Публикации
Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок
Автор: Ворсина Александра Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок
Автор: Ворсина Александра Ивановна
Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,когда он живёт в мире игры, сказки,музыки, фантазии и творчества.Без этого он - засушенный цветок
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с примерами детской агрессивности и жестокости по отношению друг другу, а также по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, справедливости, милосердии. Все это может привести к падению духовно-нравственных качеств. Хотя с самого рождения ребенок нацелен на идеал хорошего. В этом случае, необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - раздел Социально-коммуникативное развитие направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая духовные, моральные и нравственные.
Один из основных принципов ДО звучит так: Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
В Законе об образовании статья 64 сказано: дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических качеств, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.
Воспитание нравственных качеств у детей подтверждает свою актуальность. Что же такое нравственность? Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами, говорится в словаре С.И. Ожегова.
В.И. Даль говорил: Мораль как нравственное ученье, правила для воли, совести человека.
Проанализировав эти определения, можно сделать вывод: нравственность - это духовные качества человека, способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор.
А теперь рассмотрим, что же такое сказка?
А.И. Никифоров дает такую трактовку Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно - стилистическим построением.
Ю.М. Соколов говорил, что народная сказка - поэтический рассказ фантастического, авантюрно - новеллистического и бытового жанра.
В своем словаре В.И. Даль термин сказка трактует таким образом: вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание.
Русские народные сказки отличаются от других сказок народов мира своей воспитательной, нравственной направленностью. В них отражаются нравственные ценности, такие, как доброта, честность, готовность прийти на помощь. Из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что русские народные сказки - неисчерпаемый источник народной мудрости, нравственных качеств.
Русская народная сказка имеет большое воспитательное значение, а так же приобщает к традициям и культуре русского народа, воспитывает любовь к родному языку. Русская народная сказка характеризуется глубиной человеческих чувств, торжеством справедливости и доброты, поэтичностью. Сказки отражают представление о добре и зле, поэтому так значимо присутствие сказки в жизни ребенка.
Приобщать ребенка к сказке нужно с раннего детства, когда ребенок только начинает постигать азы знаний и культуры. Знакомя детей со сказками, детский сад решает комплекс взаимосвязанных задач: умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Эффективным методом является проигрывание сказки, имитация взаимоотношений между сказочными героями, что помогает ребенку войти в мир человеческого общения.
Следующими методами является чтение сказки воспитателем или рассказывание, более свободная передача текста.
Для закрепления знаний полезны такие методы литературные викторины, дидактические игры на материале знакомых сказок. Существуют еще такие методы как беседа по сказке, повторность, выразительность чтения, рассматривание иллюстраций и многие другие.
Сказки, при правильном ее использовании в образовательном процессе является эффективным средством формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Использование педагогами в своей работе сказок с ярко выраженными нравственными понятиями, у детей формируются нравственные представления, которые являются основами нравственного воспитания, тем самым мы обеспечиваем становление такой личности, которая в будущем будет сочетать в себе нравственные качества, нравственную чистоту и духовное богатство. Главная цель педагога является формирование думающего, любящего, чувствующего человека.
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова. - Омск: Русь, 2009. - 48 с.
2. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - С.185.
3. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 ч. / В.И. Даль. - СПб., 1863-1866.
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,когда он живёт в мире игры, сказки,музыки, фантазии и творчества.Без этого он - засушенный цветок
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с примерами детской агрессивности и жестокости по отношению друг другу, а также по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, справедливости, милосердии. Все это может привести к падению духовно-нравственных качеств. Хотя с самого рождения ребенок нацелен на идеал хорошего. В этом случае, необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - раздел Социально-коммуникативное развитие направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая духовные, моральные и нравственные.
Один из основных принципов ДО звучит так: Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
В Законе об образовании статья 64 сказано: дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических качеств, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.
Воспитание нравственных качеств у детей подтверждает свою актуальность. Что же такое нравственность? Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами, говорится в словаре С.И. Ожегова.
В.И. Даль говорил: Мораль как нравственное ученье, правила для воли, совести человека.
Проанализировав эти определения, можно сделать вывод: нравственность - это духовные качества человека, способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор.
А теперь рассмотрим, что же такое сказка?
А.И. Никифоров дает такую трактовку Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно - стилистическим построением.
Ю.М. Соколов говорил, что народная сказка - поэтический рассказ фантастического, авантюрно - новеллистического и бытового жанра.
В своем словаре В.И. Даль термин сказка трактует таким образом: вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание.
Русские народные сказки отличаются от других сказок народов мира своей воспитательной, нравственной направленностью. В них отражаются нравственные ценности, такие, как доброта, честность, готовность прийти на помощь. Из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что русские народные сказки - неисчерпаемый источник народной мудрости, нравственных качеств.
Русская народная сказка имеет большое воспитательное значение, а так же приобщает к традициям и культуре русского народа, воспитывает любовь к родному языку. Русская народная сказка характеризуется глубиной человеческих чувств, торжеством справедливости и доброты, поэтичностью. Сказки отражают представление о добре и зле, поэтому так значимо присутствие сказки в жизни ребенка.
Приобщать ребенка к сказке нужно с раннего детства, когда ребенок только начинает постигать азы знаний и культуры. Знакомя детей со сказками, детский сад решает комплекс взаимосвязанных задач: умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Эффективным методом является проигрывание сказки, имитация взаимоотношений между сказочными героями, что помогает ребенку войти в мир человеческого общения.
Следующими методами является чтение сказки воспитателем или рассказывание, более свободная передача текста.
Для закрепления знаний полезны такие методы литературные викторины, дидактические игры на материале знакомых сказок. Существуют еще такие методы как беседа по сказке, повторность, выразительность чтения, рассматривание иллюстраций и многие другие.
Сказки, при правильном ее использовании в образовательном процессе является эффективным средством формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Использование педагогами в своей работе сказок с ярко выраженными нравственными понятиями, у детей формируются нравственные представления, которые являются основами нравственного воспитания, тем самым мы обеспечиваем становление такой личности, которая в будущем будет сочетать в себе нравственные качества, нравственную чистоту и духовное богатство. Главная цель педагога является формирование думающего, любящего, чувствующего человека.
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова. - Омск: Русь, 2009. - 48 с.
2. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - С.185.
3. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 ч. / В.И. Даль. - СПб., 1863-1866.