Публикации
"Роль изобразительного искусства и эстетического воспитания в жизни человека".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль изобразительного искусства и эстетического воспитания в жизни человека".
Автор: Хованская Екатерина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль изобразительного искусства и эстетического воспитания в жизни человека".
Автор: Хованская Екатерина Владимировна
Роль изобразительного искусства и эстетического воспитания в жизни человека.Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира.Восприятие образов в искусстве органично сплетается с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражение лица и жесты, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях. Старшие дошкольники способны выразить это в суждениях о произведении в целом: дети узнают изображенное; в их высказываниях появляются сравнения изображенного с увиденным в жизни» В дошкольном возрасте закладываются основы, базис личностной культуры человека, формируется эстетическая культура, как составная часть культуры духовной. Еще Платон, указывал на необходимость гармоничного сочетания духовного, умственного и физического начала в человеке, подчеркивал особую важность эстетического развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству. Современная педагогика рассматривает наличие эстетической составляющей как решающее условие оптимального решения специфических задач всех других видов воспитания: умственного, нравственного, физического (Н.И. Волков, С.В. Герасимов, М.С. Каган, Б.М. Неменский).«Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков» Проблемой художественно-эстетического развития занимались многие философы, искусствоведы, педагоги: Б.М. Неменский, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Б.П. Юсов. Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве.«Способность ребенка откликаться безотчетно на все привлекательное свидетельствует о том, что будущее умение видеть и понимать красоту окружающего мира, искусство, а так же творить по законам красоты существует в его душе как возможность» – утверждает А.А. Петрикевич [4, с.15]. Возрастные особенности дошкольников, проявляющиеся как непосредственность и сила чувств ребенка, живость и яркость впечатлений, исключительная свежесть восприятия создает благоприятную почву для использования комплекса художественно-эстетических средств. На то, что период дошкольного детства благоприятен для общения с искусством, указывали Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, С.Д. Левин, В.С. Мухина, Е.А. Панько.