средний уровень адаптации к обучению в школе, выявленный путём наблюдения. Эти школьники интересуются лишь фактическим материалом и пытаются ответы, имеющие целенаправленный характер. Их активность зависела от эмоциональной привлекательности предлагаемой темы; предпочтение отдавали объяснению нового материала. При выполнении самостоятельных заданий данным учащимся была необходима помощь. Их активность и отвлекаемость проявлялись примерно в равных количествах. У троих первоклассников выявлена гиперактивность, это мешает им сосредотачиваться на уроке. Но к обучению они относятся положительно. На уроке, усваивая учебный материал, допускают порой единичные ошибки, а иногда наблюдаются перепады правильных и неправильных ответов. Активность таких детей обычно ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс. Инициативы проявляют мало, но легко вступают в контакт, если к ним обращаются. Общаются избирательно лишь с некоторыми из одноклассников. Старательно выполняют требования учителя, но за помощью часто обращаются к одноклассникам. Снижение настроения происходит систематически, но смена вида деятельности (пальчиковая гимнастика, перемена) нивелирует плохой настрой, соответственно, можно говорить о периодичности смены настроения.
10 детей (33%) характеризуются низким уровнем адаптации к обучению в школе, выявленным путём наблюдения. Эти учащиеся задавали очень мало и неактивно вопросы, и часто эти вопросы не имели целенаправленного познавательного характера, или они вообще никаким образом не были связаны с данным учебным предметом. На занятиях они очень часто и много отвлекались, могли ходить по классу во время урока. Этот и многие другие факты объясняются тем, что у 9 из 10 детей этой группы наблюдается гиперактивность. Самостоятельно выполнить задания им не представлялось возможным. Эти учащиеся вообще не проявляли ни инициативности, ни любознательности в учебном процессе. Проявляемый к новой теме интерес носил кратковременный характер, так как дети часто отвлекались на других детей или посторонние события. Эти школьники с трудом включались в учебную работу, ожидая принуждения, получали ряд замечаний. К учению вообще они относятся отрицательно или нейтрально. Успеваемость не стабильна, плохо усваивают материал по нескольким предметам. Ученики в большинстве случаев общаются с детьми из этой группы, в основном, их объединяет подвижное времяпровождение на переменах. Выполняют требования учителя формально, стараясь быть незамеченным. У этих учащихся преобладают отрицательные эмоции, кратковременный всплеск положительных эмоций может наступать либо при наступлении перемены, либо при прохождении интересного для них материала, сопровождающегося красочной презентацией.
В связи с результатами исследования, полученными в ходе психодиагностического обследования первоклассников, возникает необходимость в апробации программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
На этапе контрольного эксперимента был использован тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Главной целью этого этапа является определение эффективности реализованной программы развития психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период, с помощью методов математико-статистической обработки данных.
Далее опишем эмпирические результаты по измеряемым параметрам учебной мотивации, школьной тревожности и навыки саморегуляции до экспериментального воздействия и после него. Распределение испытуемых согласно полученным данным по анкете определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой, где отражены результаты до и после формирующей работы. Динамика результатов представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Динамика школьной мотивации на этапе первичной диагностики и после апробации методики, %
Как мы видим на гистограмме, после апробации методики психолого-педагогического сопровождения, показатели в области высокой и средней мотивации выросли на 10% и 23% соответственно. В секторе внешней мотивации наблюдается прирост на 16%, это означает, что налаживаются дружеские связи между одноклассниками, сплочается коллектив. Количество школьников с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе уменьшилось на 20% и 29% соответственно. С данными первоклассниками необходимо работать дальше на протяжении грядущего семестра, так как на данный момент они находятся в группе риска.
Распределение первоклассников по методике Мое настроение в школе так же претерпело изменения. По результатам ответов на первый вопрос Какое у тебя обычно бывает лицо, когда ты собираешься в школу?, 17 (57%) первоклассников ответили, что хорошее, 5 (17%) обучающихся дали ответ, что грустное, 8 (26%) охарактеризовали свое настроение как нейтральное.
Рисунок 9 - Настроение, с которым первоклассники собираются и идут в
школу в динамике, %
На вопрос Какое у тебя настроение на переменах? после проведения программы психолого-педагогического сопровождения 18 (60%) первоклассников ответили, что хорошее, 4 (13%) - грустное и 8 (26%) обучающихся – нейтральное.
Рисунок 10 - Настроение первоклассников на переменах в динамике, %
И на вопрос Какое у тебя бывает лицо, когда закончился последний урок? большая часть детей ответили, что уходят с хорошим настроением 17 (57%) , с нейтральным настроением – 8 (26%), грустными уходят из школы 5 (17%).
Рисунок 11 - Настроение первоклассников после уроков в динамике, %
Что касается уровня адаптации исследовании Изучение трудностей в адаптации первоклассников, то здесь заметны значительные подвижки в положительную сторону. Представим разницу результатов констатирующего и контрольного экспериментов в динамике.
Рисунок 12 - Уровень адаптации первоклассников в динамике, %
После проведения занятий по методике психолого-педагогического сопровождения количество детей с низким уровнем адаптации в процентном соотношении уменьшилось на 25% и составляет 7%, а это два первоклассника. Тем не менее, для того, чтобы помочь этим обучающимся закончить период адаптации, необходимо продолжение психолого-педагогической работы в текущем семестре.
Количество первоклассников с высоким уровнем адаптации выросло с 10% до 33%. Количество обучающихся со средним уровнем адаптации выросло несущественно – с 57% до 60%. Соответственно, можно сделать вывод, что разница детей в сегменте низкого уровня до и после апробации методики приблизительно равна разнице детей в сегменте высокого уровня адаптации.
Таким образом, можно сказать, что по результатам вторичной диагностики, отмечается положительная динамика в адаптации к условиям обучения в школе. Об этом позволяет судить положительная динамика в улучшении отношения к школе, которое проявляется через настроение. По результатам повторной диагностики можно сказать, что уровень психологической адаптации у детей существенно повысился в результате прохождения программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период направленной на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников, что говорит об ее эффективности.
2.3 Рекомендации по работе в адаптационный период первоклассников к школе
Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период освещены в Письме Минобразования России от 20.04.2001 г.№408/13-13
Данное письмо является дополнением к письму Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 0б организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы.
Начальныйпериод обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782-99 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений, введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309 в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: ...в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иныеформы организации уче6ного процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в формеуроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п.Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4—5 экскурсий по окружающему миру, 3—4 — по изобразительному искусству, 4—6 — по труду, 4—5 урока-театрализации по музыке и 6—7 уроков-игр и экскурсий по математике.
Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период, можно сделать вывод о том, что понятие адаптация в психологических исследованиях трактуется по-разному, но один факт остается неизменным, большинство авторов отмечает адаптацию, как процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Анализ литературы выявил показатели успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, их можно определить по таким критериям как:
- школьная мотивация, т.к. от нее зависит развитие познавательных интересов. Первокласснику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов;
- школьная тревожность, особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия;
- уровень саморегуляции первоклассника является важным критерием, поскольку формируется новый тип его деятельности - активная познавательная деятельность, когда он не просто интересуется чем-то, а может исследовать этот вопрос и довести знания по нему до такого уровня, который требуется для реального осуществления деятельности.
В данной работе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.
Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития.
В соответствии с задачами данной работы был проведен констатирующий эксперимент. На формирующем этапе опытно-экспериментальной деятельности с учетом данных констатирующего эксперимента, а также на основе проведенного теоретического анализа, была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период. На этапе контрольного эксперимента был реализован комплекс методов для оценки эффективности нашей программы. Для этого был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента.
По результатам повторной диагностики можно сказать, что уровень психологической адаптации у обучающихся существенно повысился в результате прохождения обучения по программе психолого-педагогического сопровождения первоклассников адаптационный период направленной на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников, что говорит об ее эффективности. Таким образом, результаты проведенной программы по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников в адаптационный период свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, а эмпирическая гипотеза подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.2 782-99.-М.: ДЕАН, 2003. -787c.
3. Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г.№408/13-13.
4. Артамонова Е.И. Аксиологические детерминанты воспитания и профессионального образования. Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях: материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 сентября 2014 года / отв. Ред. Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева; Ряз. Гос. Ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2014. – с. 13.
5. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. – с. 15.
6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: ЛГУ, 1988. - 256 с.
7. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 2013. – с. 28.
8. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013. – с. 43.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. М.: Мозаика-Синтез, 2014. – с. 58
10. Верейкина Л.В. Организация психологического сопровождения учебно-воспитательной работы педагогического вуза как среды формирования самоактуализировавшейся личности / Материалы межрегиональной научно-практической конференции Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования. - Соликамск, 2010. 17.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М., 2006. – 59 с.
12. Горянина В.А., Мухина В. С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования. М., 2014. – с. 60.
13. Демоз Л. Психоистория. Ростов н /Д: Феникс, 2012. - 509 с.
14. Дорофеева Г.А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Дисс...на соискание учёной степени кандидата психолог, наук. Ростов-на-Дону 2001.
15. Ефимов О.И., Ефимова В.Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. М.: Диля, 2013. – 94 с.
16. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. // Народное образование. 2013, № 1. - с. 111.
17. Маслоу А. Экзистенциальная психология / А. Маслоу. М.: Астрель, 2015. – 349 с.
18. Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе. // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С.57-79.
19. Могильникова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития школьника в условиях воспитательной системы школы / Материалы межрегиональной научно-практической конференции Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования. - Соликамск, 2014. – с. 12.
20. Субботина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. С. - 43.
Блоки
Неделя
Занятие
Упражнения
Предполагаемый результат
I.Развитие школьной мотивацииу первоклассников.
5.10.20 – 9.10.20
Занятий 1.
Давайте
познакомимся.
Цель: создание атмосферы психологического
комфортавгруппе, знакомствопервоклассников с учителем, психологоми друг с другом.
Вводная часть: упражнение -
Эстафета
хорошего настроения.
Основная часть: игра Дракон, кусающий свой хвост, игра
Мой смешной портрет и игра Рисуем настроение.
Заключительная часть:
упражнение Спасибо
за прекрасный день.
Группанастроенаи заинтересована в дальнейшей работе.
12.10.20-
16.10.20
Занятие 2.
Я тебе доверяю
Цель: формирование
позитивной Я – концепции младшего школьника.
Вводная часть: игра
Волшебная палочка.
Основная часть: упражнение
Кто Я?.
Заключительная часть:
упражнение Какой я есть и каким бы хотел быть.
Точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения, решения в процессе беседы; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание доброго,
уважительного отношения к людям.
19.10.20-
23.10.20
Занятие 3.
Сказкотерапия.
Цель: создание условий для формирования
Вводная часть: упражнение –
ролевая гимнастика.
Основная часть: создание "Лесной школы". Сказка М.А.
Занятие по сказкотерапии предполагаетуменьшение времени на психологическую
адаптацию, возникновения
Приложение А. Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период (Таблица 3)
учебно-познавательной
мотивациии
положительного отношениякшколеу первоклассниковчерез сказкотерапию.
Панфиловой Школьные правила.
Заключительная часть:
Упражнение
Рисуем настроение.
позитивного изменения поведения, развитие
самосознания, формирования социально-адекватных способов взаимодействия с внешним миром.
26.10.20-
30.10.20
Занятие 4.
Арт-терапия.
Цель:стимулирование положительных эмоциональных
переживаний, связанных с процессом творчества, с целью повышения
мотивации учащихся и их творческой
активности участников.
Вводная часть: рисование на темы Я и моя школа.
Основнаячасть: Я и мои
родители.
Заключительная часть:
упражнения Я и мои друзья.
Гармонизацияличности ребёнка через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.
II.Cнижение школьной
тревожностиу первоклассников.
2.11.20-
6.11.20
Занятие 5.
Проработка и снижение школьной тревожности первоклассников.
Цель:вербализация содержания школьной тревожности.
Вводная часть: упражнение -
Изобрази предмет.
Основная часть: игра Мои школьные трудности,
Разыгрывание ситуаций. Заключительная
часть: упражнения Новое и важное для меня.
Вербализировать, проработать и снизить школьную тревожность у первоклассников
9.11.20-
Занятие 6.
Вводнаячасть:упражнение
Снижениеуровнянегативных
13.11.20
Разрядкашкольной тревожности.
Цель: вербализацияи проработка школьной
тревожности, повышение самооценки первоклассников.
Кто пройдёт лучше?
Основная часть: упражнение
Иностранецвшколе,
Сочинениесказки. Заключительнаячасть: упражнения Новое и важное
для меня.
эмоций, связанных со школой снижение школьной
тревожности.
16.11.20-
20.11.20
Занятие 7.
Коррекцияличностной тревожности.
Цель:развитьумения анализировать свои
личностные особенности.
Вводная часть: упражнение
Слушай команду.
Основная часть: Назови свои сильные стороны, Как мы боремся с трудностями.
Заключительная часть:
упражнения Новое и важное для меня.
Повышение уверенности в себе; снижение тревожности.
23.11.20-
27.11.20
Занятия 8.
Снижение
уровня
тревожности.
Цель: создать условия для преодоления школьной тревожности
первоклассников.
Вводная часть: упражнение
Говорящие ладошки.
Основная часть: групповое животное,Управление телом.
Заключительная часть:
упражнение Мне сегодня.
Снижение уровня школьной тревожности у первоклассников.
III.Снятие эмоционального
напряженияу первоклассников.
1.12.20-
4.12.20
Занятие 9. Установление эмоционального
контактамеждувсеми участниками
занятий.
Вводная часть: упражнение - приветствие Здравствуйте, игра Назови себя; игра
Змейка.
Основнаячасть:игра
Флажок;игрыЖучок,
Формирование позитивного отношенияксверстниками снижениеэмоционального напряжения.
Цель: снятие
эмоционального напряжение
первоклассника.
На тропинке
Заключительнаячасть: упражнения Нарисуй облако своего настроения.
7.12.20-
11.12.20
Занятие 10.
Освоение позитивных формул поведения и отношения первоклассника к себе и окружающим.
Цель: осознание
первоклассником своих эмоциональных
переживаний.
Вводнаячасть:
игра Расставить посты.
Основнаячасть:игры
Запретное движение, Змейка-2;
играПередай
настроение, игра Атомы и молекулы.
Заключительная часть:
упражнения Понравилось – не понравилось.
Снижениеэмоционального напряжения.
14.12.20-
18.12.20
Занятие 11.
Снятие психического напряжения и освоение приемов само расслабления.
Цель: формирование способности понимать и передавать эмоциональное
состояниедругого человека при помощи жестов и мимики.
Вводная часть: упражнение - приветствие Общий круг; игра Змейка-2.
Основная часть: упражнения
Пингвины,Солнышкои тучка; игра Инсценировка. Заключительная
часть: упражнения Нарисуй облако своего настроения.
Снятие психического напряжения, освоение
позитивных форм поведения и отношения к себе.
21.12.20-
25.12.20
Занятие 12.
Коррекция эмоционального состояния
первоклассника.
Цель: освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения первоклассников.
Вводная часть: упражнение - приветствие Поздороваться с соседом справа; игра Иголка и нитка.
Основная часть: упражнение
Солнышкоитучка,игра
Пожалуйста;
игра Напряжение - расслабление Заключительная часть: упражнения Нарисуй облако своего настроения,
Понравилось–не
понравилось; упражнение – прощание До свидания.
Улучшается психологический климат вколлективе; формируются навыки
Саморегуляции негативных психоэмоциональных
состояний; повышается
самооценка и уверенность в себе.
Приложение Б. Список вопросов, рассматриваемых
на родительских собраниях
1. Адаптация первоклассника.
2. Режим дня первоклассника.
3. Микроклимат семьи и воспитание ребенка.
4. Развитие самостоятельности у детей.
5. Что влияет на самооценку младших школьников.
6. Профилактика перегрузок позвоночника у школьников.
7. Как примирить хочу и надо?
8. Мой ребенок – эгоист.
9. Понятие о нервном типе и темпераменте ребенка.
10. Что значит растить в ребенке самостоятельность.
11. Как развить интеллект ребенка?
12.Физическое и психическое развитие детей 6 – 7 лет.
13. Нравственные ценности семьи.
14. Как научить ребенка дружить?
15. Воспитание любознательности.
16. Что значит поддерживать ребенка в учебе?
17. Родительский авторитет.
Анкета для родителей
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?
Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
Как по сравнению с прошлым годом изменился режим сна?
Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то, как часто?
15