Публикации Вирусы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вирусы
Автор: Мигачева Наталия Ивановна


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Санаторная школа- интернат г.Петровска
Плохие новости в упаковке
Исследовательский проект
Выполнили учащиеся школы:
Малкина Софья - 10 класс
Воронова Ирина -10 класс
Руководители:
Мигачева Наталия Ивановна –
учитель биологии
Мартынова Ольга Михайловна –
учитель физики
2024год
г.Петровск
Проект на тему Плохие новости в упаковке
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть……………………………………………………….....6
1.1. Что такое вирусы, их строение….……………………………………..….6
1.2. История открытия вирусов………………………………………………..8
1.3. Происхождение и размножение вирусов……….….…..…………..…...9
1.4. Вирусные заболевания…………………... ………………………..…….10 1.5 Коронавирус, строение, симптомы, защита от заражения
2. Практическая часть………………………………………………………...16 2.1 Виды средств индивидуальной защиты
2.2 Исследование эффективности медицинской маски как средства
индивидуальной защиты.
Заключение………………………………………………………………….…17
Список литературы……………………………………………………………18








Введение
Кусает больно и обидно,
Хоть самого подчас не видно…
Дж. Свифт
Еще в прошлом веке ученые знали, что каждую заразную болезнь вызывает свой микроорганизм, с которым можно успешно бороться.
Бактериологи утверждали, что скоро не останется ни одной болезни.. Но проходили годы, а обещания не выполнялись. Люди заражались краснухой, корью, паротитом, ящуром, полиомиелитом, оспой, желтой лихорадкой, гриппом. От страшных болезней умирали миллионы людей, а микробов - возбудителей найти так и не удавалось.
Тема вирусов необъятна, и естественно, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но я попыталась найти основные понятия о вирусах, историю их возникновения, что необходимо знать каждому, в том числе и мне. Выполняя эту работу, я узнала не только о строении и размножении вирусов, но и о том, какие есть вирусные заболевания. За последние 3 года слово вирус вызывает у людей особую тревогу. В современном мире эти знания просто необходимы и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники.
Актуальностьвыбранной темы:из-за вирусных заболеваний в современное время умирают люди, поиском борьбы с такими заболеваниями заняты многие ученые. О вирусах ученым известно сравнительно немного. Но чтобы успешно бороться с коварными невидимками и болезнями, которые они вызывают, необходимо детально изучить их свойства. Тема, выбранная мною, мне показалась очень интересной, я захотела больше узнать о вирусах и познакомить обучающихся своей школы с вирусами, их строением, происхождением и многообразием, а также с вирусными заболеваниями и со способами борьбы с ними. Я считаю, что о вирусах и вирусных заболеваниях необходимо знать каждому для того, чтобы применять эти знания в быту. Например, недавняя вспышка коронавирусной инфекции привела к панике население всей планеты из за смертности и высокого уровня распространения заболевания. Обеспокоенность россиян ситуацией в стране, вызванной распространением вирусной инфекции закономерна. С начала 2019 года грипп уверенно атакует многие страны, а также и регионы России и последние новости не утешительны. Болезнь опасна, имеет множество проявлений и разновидностей. Важно знать симптомы и алгоритмы действия при заболевании.
Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Подсчитано, что человек при средней жизни в 70 лет примерно 7 лет болеет различными вирусными инфекциями. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру - бактерий, то станет ясно, что борьба с вирусами - одна из первоочередных задач науки.
Тема проекта:Плохие новости в упаковке.
Общее представление о проекте:проект представляет собой информацию о вирусах и вирусных заболеваниях.
Объектом изучения являются вирусы – неклеточная форма жизни.
Я поставила перед собойцель:
собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни, их строении, происхождении, истории открытия вирусов; о вирусных заболеваниях.
Для достижения цели я поставила задачи:
- собрать материал о вирусах, их строении, многообразии, о вирусных заболеваниях, и мерах защиты от них;
- провести анализ собранного материала, систематизировать его; представить собранный материал в виде проекта;
- оформить презентацию по данной теме и продукт своего проекта в виде информационно-познавательного журнала Вирусы.
практическая часть:
- изучить виды средств индивидуальной защиты
- исследовать эффективности медицинской маски как
средства индивидуальной защиты.

1.Теоретическая часть
1.1.Что такое вирусы, их строение
Все живые организмы, обитающие на Земле, представлены клеточными формами: одноклеточные организмы – одной клеткой, а многоклеточные построены из большого их числа. Единственным исключением из этого общего правила являются вирусы, тело которых не имеет клеточного строения. Являются внутриклеточными паразитами, не способными к жизнедеятельности вне живых клеток.
Вирусы – это мельчайшие возбудители инфекционных болезней. В переводе с латинского virus означает "яд, ядовитое начало". Их нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры очень малы. Их размеры колеблются в пределах от 20 до 300 мм. Они в пятьдесят раз меньше бактерий. Благодаря таким минимальным размерам вирусы проходят через фильтры, которые задерживают бактерии. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.
Вирусы имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она окружена защитной белковой оболочкой – капсидом. Внутри капсида могут находиться собственные вирусные ферменты. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, как правило, имеет спиральную или многогранную форму.
Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и нескольких белков, образующих вокруг нее оболочку - каnсид (от лат. капса - вместилище). Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики. Его капсид содержит всего один вид белка с небольшой молекулярной массой.
Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса. Их наружная оболочка - это фрагмент ядерной или цитоплазматической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду.
Учёные считают, что вирусы как структуры находятся на самой границе между живыми и неживыми организмами. Доказательством того, что вирусы живые, является способность их воспроизводить себя. У них есть генетический материал в виде ДНК или РНК. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. Для них характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. В то же время вирусы не имеют клеточного строения и не могут воспроизводить себя вне клетки – хозяина. Они не используют пищу, не могут вырабатывать энергию, не растут, не имеют обмена веществ. По образу жизни вирусы являются внутриклеточными паразитами. Они проникают внутрь клетки хозяина, нейтрализуют ДНК хозяина, с помощью своей ДНК или РНК способствуют синтезу новых копий вируса.

1.2.История открытия вирусов
Вирусы в микробиологии стали чем-то новым, но данные о них накапливались постепенно. Исследователь Луи Пастер так и не смог найти агент, который вызывает бешенство. Из-за этого он предположил, что тот настолько мал, что рассмотреть его под микроскопом невозможно. В 1884 году Шарль Шамберлан - известный микробиолог из Франции - изобрел фильтр, поры которого гораздо меньше бактерий. При помощи этого инструмента можно полностью удалить бактерии из жидкости. В 1892 году российский микробиолог Дмитрий Иосифович Ивановский использовал этот аппарат для исследования вида, который позже получил название вируса табачной мозаики. Эксперименты ученого показали, что даже после фильтрации сохраняются инфекционные свойства. Он предположил, что инфекция может быть спровоцирована токсином, который выделяют бактерии.
При помощи оптического микроскопа Д. И. Ивановский наблюдал за зараженными клетками растений. Он обнаружил тела, подобные кристаллам, который сейчас называются скоплениями вирусов. Однако тогда это явление получило название кристаллы Ивановского. Голландский микробиолог 1898 году, Мартин Бейеринк, повторил эксперименты Ивановского. Он решил, что инфекционный материал, который проходит через фильтр, является новой формой агентов. При этом он подтвердил, что они могут размножаться только в делящихся клетках, но на опытах не было выявлено того, чтобы они являли собой частицы. Тогда Мартин назвал эти частицы "растворимыми живыми микробами", говоря дословно, и снова стал использовать термин "вирус". Ученый стоял на том, что по своей природе вирусы являются жидкими, но это умозаключение опроверг Уэнделл Стэнли, который доказал, что по сути вирусы - это частицы. Тогда же Пауль Фрош и Фридрих Леффлер нашли первый вирус животных, а именно - возбудителей ящура. Его они пропустили через похожий фильтр.
1.3.Происхождение и размножение вирусов
Вирусы— сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхождение вирусов.
Существует 3 основных концепции происхождения вирусов:
1)Вирусы — потомки бактерий и других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную (регрессивную) эволюцию.
2)Вирусы — потомки древних доклеточных форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования.
3)Вирусы — производные клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранивших зависимость от клеток.
Ни один из известных на сегодняшний день вирусов не способен к самостоятельному существованию. Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки-хозяина, а затем или проникает целиком (путем эндоцитоза), или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту. Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.
1.4.Вирусные заболевания.
Вирусы поражают человека, домашних и диких животных, сельскохозяйственные и дикие растения, простейших, бактерии, грибы. Всех живущих подстерегают многочисленные болезни и в первую очередь различные инфекции, среди которых более 75% вызываются вирусами. Цифры заболеваемости по нашей стране показывают, что уже много лет первые четыре места среди всех инфекций уверенно держат четыре, уже знакомые вам вирусные болезни. Это, прежде всего, различные ОРЗ, затем грипп, далее следует гепатит и, наконец, корь. Осложнения после, например, гриппа могут стать ужасными. Хронический насморк или хуже ... от гриппа можно умереть. Почти каждый день мы встречаемся с разными видами вирусов, даже не подозревая этого. Вирусы являются возбудителями ряда опасных заболеваний: герпеса, полиомиелита, кори, краснухи, оспы, гепатита, энцефалита, бешенства, гриппа и др.
Герпес:у некоторых людей по краям губ, на крыльях носа или на подбородке периодически появляются покрасневшие участки кожи, густо покрытые пузырьками. Простуда! - скажите вы, но это герпес. Поселяется он в крови человека и остается там навсегда. Этот вирус очень коварен. Доказано, что органы, которые заразил герпес, через несколько лет поражаются раковой опухолью.
Полиомиелит: когда-то это заболевание убивало и калечило детей. Виноваты могут быть в болезни не один, а целых три вируса. Когда вирус попадает в организм, он проходит по нервам и крови в спинной мозг и головной мозг, там он поселяется в клетках серого вещества мозга.
Корь и краснуха: это детские вирусные заболевания. Правда, ими болеют и взрослые, но редко. Взрослые обычно болеют тяжелее, и у них чаще бывают осложнения.Характеризуется высоким уровнем восприимчивости (индекс контагиозностиприближается к 100%), высокойтемпературой(до 40,5C), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулезной сыпьюкожныхпокровов, общей интоксикацией.Ветряная оспа (ветрянка): это не самое тяжелое заболевание, большая часть населения переносит его в детстве. Эта оспа очень быстро и стремительно распространяется, как ветром разносится. Осложнения очень опасны, поэтому заболевшему необходим щадящий режим. Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв.
Бешенство: вирусное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. В организме укушенного человека болезнь возникает не сразу, чаще всего через 2 - 6 недель. Один из основных признаков развивающегося бешенства - водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, руки вытягиваются вперёд и дрожат, голова и туловище отклоняются назад, шея напрягается, лицо искажается и выражает сильное страдание и страх, цвет лица делается синюшным, широко раскрытые глаза устремляются в одну точку, глазное яблоко выпучено, зрачки расширены, на лице заметны судорожные сокращения мышц.
Желтая лихорадка:Жертвы этого заболевания - многие тысячи людей. Высокая температура, сильная головная боль и боли в спине, пожелтение кожи, рвота с кровью, бред и не редко смертельный исход - симптомы жёлтой лихорадки.
Грипп:Остроеинфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). К гриппу восприимчивы всевозрастные категориилюдей. Источником инфекции является больной человек, выделяющий вирус с кашлем,чиханьеми т.д. Больной заразен с первых часов заболевания и до 3—5-х суток болезни. Характеризуется аэрозольным (вдыхание мельчайших капель слюны, слизи, которые содержат вирус гриппа) механизмом передачи и чрезвычайно быстрым распространением в видеэпидемий. В виде эпидемий встречается чаще в осенне-зимний период.
Коронавирус:коронавирусы - это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевания, вызванные коронавирусами, протекают в легкой форме, не вызывая тяжелой симптоматики. Однако, бывают и тяжелые формы, такие как ближневосточный респираторный синдром (Mers) и тяжелый острый респираторный синдром (Sars). В 2019 г. началась вспышка заболеваний новым коронавирусом 2019-nСoV. Большая часть случаев заболевания этим вирусм зафиксирована в Китае, но в январе 2020 г. подтверждены случаи завоза заболевания более чем в 15 странах, включая Францию, германию, Австралию и США. На 28.01.2020 г. инфицировано данным вирусным заболеванием 6057 человек, зарегистрировано 130 смертей.
Симптомы заболевания:
Чувство усталости
Затрудненное дыхание
Высокая температура
Кашель и/ или боль в горле
Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп.
Передача коронавируса: Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает. Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязненной поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязненными руками рта, носа или глаз. Изначально, вспышка произошла от животных, предположительно, источником стал рынок морепродуктов в Ухани, где шла активная торговля не только рыбой, но и такими животными, как сурки, змеи и летучие мыши. Коронавирус и вирус гриппа могут иметь сходные симптомы, но генетически они абсолютно разные. Вирусы гриппа размножаются очень быстро – симптомы проявляются через два-три дня после заражения, а коронавирусу требуется для этого до 14 дней.
Как защитить себя от заражения коронавирусом? Самое важное, что можно сделать чтобы защитить себя, - это поддерживать чистоту рук ( мыть с мылом или использовать дезинфицирующее средство) и поверхностей.
Можно ли вылечить новый коронавирус? На сегодняшний день большинство заболевших людей выздоравливают. Необходимо обращаться за медицинской помощью. Врач госпитализирует по показаниям и назначит лечение. Не существует специфического противовирусного препарата от нового коронавируса- так же, как нет специфического лечения от многих других респираторных вирусов, вызывающих простудные заболевания. В настоящее время вакцины от данного вируса нет, но во многих странах уже начаты ее разработки. Но есть схемы лечения и препараты, которые помогают выздороветь. Самым опасным осложнением является вирусная пневмония. Чтобы вовремя начать лечение нужно своевременно обратиться за медицинской помощью.
Кто в группе риска? Люди всех возрастов рискуют заразиться вирусом. В заявлении комиссии по здравоохранению Ухани говориться, что в основном заболели люди старше 50-ти лет. Однако, как и в случае большинства других вирусных респираторных заболеваний, люди с ослабленной иммунной системой, имеющие сопутствующие болезни – в зоне риска.
Испанка, или испанский грипп, вызванный вирусом Н1N1 – остается самой разрушительной пандемией гриппа в современной истории. Заболевания охватило весь земной шар в 1918 году и, по оценкам, привело к гибели от 50 до 100 миллионов человек.
Вспышка свинного гриппа 2009 года унесла жизни 575400 человек.
Азиатский грипп в 1957 году, привел к гибели примерно дву миллионов человек, а гонконгский грипп 11 лет спустя (1968 г) унес один миллион человек.
Существуют три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями – вакцинация, применение интерферона и химиотерапия. Каждый из них действует по – своему: вакцины включают систему иммунитета, интерферон подавляет распространение вирусов, проникших внутрь клеток, а химиопрепараты вступают в единоборство и приостанавливают начинающуюся болезнь. Исторически самым старым и надёжным является метод вакцинации. С помощью вакцин резко снижена заболеваемость полиомиелитом, бешенством, корью, краснухой, эпидемическим паротитом, жёлтой лихорадкой, энцефалитами и другими вирусными инфекциями. Другим способом защиты человека от вирусов является использование сывороток и гаммаглобулинов, полученных из крови людей, переболевших той или иной вирусной болезнью. Такие сыворотки содержат антитела, способные нейтрализовать соответствующие вирусы и создавать пассивный иммунитет уже через несколько часов после их введения. Этот способ используется для предупреждения кори, лечения энцефалитов и других вирусных заболеваний.
В отличие от вакцин и химиопрепаратов, интерферон обладает универсально широким спектром действия и активен практически против всех вирусов, он подавляет размножение вирусов, уже проникнувших внутрь клеток. Клинические испытания интерферона показали, что он активен при острых респираторных заболеваниях, в тех случаях, когда вакцинация малоперспективна.
Чтобы оказаться зараженным, не обязательно вступать в прямой контакт с больным человеком. Способы передачи:
- прямой контакт - непосредственный контакт с источником инфекции;
- непрямой контакт - соприкосновение с предметом, которым пользовался больной человек;
- через переносчика - инфицирование через другой источник;
- воздушно-капельный путь - вдыхание мельчайших капель мокроты инфицированного человека.
Основным средством профилактики вирусных заболеваний у человека является ношение марлевых повязок при контакте с больными заболеваниями дыхательных путей, мытье рук, овощей и фруктов, протравливание мест обитания переносчиков вирусных заболеваний, вакцинация от клещевого энцефалита, стерилизация медицинских инструментов в лечебных учреждениях и др.
2.Практическая часть
2.1. Создание презентации и информационного журнала Вирусы
В рамках своего проекта я подготовила презентацию и небольшой информационно- познавательный журнал Вирусы. Данный проект имеет и практическую значимость: инфор
Глава 2. Практическая часть
2.1. Виды средств индивидуальной защиты
В первую очередь, все средства индивидуальной защиты различаются по направленности на защиту определенной части тела. Так, например, выделяют такие виды СИЗ:
Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД)
Средства индивидуальной защиты кожи
Средства индивидуальной защиты головы
Средства индивидуальной защиты лица
Средства индивидуальной защиты слуха
Средства индивидуальной защиты рук
Существуют также медицинские средства индивидуальной защиты — этомедицинскиепрепараты, материалы и специальныесредства, предназначенные для использования в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях с целью предупреждения поражения или снижения эффекта воздействия поражающих факторов и профилактики осложнений. Одним из таких средств является медицинская одноразовая маска.
2.2. Исследование эффективности медицинской маски как средства индивидуальной защиты.
Медицинская маска. Вечный спор - носить или нет, защищает или нет?
Целью практической частимоей работы стало исследование эффективности медицинской маски как индивидуального средства защиты.
Исследование №1. Могу ли я заразить?
Цель: определить, пропускает ли маска аэрозольные частицы.
Вирусы очень малы. Они распространяются вместе с выдыхаемым нами воздухом.
Ход работы: 1. Дышим на стекло без маски;
2. Дышим на стекло в маске;
3. Имитируем кашель и чихание в маске.
Результат:во втором случае паровой след значительно меньше. При кашле след отсутствует полностью (Приложение 3).
Это говорит о том, что маска препятствует проникновению аэрозольных частиц, а значит и большая часть вирусов тоже будет оставаться внутри маски.
Исследование №2. Могу ли я заразиться?
Цель: определить, проникают ли вирусы через медицинскую маску при вдохе.
Ход работы: берем нашатырный спирт. Размеры молекул нашатырного спирта несколько больше вирусов. Определяем запах нашатырного спирта через медицинскую маску на различном расстоянии.
Результат: при вдохе паров нашатырного спирта я почувствовал запах, но он не был очень резким, если спирт поднести непосредственно к носу. При повторном проведении опыта на большем расстоянии я не почувствовал запаха, только слезоточивость. Это говорит о том, что доля молекул спирта, а значит и вирусов, которую пропускает маска, зависит от расстояния. (Приложение 4)
Проведя исследование, я пришла к следующим выводам:
Медицинская маска задерживает аэрозольные частицы, а значит и большую часть вирусов.
Доля молекул спирта, а значит и вирусов, которые пропускает маска, зависит от расстояния.
Эффективность маски зависит от правильности ее ношения. (Приложение 5)
Эффективность медицинской маски не зависит от того, какой стороной ее носить (т.к. это не прописано в инструкции и установочных документах).
Медицинскую маску необходимо менять каждые 2 часа.
Заключение:
В настоящее время биология заняла лидирующее положение в естествознании. Такие термины, как век биологии, биологическая революция характеризуют новый этап научно- технической революции и всевозрастающую роль биологических исследований в жизни человеческого общества.
Биологическая революция отразилась на облике современной вирусологии, обогатив её рядом важнейших результатов и подняв на качественно новый уровень. Из науки описательной вирусология превратилась в точную биологическую дисциплину.
Проведенные исследования позволили мне не только актуализировать свои знания по данной теме, но и помогли приобрести новые научные и практические знания.
В результате проведения исследовательской работы я достигла поставленной мною цели: изучить влияние вируса на организм.
Цель я достигла, решив следующие задачи:
- познакомиться с историей возникновения науки вирусологии;
- углубить свои знания о строении вируса;
- изучить научную классификацию вирусов;
- познакомиться со способами передачи вирусных инфекций;
- проверить эффективность защитных свойств медицинских масок;
Изучив литературу, по данной теме, и проведя исследования, я пришла к следующим выводам:
1) вирусы имеют очень малые размеры тела;
2) они не имеют клеточного строения;
3) все вирусы проходят особый цикл развития в организме хозяина;
4) существует несколько способов передачи вирусов;
5) жизнеспособность вирусов зависит от внешних факторов;
6) для того, чтобы снизить риск заражения вирусом необходимо соблюдать правила личной гигиены, использовать средства индивидуальной защиты.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной вначале работы, не подтвердилась: если правильно использовать средства индивидуальной защиты, то полностью не избежать заражения вирусными заболеваниями, возможно лишь снизить риск заражения.
мационно-познавательный журнал Вирусы можно использовать на уроках биологии, на внеклассных мероприятиях, на классных часах.
Заключение
Тема вирусов необъятна, и естественно, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но я постаралась передать основные понятия о вирусах, которые необходимы каждому, в том числе и нам. Выполняя эту работу, я узнала не только о строении и свойствах вирусов, но и о том, как избежать встречи с ними, обезопасить себя. В современном мире такие знания просто необходимы, и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники.
В ходе работы над проектом я еще в большей мере убедилась, что необходима острейшая борьба с опасными для жизни человека вирусами. И это тоже весьма трудоемкая работа, так как вирусы могут мутировать, т.е. изменяться по своему составу. Вот поэтому очень трудно найти лекарство против вирусного заболевания. В наше время вирусы изучаются учеными всего мира. Человечество пытается извлекать из них пользу. Мы уже научились избавляться от бактерий вызывающие различные болезни с помощью бактериофагов.Перед вирусологией в настоящее время стоит задача – искоренение вирусных заболеваний и вирусов, паразитирующих в организме человека.Может быть, в будущем борьба с вирусами не будет такой серьезной проблемой как сейчас.
В природе нет ни одного организма, который бы приносил только вред и уничтожал другие организмы. Ведь для чего-то он был создан природой?
Считаю, что в полной мере раскрыла тему своего реферата и решила все поставленные перед собой задачи, максимально проработав литературу по данной теме.




Список литературы
1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
2. Учебник биологии 10-11 класс. В.и. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Биология. Общая биология, М.: Дрофа 2010.
3. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Дрофа, 2008.
4.
5.
6.
7.9.
10.
11.
Проект на тему Плохие новости в упоковке
.

Введение
Кусает больно и обидно,
Хоть самого подчас не видно…
Дж. Свифт
Еще в прошлом веке ученые знали, что каждую заразную болезнь вызывает свой микроорганизм, с которым можно успешно бороться.
Бактериологи утверждали, что скоро не останется ни одной болезни.. Но проходили годы, а обещания не выполнялись. Люди заражались краснухой, корью, паротитом, ящуром, полиомиелитом, оспой, желтой лихорадкой, гриппом. От страшных болезней умирали миллионы людей, а микробов - возбудителей найти так и не удавалось.
Тема вирусов интересна и необъятна, сказать все о вирусах невозможно. Очень многое неизвестно до сих пор. Но мы попытались найти основные понятия о вирусах, историю их возникновения, что необходимо знать каждому, в том числе и нам. Работая над проектом, мы узнали и о строении, размножении вирусов и конечно о вирусных заболеваниях. За последние 2 года слово вирус вызывает у людей особую тревогу. В современном мире эти знания просто необходимы и они пригодятся каждому, потому что вирусы - наши постоянные спутники.
Актуальностьвыбранной темы:из-за вирусных заболеваний в современное время умирают люди, поиском борьбы с такими заболеваниями заняты многие ученые. О вирусах ученым известно сравнительно немного. Но чтобы успешно бороться с коварными невидимками и болезнями, которые они вызывают, необходимо детально изучить их свойства. Тема, выбранная нами, показалась очень интересной, мырешили больше узнать о вирусах и познакомить обучающихся своей школы с вирусными заболеваниями и со способами борьбы с ними. Мы считаем, что о вирусах и вирусных заболеваниях, а также правах человека в условиях ковид необходимо знать каждому для того, чтобы применять эти знания в быту. Например, недавняя вспышка коронавирусной инфекции привела к панике населения всей планеты из–за смертности и высокого уровня распространения заболевания. Обеспокоенность россиян ситуацией в стране, вызванной распространением вирусной инфекции закономерна. С начала 2019 года грипп уверенно атакует многие страны, а также и регионы России и последние новости не утешительны. Болезнь опасна, имеет множество проявлений и разновидностей. Важно знать симптомы и алгоритмы действия при заболевании, а также о последствиях коронавирусной инфекции в общественной жизни с правовой точки зрения.
Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Подсчитано, что человек при средней жизни в 70 лет примерно 7 лет болеет различными вирусными инфекциями. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру - бактерий, то станет ясно, что борьба с вирусами - одна из первоочередных задач науки.
Тема проекта:Плохие новости в упаковке.
Объектом изучения являются вирусы – неклеточная форма жизни, права и свободы человека.
Я поставила перед собойцель:
- собрать информацию и обобщить материал о вирусах как представителях неклеточной формы жизни, их строении, происхождении, истории открытия вирусов; о вирусных заболеваниях и изучить проблемы ущемления прав человека в связи с угрозой распространения ковид – 19.
Для достижения цели я поставилазадачи:
- собрать материал о вирусах, их строении, многообразии, о вирусных заболеваниях, и мерах защиты от них;
- выявить причины ущемления прав граждан в связи с угрозой ковид-19;
- провести анализ собранного материала, систематизировать его; представить собранный материал в виде проекта;
- оформить презентацию по данной теме и продукт своего проекта в виде информационно-познавательного журнала Вирусы и права.
-провести практическую работу по эффективности средств индивидуальной защиты от гриппа и ковид 19.

1.Теоретическая часть
1.1.Что такое вирусы, их строение
Все живые организмы, обитающие на Земле, представлены одной клеткой, а многоклеточные многими. Единственным исключением из этого общего правила являются вирусы, тело которых не имеет клеточного строения и они являются внутриклеточными паразитами, не способными к жизнедеятельности вне живых клеток.
Вирусы – это возбудители инфекционных болезней, которые можно разглядеть только с помощью электронного микроскопа, т.к. они в пятьдесят раз меньше бактерий, поэтому способны проходить через бактериальный фильтр В переводе с латинского virus означает "яд, ядовитое начало".
Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и одного или нескольких белков, образующих вокруг нее оболочку - каnсид(от лат. капса - вместилище). Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, как правило, имеет спиральную или многогранную форму. Внутри капсида могут находиться собственные вирусные ферменты. Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики. Его капсид содержит всего один вид белка с небольшой молекулярной массой.
Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую; иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы. Примером сложно организованных вирусов служат возбудители гриппа и герпеса. Их наружная оболочка - это фрагмент ядерной или цитоплазматической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду.
Учёные считают, что вирусы как структуры находятся на самой границе между живыми и неживыми организмами. Доказательством того, что вирусы живые, является способность их воспроизводить себя. У них есть генетический материал в виде ДНК или РНК. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. Для них характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. В то же время вирусы не имеют клеточного строения и не могут воспроизводить себя вне клетки – хозяина. Они не используют пищу, не могут вырабатывать энергию, не растут, не имеют обмена веществ. По образу жизни вирусы являются внутриклеточными паразитами. Они проникают внутрь клетки хозяина, нейтрализуют ДНК хозяина, с помощью своей ДНК или РНК способствуют синтезу новых копий вируса.

1.2.История открытия вирусов
Данные о вирусах накапливались постепенно. Исследователь Луи Пастер так и не смог найти агент, который вызывает бешенство. Из-за этого он предположил, что тот настолько мал, что рассмотреть его под микроскопом невозможно. В 1884 году Шарль Шамберлан - известный микробиолог из Франции - изобрел фильтр, поры которого гораздо меньше бактерий. При помощи этого инструмента можно полностью удалить бактерии из жидкости. В 1892 году российский микробиолог Дмитрий Иосифович Ивановский использовал этот аппарат для исследования вида, который позже получил название вируса табачной мозаики. Эксперименты ученого показали, что даже после фильтрации сохраняются инфекционные свойства. Он предположил, что инфекция может быть спровоцирована токсином, который выделяют бактерии.
При помощи оптического микроскопа Д. И. Ивановский наблюдал за зараженными клетками растений. Он обнаружил тела, подобные кристаллам, который сейчас называются скоплениями вирусов. Однако тогда это явление получило название кристаллы Ивановского. Голландский микробиолог 1898 году, Мартин Бейеринк, повторил эксперименты ИвановскогоОн решил, что инфекционный материал, который проходит через фильтр, является новой формой агентов и назвал эти частицы "растворимыми живыми микробами" -вирусами". Ученый стоял на том, что по своей природе вирусы являются жидкими, но это опроверг Уэнделл Стэнли, который доказал, что по сути вирусы - это частицы. Тогда же Пауль Фрош и Фридрих Леффлер нашли первый вирус животных, а именно - возбудителей ящура. Его они пропустили через похожий фильтр.
1.3.Происхождение и размножение вирусов
Вирусы— сборная группа, не имеющая общего предка. В настоящее время существует несколько гипотез, объясняющих происхождение вирусов.
Существует 3 основных концепции происхождения вирусов:
1)Вирусы — потомки бактерий и других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную (регрессивную) эволюцию.
2)Вирусы — потомки древних доклеточных форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования.
3)Вирусы — производные клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранивших зависимость от клеток.
Ни один из известных на сегодняшний день вирусов не способен к самостоятельному существованию. Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки-хозяина, а затем или проникает целиком (путем эндоцитоза), или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту. Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме зараженной клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая ее гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.
1.4.Вирусные заболевания.
Вирусы поражают человека, домашних и диких животных, сельскохозяйственные и дикие растения, простейших, бактерии, грибы. Всех живущих подстерегают многочисленные болезни и в первую очередь различные инфекции, среди которых более 75% вызываются вирусамВирусы являются возбудителями ряда опасных заболеваний: герпеса, полиомиелита, кори, краснухи, оспы, гепатита, энцефалита, бешенства, гриппа и др.Цифры заболеваемости по нашей стране показывают, что уже много лет первые четыре места среди всех инфекций уверенно держат четыре, уже знакомые вам вирусные болезни. Это, прежде всего, различные ОРЗ, грипп, гепатит, корь, коронавирус. Осложнения после гриппа могутбыть ужасными.
Герпес:у некоторых людей по краям губ, на крыльях носа или на подбородке периодически появляются покрасневшие участки кожи, густо покрытые пузырьками- это герпес. Поселяется он в крови человека и остается там навсегда. Этот вирус очень коварен. Доказано, что органы, которые заразил герпес, через несколько лет поражаются раковой опухолью.
Грипп:Остроеинфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). К гриппу восприимчивы всевозрастные категориилюдей. Источником инфекции является больной человек, выделяющий вирус с кашлем,чиханьеми т.д. Больной заразен с первых часов заболевания и до 3—5-х суток болезни. В виде эпидемий встречается чаще в осенне-зимний период.
Коронавирусы - это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в настоящее время чаще передается человеку. Обычно коронавирусная инфекция протекают в легкой форме, но бывают и тяжелые формы, такие как ближневосточный респираторный синдром (Mers) и тяжелый острый респираторный синдром (Sars). В 2019 г. началась вспышка заболеваний новым коронавирусом 2019-СoVid. Большая часть случаев заболевания этим вирусм зафиксирована в Китае, но в январе 2020 г. подтверждены случаи завоза заболевания более чем в 15 странах, включая Францию, Германию, Австралию и США. На 28.01.2020 г. инфицировано данным вирусным заболеванием 6057 человек, зарегистрировано 130 смертей.
Симптомы заболевания: высокая температура, кашель, боль в горле, затрудненное дыхание, чувство усталости.
Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп.
Коронавирус распространяется воздушно-капельным путем от больного человека при чихании, кашле. Кроме того, он может распространяться, при касании руками любой загрязненной поверхности, например дверной ручки. рта, носа или глаз.. Коронавирус и вирус гриппа могут иметь сходные симптомы, но генетически они абсолютно разные. Вирусы гриппа размножаются очень быстро – симптомы проявляются через два-три дня после заражения, а коронавирусу требуется для этого до 14 дней.
Как защитить себя от заражения коронавирусом? Поддерживать чистоту рук и поверхностей, носить маску, в общественных местах соблюдать дистанцию.
Можно ли вылечить новый коронавирус? На сегодняшний день большинство заболевших людей выздоравливают. Необходимо вовремя обращаться за медицинской помощью, чтобы врач назначил лечение. Не существует специфического противовирусного препарата от нового коронавируса- так же, как нет специфического лечения от многих других респираторных вирусов, вызывающих простудные заболевания. В настоящее время созданы вакцины от данного вируса, но т.к. вирус мутирует очень быстро, во многих странах продолжаются разработки новых вакцин. Есть схемы лечения и препараты, которые помогают выздороветь. Самым опасным осложнением является вирусная пневмония, поэтому лечение нужно начинать своевременно по указанию врача.
Кто в группе риска? Люди всех возрастов рискуют заразиться вирусом, но чаще болеют с ослабленным иммунитетом и люди имеющие сопутствующие болезни.
Испанка, или испанский грипп, вызванный вирусом Н1N1 – остается самой разрушительной пандемией гриппа в современной истории. Заболевания охватило весь земной шар в 1918 году и, по оценкам, привело к гибели от 50 до 100 миллионов человек.
Вспышка свинного гриппа 2009 года унесла жизни 575400 человек.
Азиатский грипп в 1957 году, привел к гибели примерно около двух миллионов человек, а гонконгский грипп 11 лет спустя (1968 г) унес один миллион человек.
Существуют три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями – вакцинация, применение интерферона и химиотерапия. Каждый из них действует по – своему: вакцины включают систему иммунитета, интерферон подавляет распространение вирусов, проникших внутрь клеток, а химиопрепараты вступают в единоборство и приостанавливают начинающуюся болезнь. Исторически самым старым и надёжным является метод вакцинации. С помощью вакцин резко снижена заболеваемость полиомиелитом, бешенством, корью, краснухой, эпидемическим паротитом, жёлтой лихорадкой, энцефалитами и другими вирусными инфекциями. Другим способом защиты человека от вирусов является использование сывороток и гаммоглобулинов, полученных из крови людей, переболевших той или иной вирусной болезнью. Такие сыворотки содержат антитела, способные нейтрализовать соответствующие вирусы и создавать пассивный иммунитет уже через несколько часов после их введения. Этот способ используется для предупреждения кори, лечения энцефалитов и других вирусных заболеваний.
В отличие от вакцин и химиопрепаратов, интерферон обладает универсально широким спектром действия и активен практически против всех вирусов, он подавляет размножение вирусов, уже проникнувших внутрь клеток. Клинические испытания интерферона показали, что он активен при острых респираторных заболеваниях, в тех случаях, когда вакцинация малоперспективна.
Чтобы оказаться зараженным, не обязательно вступать в прямой контакт с больным человеком. Способы передачи:
- прямой контакт - непосредственный контакт с источником инфекции;
- непрямой контакт - соприкосновение с предметом, которым пользовался больной человек;
- через переносчика - инфицирование через другой источник;
- воздушно-капельный путь - вдыхание мельчайших капель мокроты инфицированного человека.
Основным средством профилактики вирусных заболеваний у человека является ношение марлевых повязок при контакте с больными заболеваниями дыхательных путей, мытье рук, овощей и фруктов, протравливание мест обитания переносчиков вирусных заболеваний, вакцинация от клещевого энцефалита, стерилизация медицинских инструментов в лечебных учреждениях и др.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Виды средств индивидуальной защиты
В первую очередь, все средства индивидуальной защиты различаются по направленности на защиту определенной части тела. Так, например, выделяют такие виды СИЗ:
Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД)
Средства индивидуальной защиты кожи
Средства индивидуальной защиты головы
Средства индивидуальной защиты лица
Средства индивидуальной защиты слуха
Средства индивидуальной защиты рук
Существуют также медицинские средства индивидуальной защиты — этомедицинскиепрепараты, материалы и специальныесредства, предназначенные для использования в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях с целью предупреждения поражения или снижения эффекта воздействия поражающих факторов и профилактики осложнений. Одним из таких средств является медицинская одноразовая маска.
2.2. Исследование эффективности медицинской маски как средства индивидуальной защиты.
Медицинская маска. Вечный спор - носить или нет, защищает или нет?
Целью практической частимоей работы стало исследование эффективности медицинской маски как индивидуального средства защиты.
Исследование №1. Могу ли я заразить?
Цель: определить, пропускает ли маска аэрозольные частицы.
Вирусы очень малы. Они распространяются вместе с выдыхаемым нами воздухом.
Ход работы: 1. Дышим на стекло без маски;
2. Дышим на стекло в маске;
3. Имитируем кашель и чихание в маске.
Результат:во втором случае паровой след значительно меньше. При кашле след отсутствует полностью (Приложение 3).
Это говорит о том, что маска препятствует проникновению аэрозольных частиц, а значит и большая часть вирусов тоже будет оставаться внутри маски.
Исследование №2. Могу ли я заразиться?
Цель: определить, проникают ли вирусы через медицинскую маску при вдохе.
Ход работы: берем нашатырный спирт. Размеры молекул нашатырного спирта несколько больше вирусов. Определяем запах нашатырного спирта через медицинскую маску на различном расстоянии.
Результат: при вдохе паров нашатырного спирта я почувствовал запах, но он не был очень резким, если спирт поднести непосредственно к носу. При повторном проведении опыта на большем расстоянии я не почувствовал запаха, только слезоточивость. Это говорит о том, что доля молекул спирта, а значит и вирусов, которую пропускает маска, зависит от расстояния. (Приложение 4)
Проведя исследование, я пришла к следующим выводам:
Медицинская маска задерживает аэрозольные частицы, а значит и большую часть вирусов.
Доля молекул спирта, а значит и вирусов, которые пропускает маска, зависит от расстояния.
Эффективность маски зависит от правильности ее ношения. (Приложение 5)
Эффективность медицинской маски не зависит от того, какой стороной ее носить (т.к. это не прописано в инструкции и установочных документах).
Медицинскую маску необходимо менять каждые 2 часа.
Заключение:
В настоящее время биология заняла лидирующее положение в естествознании. Такие термины, как век биологии, биологическая революция характеризуют новый этап научно- технической революции и всевозрастающую роль биологических исследований в жизни человеческого общества.
Биологическая революция отразилась на облике современной вирусологии, обогатив её рядом важнейших результатов и подняв на качественно новый уровень. Из науки описательной вирусология превратилась в точную биологическую дисциплину.
Проведенные исследования позволили мне не только актуализировать свои знания по данной теме, но и помогли приобрести новые научные и практические знания.
В результате проведения исследовательской работы я достигла поставленной мною цели: изучить влияние вируса на организм.
Цель я достигла, решив следующие задачи:
- познакомиться с историей возникновения науки вирусологии;
- углубить свои знания о строении вируса;
- изучить научную классификацию вирусов;
- познакомиться со способами передачи вирусных инфекций;
- проверить эффективность защитных свойств медицинских масок;
Изучив литературу, по данной теме, и проведя исследования, я пришла к следующим выводам:
1) вирусы имеют очень малые размеры тела;
2) они не имеют клеточного строения;
3) все вирусы проходят особый цикл развития в организме хозяина;
4) существует несколько способов передачи вирусов;
5) жизнеспособность вирусов зависит от внешних факторов;
6) для того, чтобы снизить риск заражения вирусом необходимо соблюдать правила личной гигиены, использовать средства индивидуальной защиты.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной вначале работы, не подтвердилась: если правильно использовать средства индивидуальной защиты, то полностью не избежать заражения вирусными заболеваниями, возможно лишь снизить риск заражения.
.
.