Публикации «Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)»
Автор: Забродина Анастасия Сергеевна

Забродина Анастасия Сергеевна«Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)»В. А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».Именно с дошкольного возраста надо начинать экологическое воспитание, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.В этот период закладываются основы личности, а детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому перед педагогами встает задача -  формирования основ культуры рационального природоиспользования. Человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет беречь и охранять ее как источник радости и счастья.В своей работе я использую различные методы и приемы экологического воспитания дошкольников. Одним из важных методов является наблюдение. Систематически проводим наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Ежедневно в группах оформляются дневники наблюдения за погодой, где дети отмечают погоду в течение дня. Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.Экологическое воспитание и образование детей происходит также через образовательную деятельность.  Образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с природой даёт возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Мною разработаны  и проводятся интегрированные занятия: «По лесным тропинкам», «Береги природу родного края» и др.Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний. Ни одно занятие не обходится без игровых технологий. Ученые доказали, что оптимальной формой ознакомления дошкольников с природой являются игры и игровые обучающие ситуации. Усвоение знаний о природе при помощи игр, вызывающих эмоциональный отклик, влияет на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Мною составлена картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Дидактические игры занимают значительное место в системе экологического образования дошкольников. В процессе которых обучение осуществляется опосредовано, через различные элементы занимательного и, одновременно, познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.Проектно - исследовательская деятельность также является частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Большой интерес вызывают у детей проект - «Приключения капельки» о свойствах воды, в ходе реализации которого мы познакомились со свойствами воды с помощью простых экспериментов. Реализуя проект «Огород на подоконнике», мы наблюдаем за ростом посадок, ухаживаем за ними.Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях в детском саду проводятся экологические праздники, досуги, викторины: «В гости к весне», «День природы» и др. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Были проведены такие мероприятия как: семинар-практикум «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников», консультация для родителей «Веселые весенние прогулки», выставка детских работ «Хороша природа в любое время года», смотр-конкурс семейных творческих работ «Осенние волшебные листочки», смотр-конкурс семейных творческих работ «Край родной, люблю тебя». Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении экологических акций, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей. В нашей группе мы принимали участие в акциях «Батарейка», «Добрая зима для птиц», «Веселый субботник» и др.В процессе работы были замечены такие изменения, как: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики.Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.Список используемой литературы: 1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 336 с.4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. — 128 с.5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс,2003.