Публикации Использование технологии «образовательная ситуация» при организации образовательной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование технологии «образовательная ситуация» при организации образовательной деятельности
Автор: Сарлайкина Светлана Зиновьевна

Использование технологии «образовательная ситуация» при организации образовательной деятельности Ребенок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понимать, во всем разбираться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неизведанного.В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизируются мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Проявить свою инициативу, активность, творческий подход ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка? Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А возможность самостоятельно выбирать партнера по игре и общению, а также желаемый вид деятельности является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение каких-либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе. А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность? Одной из основных форм взаимодействия педагога с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация – это эффективный метод в дошкольном образовании, направленный на поддержку и развитие познавательного интереса, инициативы и самостоятельности детей. Суть его заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей. Образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями. По форме организации детей образовательные ситуации классифицируются на: 1.Заранее спланированные – придуманные, с подготовленным материалом, с помощью которых решаются воспитательно - образовательные задачи. Сценарий спланированных ситуаций должен быть настолько гибким, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий, но придерживаясь при этом поставленной цели. 2.Спонтанные (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную. Спонтанные образовательные ситуации необходимы, когда ребенку в его самостоятельной деятельности не хватает для решения возникших у него задач, нужных для этого средств и способов.Образовательные ситуации необходимо включать в различные моменты образовательного процесса - занятия, беседы, игpы, режимные моменты, самостоятельную деятельность детей. Исходная ситуация может быть любой: знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки.Образовательная ситуация включают в себя несколько этапов: 1. Введение в ситуацию. Педагогом создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети определяют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). «Детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать, она не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. То есть, «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д. 2. Актуализация знаний и умений. Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания. 3. Затруднение в ситуации. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. При помощи педагога анализируется возникшая проблемная ситуация: фиксация затруднения, выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).Этот этап чрезвычайно важен также с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать».Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.Детям младшего дошкольного возраста в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме: «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…». В старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели. 4. «Открытие» нового знания. Выбирается способ преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез, а также определяется порядок действий. Поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) происходит посредством использования различных форм организации детских видов деятельности. Именно они обеспечивают, с одной стороны, преодоление затруднения (достижение «детской» цели), а с другой, – решение программных задач («взрослую» цель). Фиксируется новое знание или способ действия. 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. На этом этапе полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей. Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма (способа). Самопроверка по образцу (схеме) и (или) взаимопроверка. Использование новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах, подгруппах. 6. Осмысление (итог). Воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей или подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели. Акцентирование внимания на успешном опыте преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).Использование образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.